Леонид Стефанишин: Украина потеряла хорошего игрока, но нашла хорошего священника
Прощальное интервью Леонида Стефанишина
- 09 апреля 2008, 22:40
- |
- 2598
- 6
Один из наиболее талантливых молодых баскетболистов Украины объявил о завершении своей карьеры. Он покидает большой спорт, чтобы стать священником.
В религиозность Стефанишина люди, незнакомые с ним лично, не верили, считали "рекламным ходом". Например, это продемонстрировали отзывы на интервью с ним после отказа Леонида выступать под руководством Виталия Лебединцева в составе национальной сборной. Тогда Стефанишин в открытую объявил, что ему, как верующему, неприятно работать с человеком, не уважающим других. Не поверил поначалу в искренность Леонида и сам Лебединцев - поднимите архивы прессы и почитайте его ответные интервью. Тем не менее, это был не PR-ход - форвард действительно уже год как является священником и этот сезон стал для него последней данью уважения - как к родному «Будивельнику», так и к болельщикам.
- Леонид, твое решение о завершении карьеры стало достаточно неожиданным. Все же ты был одним из лидеров «Будивельныка», на тебя рассчитывал Валентин Мельничук...
- Неожиданным оно было разве что для болельщиков. Украинский баскетбол давно был предупрежден о моем решении. Я уже год являюсь священником в украинской автокефальной церкви, находящейся под патриархатом Моисея. И как раз в этом сезоне я планировал завершить свою баскетбольную карьеру. Поскольку получилось, что решением президиума ФБУ был отменен турнир за 9-12 места, точку поставил уже сейчас.
- Но ведь ты являешься кандидатом в сборную Украины. Может, стоило завершать карьеру после выступления в составе национальной дружины?
- Дело в том, что у Валентина Федоровича есть план развития нашей сборной, рассчитанный не на один год. Какой был бы смысл занимать чье-то место в команде, если уже следующим летом он не мог бы на меня рассчитывать, а человек, вместо которого меня пригласили, отстал бы от общей команды на год? Я решил поставить точку на карьере баскетболиста. Если бы я ждал месяц, а потом явился бы на сборы - получилось бы троеточие. Это неправильно. Мельничук с пониманием отнесся к моему решению и одобрил такое отношение к партнерам.
- Почему ты решил уйти именно сейчас?
- Видать, время пришло. Я уже выдохся и нашел другой путь самореализации. Материальные блага меня не интересуют, куда важнее духовные ценности. Баскетбол уже стал для меня неинтересен. А когда человек теряет мотивацию, нет смысла продолжать заниматься этим делом. Бог дает нам много различных талантов. В баскетболе я уже реализовался, время подумать о том, где я могу еще пригодиться.
- Что тебе дал баскетбол?
- Очень многое. Опыт борьбы, умение в сложных ситуациях сохранять спокойствие, уверенность в себе. Это была хорошая жизненная школа. Не хочу показаться нескромным, но мне нравилась моя игра. Пусть украинский баскетбол и потерял хорошего игрока, но зато приобрел хорошего священника. Тем более приятно, что мое решение пришлось на Благовещение. В этом есть какой-то знак.
- Каковы твои мотивы ухода из баскетбола именно таким путем?
- Настоящая вера - это свыше. Кто-то верит, а кто-то знает. Я познал, поэтому и принял. Я был знаком с одним мужчиной, который жаловался мне: «Собственный сын выгоняет меня из дому, мол, старик, ты мне не нужен, иди на все четыре стороны. Чем я виноват? Я дал ему все - деньги, квартиру, машину, а он относится ко мне как к постороннему, к бомжу». Я тогда ответил: «Ты не дал ему главного - морали». Мне больно наблюдать за тем, что у современных людей материальные ценности преобладают над духовными. Повсюду - ханжество и фарисейство. Я ведь патриот. Я хочу, чтобы Украина - и, в частности, украинский баскетбол - встала с колен, заявила о себе, показала себя. Чтобы наша молодежь вырастала богатой духовно - ведь только в этом случае мы действительно сможем раскрыть свой потенциал. И я чувствую, что уже готов посвятить свою жизнь этому. Сейчас мы пока снимаем помещение для нашей церкви, но вовсю идет строительство храма, и я принимаю в этом посильное участие. Пусть немного, но я смогу помочь людям вернуть главное - душу, понятие морали, любви к ближнему. Сейчас мне это намного важнее любых достижений в баскетболе.
- Не обижайся, но в нынешнем обществе уход молодого парня в церковь выглядит несколько необычно. Мол, крепкий мужик, ему еще детей растить, а ты вот даже не женат...
- Ну а кто сказал, что я ухожу в затворники? Если я пока не нашел свою вторую половину, значит, просто еще ее не встретил. Мы вообще против затворничества, монашества. Как может священник давать советы, если сам не прошел все перипетии мирской жизни? Между прочим, слово «монах» - от mono (один, уединение). Настоящий монах - это отшельник. Я вообще не понимаю, как можно применять похожее понятие к людям, которые толпой собираются в кельях и проповедуют уход от мира.
- «Будивельнык» последние несколько лет переживает далеко не лучшие времена - вот даже в плей-офф опять не попал. Не было мыслей погодить с уходом, еще хоть год помочь команде?
- Я был готов уйти еще прошлым летом, оттого и решился стать священником. В этом сезоне у нас команда стала еще крепче. И, пусть пока не попадает в зону плей-офф, но она готова к этому. Здесь как со сборной - незачем занимать чужое место, если этим мешаешь всей команде в развитии. Все ребята знали о моем решении загодя. Не знаю, как они к этому отнеслись, но внутри команды демонстрировали понимание. Огромное им за это спасибо.
- Если предложат вернуться в «Будивельнык» в качестве тренера или же работника администрации, как, например, это было предложено Вячеславу Евстратенко и Александру Лохманчуку, согласишься?
- Это вы о воспитании молодежи с точки зрения хорошо знакомого мне дела? Может быть, может быть, не знаю... По крайней мере, сейчас мои мысли заняты далеко не этим. А там уже посмотрим.
Sport.ua