Руслан Гунчак: «Болею за красивый футбол»
Интервью с игроком харьковского Металлиста Русланом Гунчаком
- 23 ноября 2004, 17:00
- |
- 1491
- 0
Когда команда находится в стадии становления (а к «Металлисту» это, безусловно, относится), и при этом пребывает в верхней части турнирной таблицы, значит, она встала на правильный путь. Одну из ведущих ролей у харьковчан играет Руслан Гунчак. Этот футболист только нынешним летом переехал на Слобожанщину, но уже стал незаменимым и очень важным звеном в игре коллектива.
- Руслан, расскажи вкратце: из каких этапов состояла твоя футбольная жизнь до сегодняшнего дня?
- Родом я из Черновицкой области. Уже с семи лет записался в футбольную секцию к своему первому тренеру Онуфрию Григорьевичу Савчуку. Долгое время успешно участвовали в различных турнирах, но когда в 8-м классе футбольная школа по финансовым причинам практически прекратила существование, думал, что со спортом придется закончить. Но после поступления в иванофранковский техникум и года занятий там меня заметили и пригласили в донецкий спортивный интернат, где я учился четыре года. Команду найти было сложно, я вернулся домой и попал с состав «Буковины», выступавшей тогда в первой лиге. Постепенно стал набирать кондиции, постоянно работал над собой. Первый профессиональный период занял около трех лет. Затем мне пришлось пережить операцию, не связанную с футболом. После четырехмесячного перерыва возвращаться в «Буковину» уже не было смысла - там начался страшнейший упадок, а я получил приглашение от Александра Ищенко, возглавлявшего «Прикарпатье». У команды была задача попасть в высшую лигу. Сезон я отыграл в Ивано-Франковске, но после пятого места руководство клуба во многом переменило отношение к прежним взглядам. Многие ушли из команды, а мне Ищенко посоветовал попробовать свои силы в Мариуполе, куда я и отправился. В «Металлурге» заключил контракт на два года, которые очень много значили для меня в том смысле, что переход в высшую лигу - важный шаг для любого спортсмена.
- Когда ты понял, что футбол - не просто увлечение, а главное занятие твоей жизни?
- Наверное, в интернате. Там большую часть времени уделял как спорту, так и учебе. Но со временем все сильнее тянуло в профессиональный футбол. Других мыслей даже не было. Хотелось попробовать силы в любой взрослой команде. Ну а уже в «Буковине», когда заработал первые деньги, понял, что это не просто мечты, а вполне реальный путь. На данный момент не могу представить, чем бы еще мог заниматься, если бы мне по каким-либо причинам пришлось закончить с футболом. В свое время именно желание играть и Боженька помогли мне вернуться к любимому делу, когда здоровье поставило под угрозу дальнейшую карьеру.
- Насколько имеет значение то, что сейчас тебе приходится играть далеко от дома?
- Конечно, родина - есть родина, Там родители, друзья. Но желание играть намного сильнее. Когда я переходил в Мариуполь, меня это нисколько не смущало. Готов был ехать и в Россию, и намного дальше, чтобы только играть в большой футбол. К тому же та моя первая далекая от дома команда не была совсем чужой, поскольку с некоторыми одноклубниками был знаком еще по интернату.
- Получается, ездить по стране - условие профессии. А какие еще качества должны быть присущи футболисту, чтобы чего-нибудь добиться в своей карьере?
- Желание играть, добиваться результатов, хорошо знать свое дело, постоянно работать над собой. С другой стороны, должны быть и соответствующие условия. Сейчас футбол такой, что много решает финансовая сторона вопроса, особенно если ты поиграл в высшей лиге. Но это тоже надо понимать: труд тяжелый, а карьера футболиста заканчивается в тридцать с небольшим.
- Давай еще немного на эту же тему. Профессионалы наши и «их». Почему пока сравнение получается в пользу последних?
