Семейный наркотик братьев Туре
Непростой выбор предстоял Мори Туре в эту среду дома в Абиджане. За каким из сыновей следить?
- 21 февраля 2008, 17:00
- |
- 616
- 0
За тем, который бился против Милана или за тем, кто натянул футболку с длинным рукавом и противостоял Селтику в Глазго?
У Мори Туре три сына - профессиональные футболисты. Ибрагим, форвард, поиграл в свое время в Украине и за Ниццу. Несмотря на достаточное расстояние от родного дома в Адиджане до Лондона, Каталонии или Кот-д'Азура, телевидение демонстрирует ему подвиги сыновей вечерами в гостинной.
Иногда Мори Туре ощущает небольшую дрожь, вспоминая прошлое. В прошлом месяце во время просмотра Кубка Африканских Наций, он увидел, как Коло обыграл в чужой штрафной защитников соперника, что всегда непривычно для его амплуа, после чего отдал пас на брата, который забил гол. «Это был прекрасный момент, но после матча я был очень расстроен», - сказал их отец. Ведь Коло получил травму.
К счастью, старший брат, возможно самой талантливой футбольной семейки настоящего, восстановился и вышел а основном составе против Милана. Яя Туре в это же время противостоял со своей Барсой Селтику. Когда эти парни здоровы, они становятся часть состава лучших европейских команд. Представьте себе символическую сборную из игроков, чьи клубы участвуют в плей-офф ЛЧ и братья Туре будут иметь отличные шансы на попадание в нее.
«Яя всегда был более талантлив. У Коло не было такой техники, однако это работяга, каких поискать, чьи глаза всегда горят страстью. Яя относится к футболу проще, у него всегда было видение поля на уровне тренера и он играет больше головой», - рассказывает Амани Яо, работавший с братьями академии ASEC Mimosas в Абиджане. Мори Туре, служивший в вооруженных силах, имел большую семью, которая постоянно жила на чемоданах.
Коло и Яя родились в центре страны, возле Буака, однако их карьеры начались уже в Абиджане. В юности подобные поездки были опасны из-за гражданской войны, поэтому отец переживал за них. «Знаете, я недавно прочитал историю о Пеле. Он был мальчишкой и как-то сказал родителям: «Ваш сын однажды станет королем».
И я помню, когда им было 4 и 2 года, они играли в песочнице в мяч, а я пожаловался, что у меня столько детей, которых нечем кормить. Тогда ко мне повернулась их бабушка и сказала: «Эти дети спасут тебя». И они сделали это. Я очень благодарен им и горжусь ими», - заявил Мори Туре.
Мы находимся в доме, который Коло приобрел для отца, братьев, сестер племяников и племяниц,в квартале Юпугон, недлеко от того места, где раньше жили Туре. «Их слава и успехи изменили мою жизнь. Меня очень уважают соседи и всегда поздравляют, особенно, когда Слоны побеждают. Но есть и обратная сторона, которая привычна для Африки. Люди думают, что если у тебя такие сыновья, то ты богат. Они часто приходят, стучат в дверь, просят о помощи. А когда сборная проигрывает, то некоторые начинают проклинать игроков и их семьи.
В главной комнате на стене висят фото Коло в футболке Арсенала и Яя в форме Олимпиакоса, его предыдущего клуба, а на другой - строчки из Корана. На диване сидит Ибрагим, который вернулся домой, восстанавливаясь от травмы.
«Он был очень прилежным в школе и всегда был одним из лучших учеников в классе, но понял, что футбол - это его призвание. С Коло было сложнее. «В 12 лет он заявил мне, что хочет стать футболистом. Я же хотел, чтобы он сосредоточился на учебе и оставил футбол. Он играл за команду квартала, которую увидело Жан-Марк Жилу (бывший игрок сборной Франции, занимавшийся молодежью). Он взял Коло в академию и убедил меня, чтобы я позволил ему играть». Первый брат сделал свои шаги.
«Футбол стал семейным наркотиком и благословением одновременно», - улыбается Мори. Коло стал приносить домой рис, который ему давали в академии, чтобы проявить солидарность с родными, помогая своей семье.
Яя повезло, что его брат стал первопроходцем. А Коло повезло, что он нашел себя в игре. Полдюжины игроков сборной нынешней сборной Слонов на этом КАН были его одноклубниками по академии, а теперь играют в сильнейших европейских клубах. Это некий эквивалент «птенцов Ферги», с аналогичной концентрацией таланта, какая была в МЮ в середине девяностых, но эти «птенцы» быстро раздлетелись.
После них была группа менее талантливых игроков, среди которых был Яя, канонир Эммануэль Эбуэ, и игрок Челси Саломон Калу. Секрет был в том, что поколение Яя попало в Европу быстрее, чем ровесники Коло. Тот же Арсенал могу заполучить обоих братьев, взяв младшего в бельгийском Беверене.Это не привело к контракту и Яя заработал свою репутацию в донецком Металлурге, Олимпиакосе и Монако, доказав, что брат не зря сравнивал его с Патриком Виейра.
«Он всегда был отличным игроком, а теперь он часть великого клуба и счастлив. Яя возмужал и у него есть своя семья». Неужели он теперь не слушает старшего брата? «Иногда я пытаюсь его поучать. Мы отлично работаем вместе и это важно для сборной», - улыбается Коло.
Первым делом по приезду в Барселону, Яя позвонил своему брату. Он ценит, что старший гордится и радуется за него. А также попросил, чтобы его писали в списках, как Туре Яя, а не наоборот, потому что он гордится фамилией. Он рассказал в Каталонии, что его идолом были Патрик Виейра и Клод Макелеле. В дебютном матче Яя сделал то, что не удавалось Клоду. А именно, забил победный гол мощным дальним ударом.
Младшенький стал игроком основного состава в Каталонии, а старший - в Арсенале. Несмотря на ротацию, здоровый Яя никогда не остается на скамейке. Хави и Иньеста называют его «большим братом». В команде, которой явно не хватает роста, его 185 сантиметров - именно то, что необходимо наставнику Франку Райккарду. Возможно, у него меньше страсти в игре, однако его подкаты не нуждаются в дополнительной рекламе.
Случится ли день, когда Коло совершит очередной проход, а Яя бросится ему наперерез? Или наоборот? А их игра будет не возней в песочнице, а борьбой на прожекторами в матче Лиги чемпионов. «Я очень надеюсь на их встречу в финале в Москве. За кого я буду болеть? За старшего. Потому что Коло привел Яя в футбол. Поэтому сперва Коло, а потом Яя», - уверен Мори.
The Times, перевод и адаптация - Алексей Анохин