Zeus: «С возрастом сложнее стало играть, могу сказать по себе»
Лидер Рождённых Побеждать прокомментировал последние несколько лет своей карьеры и последние события
- 31 марта 2018, 08:00
- |
- 31 марта 2018, 09:09
- 4268
- 0
Киберспортивному паблику OneDrive, удалось поговорить с самым титулованным капитаном в нашем регионе и лидером команды Natus Vincere - Даниилом Zeus Тесленко. В интервью Zeus поделился мыслями насчет комментаторов, возраста. Также он рассказал, что пишет книгу о своем жизненном пути на киберспортивном поприще.
- Что ты думаешь об отечественных комментаторах?
- Я не могу всех поставить под одну гребенку и сказать, что эти плохие, а эти хорошие. Как и любому человеку, кто-то мне нравится, кто-то - нет. Они работают над собой, учатся и постепенно повышают свой уровень мастерства. Что касается профессионализма, то они не игроки, чтобы улавливать все важные моменты на карте, и не будут разбираться в метах CS, как разбираются сами игроки.
Например, профессиональные дотеры то же самое говорят про Виталия v1lat Волочая, что он плохо разбирается в игре. А мне, например, как обычному зрителю, слушать его приятно и интересно. Если, например, он комментирует вместе с Дмитрием Lightofheaven Куприяновым, то мне это интересно. Один из них, как бывший профессиональный игрок говорит больше по игре, а у Вилата хорошая подача и хорошо подвешен язык. Соответственно, получается 2 в 1, для меня это идеально. Для комментатора главное требование - это подача, тембр и умение держать слушателя. Это, наверное, даже важнее, чем хорошее знание игры. То есть вы долго не сможете слушать занудный голос, который вам рассказывает, что и почему происходит на карте.
Что касается троллинга - они считают, что таким образом они удерживают аудиторию, и им это нравится. Англоязычные комментаторы мне больше наших нравятся, у них и подача, и троллинг на более высоком уровне, а понимание игры выше. Могу только посоветовать нашим комментаторам больше отдаваться игре, чтобы они всегда понимали важность того или иного раунда или момента. Например, счет 13:13, где любой килл на счету и решается исход матча, англоязычный кастер понимает важность каждого момента, а наш может вообще все проскочить, мол, взяли раунд и взяли.
- Возраст в CS:GO. Сильно ли меняется с возрастом игра, можно ли играть после тридцати на топ-уровне?
- С возрастом сложнее стало играть, могу сказать по себе. Физически тяжело проводить большое количество матчей. Если глобально, то топ-10 реально быть, но топ-3 - очень тяжело. Я уверен, что с любыми нормальными игроками у меня хватит сил, энергии и реакции, чтобы держать топ-10, как это и было последние 4 года, то с NaVi, то с Gambit.
Другой вопрос, если бы вся команда состояла из тридцатилетних игроков. Я все же больше выезжаю на опыте, плюс я капитан. Молодые игроки - они больше поглощены игрой. Я могу по себе сказать, когда ты молодой, у тебя куча энергии, ты ее тратишь всю в игру, ты сидишь, ни о чем не думаешь, время замедляется, ты хладнокровен, ты весь в игре, в жизни появляются первые турниры и поездки, которые ты на эмоциях проходишь. Мы в 30 лет все себя перешифровываем, то есть обманываем, можем запутать.
Объясню, что я имею в виду. У нас замедляются принятия решений. Молодой игрок, когда что-то делает, он не заморачивается: он вышел, убил в голову, а потом уже подумал, правильно это было или нет. Возрастной игрок, перед тем как выйти, будет думать, правильное ли это действие или нет. Пока этот анализ пройдет, его могут убить. На дистанции такой анализ, конечно, идет в плюс, но в CS очень важно просто убивать. Я себя в важных играх разгоняю: поотжимаюсь или выпью чай-пуэр. После такого разгона садишься более заведенным, с молодым задором: начинаешь быстрее двигаться, думать, стрелять. Этого не всегда хватает в тридцать. Но когда ты играешь много, так тоже не получится всегда себя заводить.
Еще могу сказать, что с возрастом тренировки стали даваться сложнее. Раньше мне было все равно, я мог тренироваться в любом состоянии, а сейчас уже, если я не высыпаюсь, если я плохо ем или испытываю какой-то стресс, то все отражается на игре. Нужно по-особенному контролировать свою жизнь, как только ты расслабился, отдохнул и не поиграл в CS, сразу могут возникнуть проблемы. Особенно если играть по интернету, там сидят интернет-маньяки, которые тебя не прощают. Собственно, что и произошло в игре за квоту против GODSENT.
- Расскажи про эту игру, что там произошло?
