В поисках Соломонова решения
Григорий Суркис: «Мы ответственны за судьбу национального футбола»
- 25 февраля 2008, 17:00
- |
- 583
- 0
- Мы обсуждали тему лимита на президиуме федерации, - сказал Григорий Суркис. - Было много дискуссий, и вот что я лично для себя вынес. Можно по-разному относиться к тому, чем мы занимаемся. Сегодня мы можем говорить о том, что интересы сборной - это интересы сборной, а интересы клубов - это интересы клубов, но где найти этот баланс совместных интересов? По всей видимости, он находится где-то посередине. Все чаще звучат вопросы о том, что именно дал нам лимит на легионеров в количестве семи человек? Но ведь возможность участия в 2006 году в матчах высшей лиги таких футболистов, как Чигринский, Милевский, Фомин, Чеберячко, Пятов, помогло нашей молодежной сборной занять второе место на чемпионате Европы. Хотя мы и провалили отборочный цикл, когда УЕФА в качестве эксперимента проводила его по формуле «три команды в группе»», проиграв дома со счетом 0:3 сборной Болгарии, а затем выиграв в ничего не значащем матче у хорватов. Но хочу вам сказать, что эту сборную отличало то, что в ней уже не было такого количества футболистов, которые имели достаточный опыт выступлений в высшей лиге.
Что же касается позиции ФИФА в этом вопросе, то я убежден в том, что рано или поздно она найдет отображение в решении конгресса этой организации. А вы, наверняка, знаете, что Блаттер настаивает на том, чтобы в основных составах клубов на поле выходило максимум пять легионеров. Быть может, эта дискуссия выглядит для кого-то достаточно спорной, но лично для меня идентификация страны определяется количеством украинцев, если мы говорим о нашей державе, которые выходят в «основе» своих команд.
Объективности ради, мы должны привести пример того, что Россия более целенаправленно ведет работу в этом направлении. В 2008 году в российском чемпионате на поле одновременно смогут находиться семь легионеров, в 2009 -м - шесть, в 2010-м -пять. Можно привести пример московского ЦСКА, который в 2005 году выиграл Кубок УЕФА, и в основном составе которого играло минимум шесть россиян - братья Березуцкие, Игнашевич, Алдонин, Акинфеев, Жирков.
Мы приняли решение, что ради сбалансированной позиции не будем ни с кем ругаться. Мы не являемся оплотом борьбы с ПФЛ, наша цель, прежде всего - развитие футбола, и возможность способствовать успешному выступлению наших клубов в Европе. И тут я согласен с Владимиром Мунтяном, что если бы эти успехи были, то можно было бы условно закрывать глаза на то, что большинство футболистов, которые вызываются в сборную Украины, в таких клубах, как «Шахтер» и «Динамо», по-прежнему протирают штаны на скамейке запасных. Но если у нас сегодня есть семь футболистов, а горняки и киевляне держат примерно такое количество украинцев, которые практически не играют за свои команды, то тогда каким же образом нам взять их, если не контролировать, то хотя бы подтянуть клубы к тому, чтобы конкуренция отечественных футболистов была возможна. А те футболисты, которые работают вне среды конкуренции и понимают молодежь независимо от того, сколько времени они будут проводить в тренировочном формате, при этом будучи режимными игроками, не будут поддаваться соблазнам сегодняшней цивилизации, то их возможности выйти на футбольное поле в стартовых составах команд высшей лиги каким-то образом возрастают? Да никогда в жизни! Я уверен, что они не будут отдаваться футболу так, как это делали игроки «Динамо» и «Шахтера», которые являлись оплотом своих клубов в 90-х годах.
Я еще раз возвращаюсь к составу киевлян, которые с двумя, если их можно считать таковыми, легионерами, Хацкевичем и Белькевичем, достигли самого выдающегося успеха со дня распада Союза и обретением Украиной независимости - это игра в полуфинале Лиги чемпионов. И били хваленых «Барселону», «Реал», играли на равных с «Баварией».
Хочу сказать сразу, что если мы установим режим дискуссии, то никто не будет пытаться диктовать клубам свои условия. Но у каждого из нас есть своя функция, своя компетенция и своя ответственность. Я хотел бы, чтобы мы относились к этому в рамках вышеназванных принципиальнейших понятий. Ведь в конечном итоге мы все ответственны за судьбу не только клубного, но и, прежде всего, национального футбола.
Сегодня я априори не являюсь человеком, который говорит: «Давайте что-то ломать через колено, поступать только революционным путем». Но ведь на конгрессе ФФУ было принято решение о том, что мы поступательно движемся к лимиту в шесть легионеров, и в сезоне 2008/2009 он становится нашей нормой. Кстати говоря, я согласен с главным тренером сборной страны, что у нас лимит не на легионеров, а на украинцев.
Я думаю, что нам не обязательно идти по пути россиян, а заняться поиском своей украинской трактовки норм на легионеров. Можно унаследовать опыт англичан или, к примеру, стран Евросоюза, который смирился с теми доводами, которые звучат от должностных лиц ФИФА и УЕФА. Поэтому я предложил бы такой вариант, который мы можем обсудить с президентами клубов: футболистов из стран Евросоюза не считать легионерами. Важно, каким образом они приедут в наш чемпионат. Еще один пункт - если игроки сборных своих стран имеют определенный процент игр за национальную команду, то они также могут не считаться легионерами. Все остальные будут под лимит попадать. В таком случае мы будем иметь возможность говорить о том, что наши гранды, используя своих футболистов, приближаются от количества к качеству. Даже можно будет временно пойти на норму, когда мы признаем, что футболист юношеской или молодежной сборной своей страны, например, Бразилии, также проведший за нее какой-то процент матчей, не приравнивается к легионеру. Но он теряет этот статус, если вышел из возрастной группы и не призывается в национальную сборную.
Могут быть другие предложения, но мы найдем концепт, который всех устроит. Более того, я уверен, что тогда ни «Шахтер», ни «Динамо», ни другие команды не станут держать на своих скамейках тех игроков, которые потенциально могут укрепить другие клубы. То есть я бы предложил, чтобы наше решение было «соломоновым». Мы говорим о том, что у нас есть какой-то промежуток времени и рассчитываем, что в рамках создания премьер-лиги дискуссия по лимиту на легионеров в том или ином варианте будет вестись за круглым столом. Особенно с участием стратегического совета, который, надеюсь, мы создадим в течение двух-трех месяцев.
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»