Стадиону Динамо исполнилось 85 лет
Киевскую спортивную арену открыли 12-го июня 1933-го года
- 12 июня 2018, 10:46
- |
- 12 июня 2018, 10:49
- 1954
- 0
Киевскому стадиону «Динамо» исполнилось 85 лет. Легендарную арену открыли 12-го июня 1933-го года.
Документально подтверждено, что созданное в Киеве пролетарское спортивное общество «Динамо» было официально зарегистрировано 13 мая 1927 на заседании Межведомственной комиссии по делам обществ и союзов (МЕКОСО - аббревиатура с русского). Впрочем, еще до официального приказа об организации Киевского губернского Совета динамовского ПСТ на территории бывшего (известного во всей Европе!) кафешантан «Шато-де-Флер» в Царском саду (ныне на этом месте центральный вход на арену им. Валерия Лобановского) активисты построили настоящий спортивный комплекс с футбольным полем, атлетическими площадками и даже раздевалкой.
В 1930 году киевское ПСТ «Динамо» получило подтверждение от Комхоза Украинской Социалистической Советской Республики (так называлась Украина до конца 1936-го) о строительстве большого спортивного стадиона на территории оранжереи бывшего Царского сада. Рядом уже функционировало упомянутое выше поле, на котором тренировались и играли клубные динамовские команды. Исполком Киевского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление о разрешении на строительные работы в октябре 1930-го. Поэтому именно этот год можно считать началом строительства арены.
Инициатором был начальник Киевского ГПУ (Государственного политического управления) т. Розанов, впрочем, в осуществлении плана и доведение его до ума наибольший вклад сделал Александр Яковлевич Санин - в то время начальник оперотдела, пылкий поклонник футбола. Проект стадиона подготовила группа специалистов под руководством известного архитектора-художника, профессора Политехнического института В. А. Осьмака, его автором стал молодой архитектор В. И. Беспалый. За образец была взята одна из лучших арен Европы - берлинская. Проектирование завершено в 1932 году, когда подготовительные работы велись в полном объеме. Кстати, долго считалось, что стадион строился силами энтузиастов из НКВД, однако на самом деле его возводили заключенные. Такова была практика того времени. Однако для ускорения сооружения большую помощь оказала и общественность города: иногда на воскресники выходило по 400-500 человек. Руководил строительством З. Л. Козеницкий, старшим же прорабом центрального ядра стал Г. И. Чижевский.
Место для сооружения стадиона выбрали довольно удачно. Первомайский парк (до революции 1917-го - Царский сад) с одной стороны раскинулся на склонах Днепра, с другой же прилегал почти к началу центральной магистрали Киева - Крещатику (в те годы - улицы Воровского). Это было одно из самых любимых мест отдыха горожан. Парк заложили еще в 1743 году, на его территории размещались царские парники, где выращивали экзотические фруктовые и овощные плоды для приемов в Мариинском дворце. В августе-сентябре 1913 года во время проведения Всероссийской промышленной выставки на его склонах открыли конную выставку, а на Петровской аллее сада разместили экспонаты птицеводства и животноводства. Павильоны были украшением сада, поэтому стали основой для сооружения административных и вспомогательных помещений будущего стадиона.
Его открытие дважды откладывалось из-за Голодомора 1932-1933 годов и состоялось 12 июня 1933-го. Сооружение получило имя «верного продолжателя дела Дзержинского, первого чекиста республики», наркома внутренних дел и председателя ГПУ Всеволода Аполлоновича Балицкого. Кроме скамеек для зрителей, соорудили также центральную деревянную трибуну, а напротив нее - белую раковину для оркестра. Сидячих мест было 18 тысяч, хотя в общем арена могла принять еще пять. Однако праздник посетило почти вдвое больше народу, поскольку накануне объявили, что в буфетах будут продавать продукты. В этот день на арене проводился финальный матч украинской Динамиады: соревновались команды Киева и Харькова. Хозяева играли в том же составе, что и на протяжении закавказского турне, привлекши левого крайнего форварда Николая Махиню. Слобожанци жаждали реванша за поражение в чемпионате УССР в 1931 году, поэтому действовали грубо (особенно «старался» защитник Константин Фомин). Досталось прежде всего хрупкому Шегоцкому, который впервые предстал перед киевской публикой. Он и забил решающий мяч (2:1), а открыл счет Махиня.
...Символично, что дебютный поединок на стадионе, который видел столько славных «викторий», также завершился победой команды-хозяина.