- Каждый день у нас были официальные матчи в разных лигах, некоторые начинались в 10, один раз мы закончили в 2 ночи. Я написал уже об этом у себя, что меня расстроило такое отношение ECS, что все игры должны начинаться в 10 вечера. Не в 6, не в 8, а именно в 10. У меня выработалась такая система, что я просыпаюсь в 10 утра. А в течение 4 дней при этом я ложился в 4-5 утра. В итоге четвертый день, решающий, мы не выспались, причем такая проблема была не только у меня. Опять игра в 10 вечера, опять у нас 3 карты, решающая начинается в час ночи.
Я не говорю о том, конечно, что мы проиграли только из-за этого. Я не понимаю, от чего отталкиваются эти лиги; одни ставят игры на 20:00, а в другой лиге мы играем третью карту в час ночи. Это ж непрофессионально. Давайте вырабатывать одну систему, один график. Почему, например, мы смотрим Лигу Чемпионов и всегда знаем, во сколько игры, неважно, через неделю или через год. Самое обидное, что ECS - это не какая-то проходная лига, это крупная лига, мы на нее настраивались и хотели туда пройти. Но много факторов и стечений обстоятельств повлияли на то, что мы проиграли. Ну, ничего страшного, идем дальше. Значит, будем выигрывать следующий сезон.
- Какие бы ты посоветовал книги или фильмы для повышения мотивации про-геймера?
- Меня мотивируют фильмы, где определенные события целиком меняют жизнь главного героя. Еще мне нравятся фильмы, основанные на реальных событиях, для меня не обязательно фильм должен быть про спорт. Мне нравился «Спасение рядового Райана», из довольно современных - «Колония Дигнидад», тоже снятый по реальным событиям, фильм «Гонка», про гонщиков, которые начинали с самых низов и в результате попали в «Формулу». Интересный момент в фильме: один из главных героев высчитал, что вероятность смерти гонщика во время заезда - где-то 20%. То есть если сравнивать с нами, где мы тоже тратим силы и эмоции, но в любом случае выживем. Еще, например, «Армагеддон». Этот фильм, может, смешной пример, не такой мотивационный, но он может заставить задуматься о командной работе, о том, какие решения человек должен принимать, когда под угрозой другие люди.
Если человеку именно мотивация нужна, то для этого больше подойдут книги. Интересно почитать про Тайсона, как он шел к своей цели, или хорошую книгу тренера Майкла Фелпса, где он рассказывает, как работал с легендарным пловцом. Мне запомнился момент из этой книги, где описывалось, что тренировки проходили до последней капли сил, и даже когда силы заканчивались, тренер еще давал упражнения и дополнительную нагрузку Фелпсу, тем самым открывая дополнительные человеческие ресурсы. В Gambit мы тоже практиковали такое. Даурен AdreN Кыстаубаев, например, читал эту книгу и тоже работал по такой программе, когда у нас заканчивалась тренировка, мы все делали дополнительную работу где-то час-два. Adren ставил себе задачу дополнительно работать 5 часов. Естественно, это очень сильно выматывало - через неделю он просто зеленый сидел. Но он мечтал выиграть мейджор и стать MVP. Спустя год у нас получилось это сделать. Сейчас со стороны я вижу, что у него и у команды не стоит такой цели, они просто играют и получают удовольствие. В тот момент такая цель была, он работал на износ по программе тренера Фелпса.
- Я слышал, ты и сам пишешь книгу. Расскажи о ней.
- Готово уже где-то 350 страниц. Буду выпускать книгу на двух языках: русском и английском. Выпустить планирую летом, хотя, если бы не сумасшедший график, готово бы все было прошлой осенью. В книге будет описана вся геймерская история после 2000 года: от pro100 до Virtus.pro, потом этап NaVi вплоть до перехода в Gambit. Еще одна часть книги будет посвящена советам и предложениям о разных системах тренировок и развития игрока и команды. Книга готова на 80%, есть люди, которые прочли то, что готово, и они остались под очень хорошим впечатлением.
- Как ты ее пишешь?
- У меня есть редактор. Девочка, которая живет в Европе. Я ее долго искал. На ней лежит основная часть работы, мы по Skype работаем. Я ей рассказываю разные истории, она их записывает. Что-то пишу я сам, когда есть время.
- Как у тебя хватает времени на это?
- Вопрос даже не во времени, а в том, что иногда просто не хватает сил и вдохновения. Ты не можешь себя заставить сесть и что-то написать или сделать блог, даже вот мы с тобой не сразу смогли поговорить. Вот, два дня мы не тренируемся командой, и у меня появилось хоть немного сил, хоть какая-то энергия что-то сделать, пообщаться. Появилось желание. Сейчас планирую вернуться в спорт после долгого перерыва. Хочу заняться здоровьем, покачаться, сесть на диету, сбросить вес. На день рождения подарили грушу, собираюсь ее повесить в квартире или подождать, когда я перееду в частный дом, и повесить ее там; а боксом я раньше занимался. Думаю в доме сделать спортивную комнату с грушей, с тренажерами. Раньше мне нравилось в зал ходить, а сейчас хочется, чтобы все было дома.
- Ты думал, сколько книга будет стоить?
- Это некоммерческий проект, я об этом не думал.