- Можно даже посмотреть по телевизору футбол заграничный и наш… Дело, наверное, в менталитете - украинском, русском. Разница в отношении. Наши профессионалы тоже стараются. В каждом из ведущих европейских чемпионатов есть свои особенности, свой стиль, но большинство там играет на публику. У нас больше упор на «бойцовский» футбол. Многие команды (особенно в первой лиге) сами не играют и другим не дают. Я считаю, что иной подход в Европе не только привлекает больше людей на трибуны, но и гарантирует лучший конечный результат, более качественный продукт футбола. Кроме того, наш уровень жизни ниже, а этот самый уровень нельзя отделить от спорта.
- Вернемся к твоей карьере. Каковы лучшие воспоминания в ней, если брать период до переезда в Харьков?
- Что приятно в футболе? Когда ты имеешь возможность играть и удается быть на виду. Конечно, это период, проведенный в Мариуполе. Там удалось почувствовать уровень высшей лиги, по-настоящему проверить себя. Там был огромный стимул, даже когда сидел в запасе. Выход на новый уровень - это крайне непросто: первые полгода, по сути, ушли на адаптацию.
- Расскажи о своих функциях на футбольном поле. Всегда ли ты играл на одной позиции?
- Играю в центре полузащиты, на месте опорного хава. В Мариуполе большую часть времени играл, отходя назад, тем самым выполняя тактические задачи Николая Павлова. Сюда же входила обязанность (не только моя) делать по ходу встречи большое количество забеганий. Павлов именно по этому показателю оценивал активность того или иного футболиста. Невыполнение этих требований отражалось и на материальном поощрении, и на месте в основном составе. Сейчас приходится играть на конкретной позиции в зависимости от плана на игру.
- К слову, о Павлове. Николай Петрович зарекомендовал себя как один из самых опытных и успешных специалистов в украинском чемпионате. Ты его знаешь лично. Какие впечатления у тебя остались от двухлетнего сотрудничества?
- Двоякие. Мне кажется, что ему давно следовало поменять команду и проявить свой талант в другом клубе. Все-таки восьмой год на одном месте… Часто изменения - просто требование времени. Должны меняться или футболисты, или наставники. У Павлова длительное время был состав из очень квалифицированных исполнителей. Их устраивало пребывание в «Ильичевце». На словах Павлов был не против продлить сотрудничество с Аникеевым, Шуховцевым, Бабичем и другими. На деле получилось все иначе. Если вспоминать тренировки у Павлова, то они годами не менялись, и я прекрасно представляю, чем он будет заниматься и спустя несколько лет, если будет продолжать тренерскую деятельность. В чем-то он достиг совершенства, но проявление творческой инициативы на поле, внедрение чего-то нового при нем мне кажется невозможным.
Кроме того, многие команды держат курс на омоложение. Можно понять Павлова в его стремлении укрепиться опытными игроками, если перед ним стоят высокие задачи, но «Ильичевцу» с любым составом исполнителей постоянно чего-то не хватает. Впечатляющих результатов нет и сейчас.
- Тем не менее команда постоянно на виду…
- За счет своего стиля игры и очень впечатляющих показателей в домашних поединках.
- Чтобы закончить мариупольскую тему: давай вернемся к последней игре, когда «Металлист» принимал «Ильичевец», а ты был одной из самых заметных фигур. Насколько принципиален был этот матч лично для тебя?
- Очень большое желание было обыграть свою бывшую команду. Вроде бы я должен был в Мариуполе оставаться. Забить тоже хотелось, но такое стремление все же второстепенно. Игра была тяжелой, но главное впечатление от прошедшей игры приятное и навеяно оно победой.
- О переходе в «Металлист». На нашумевшей пресс-конференции Николай Павлов ответил и на вопрос касательно твоей игры, заявив, что рад успешному продолжению карьеры бывших подопечных. А причиной ухода из «Ильичевца» стала травма, которая выбила тебя из строя на полгода, после чего возникли проблемы с обретением оптимальной формы. Насколько это так?
- Странно, что Николай Петрович сказал такое. Самая большая травма - растяжение задней мышцы бедра - вывела меня из игры максимум на две недели. Значительную часть весенних игр я все же выходил на поле. Ближе к концу чемпионата зашел разговор о продлении контракта. Павлов говорил, что он «за». Если бы он действительно этого хотел, то было бы по его. Однако… Тем временем я контактировал с представителями «Металлиста», а в начале лета дал окончательное обещание «Металлисту».
- Какие были предложения еще и что склонило тебя к харьковскому варианту?
- Главным фактором являлась возможность играть в основном составе. Я верил, что в Харькове, где одна из самых молодых команд, мне будет легче влиться в коллектив. Из других предложений - мной интересовались из Полтавы, Ужгорода. Были и другие варианты, но менее конкретные.
- Поделись впечатлениями от особенностей тренерского процесса Геннадия Литовченко и ощущениями после первых месяцев пребывания в «Металлисте»…
- Большинство наставников заботится о физической нагрузке. Геннадий Владимирович практически все время на тренировках с мячами. Это главная особенность, которая мне кажется очень удачной. В том, что мы не будем в аутсайдерах, не сомневался, но и пятого места тоже не ожидал. Даже несмотря на поражения в первых двух играх, мы не растерялись. Наоборот, по-спортивному завелись. Начали забивать практически в каждом матче. А при этом появляются и результаты… Проще было бы без больших перерывов, которых в первом круге хватало. Набирали форму несколько раз.
- Какая из игр нынешнего чемпионата запомнилась больше других?
- Конечно, с «Шахтером». У этой команды выигрывает мало кто, а тем более - в гостях. На нашей стороне было везение, удачная игра Остапенко, все действовали с двойной отдачей и повышенным желанием. Когда бил по воротам Лаштувки, о голе не думал, как и в большинстве других случаев бывает. Были и другие удачные встречи. Например, в Запорожье. И все-таки поединок в Донецке стоит особняком. Кстати, вообще, впечатления от игр в гостях пока лучше, чем от харьковских.
- Забиваешь преимущественно тоже не дома. В чем причина?
- Хватает моментов и в Харькове, но на «Металлисте» пока везет меньше. Особенно обидно было упустить шанс вырвать победу у «Арсенала» на последних минутах при счете 1:1.
- Руслан, какой футбол тебе ближе по духу?
- Мне кажется, что любому футболисту приятней большую часть времени проводить в атаке. Тогда больше возможностей забить, порадовать болельщиков. А когда и играть приятно, и добиваешься нужного результата - идеальный вариант. Играть от обороны намного тяжелее, в том числе и психологически. Если говорить о любимых клубах, то постоянно я ни за кого не болею. Могу констатировать, что сейчас мне наиболее симпатичны из клубов - «Милан» и «Барселона», а из сборных - Бразилия. На Евро-2004 болел не за конкретную команду, а за красивый футбол. Могу сказать, что мои ожидания оправдались.
- Схемы игр «Металлиста» дома и в гостях сильно отличаются?
- Есть, конечно. На чужих полях Литовченко дает задачу плотнее и внимательнее играть на своей половине поля. Из полузащитников в этих играх чаще появляется Ибрагимов - универсал по своим умениям. Дома, когда больше уделяем времени атаке, выходит Андерсон - это его стихия.
- Руслан, и в завершение беседы позволь поинтересоваться бытовыми условиями твоего пребывания в Харькове…
- Квартирой обеспечивает клуб. С этим никаких проблем. Постоянно со мной мой любимый человек - Татьяна. Она моя землячка, из Черновцов. И вот уже более года мы с ней не расстаемся. Свободное время выдается во время чемпионата, потому что на сборах его практически нет. Когда же есть возможность, то с удовольствием общаюсь с друзьями, люблю поиграть в бильярд или боулинг. К Харькову привык не сразу, но сейчас город мне уже нравится. Сравнивать с другими городами, где играл, не приходится, потому что Мариуполь, Черновцы, Ивано-Франковск куда меньше по размерам.
- Что ж, спасибо, что согласился пообщаться. Удачи в дальнейших играх. Пусть они приносят тебе как удовольствие, так и поклонников, которых у тебя за короткий период в Харькове уже появилось немало.
Беседовал Константин Бадулин, всеукраинская газета "ГОЛ!"