Дополнительный 39-й
В Англии готовится новая футбольная бизнес-революция...
- 08 февраля 2008, 17:00
- |
- 603
- 0
Великий Кит Ричардс когда-то давным-давно дал остроумное определение шоу-бизнесу: «Это как будто тебя запустили в сокровищницу, дали лопату, но не сказали, сколько у тебя времени. И ты гребёшь как сумасшедший!»
Английская премьер-лига с 1992 года живёт по правилам шоу-бизнеса, и с тех пор «лопата» мелькает всё быстрее и быстрее. Турниру становится всё теснее в рамках Соединённого Королевства, и вот руководители всех 20-ти клубов признали целесообразным включить в программу розыгрыша дополнительный, 39-й, тур, десять матчей которого будут проводиться по всему миру.
Шаг беспрецедентный для мирового футбола. Да, итальянцы разыгрывали свой Суперкубок в Африке и Штатах. Но то Суперкубок - штука малозначительная, а здесь речь идёт о матчах, за которые в таблицу пойдут очки, которые, может быть, решат судьбу чемпионства, путёвки в еврокубки или борьбу за выживание.
Можно сказать, что англичане зажрались и не чувствуют меры. Так оно и есть. Однако этот шаг логично следует из событий последнего десятилетия, ибо английский футбол больше не принадлежит сам себе.
Редкий клуб премьер-лиги может похвастать тем, что он полностью принадлежит британцами. Да и нечем тут хвастать, потому как сейчас это отнюдь не достоинство, а недостаток. Челси, МЮ и Ливерпуль, три из квартета крупнейших клубов, стали собственностью иностранного капитала, пока держится Арсенал, но именно что «пока». Прибрали к рукам Ман Сити, Астон Виллу, Вест Хэм, Портсмут, Дерби, Фулхэм. На тренерском мостике стоят преимущественно неангличане. Половина игроков - небританцы.
Да и те времена, когда за Ливерпуль болели исключительно в Ливерпуле, а за Челси - в Западном Лондоне, давно канули в Лету. Армия болельщиков, или, как пренебрежительно говорят в премьер-лиге, потребителей, давным-давно перешагнула через границы. Из топ-квартета только у Арсенала предсезонная подготовка ещё не превратилась в показательные выступления. МЮ давно освоил Южную Африку и Дальний Восток. Ливерпуль тоже гостит в Азии, а Челси осваивает Штаты. Гастролируют по миру и клубы помельче - Тоттенхэм, Эвертон, Ман Сити...
Собственно, именно под эти новые перспективные «рынки сбыта» и придуман дополнительный «тур-турне». Английские клубы давно и бесцеремонно забрались в карманы земляков, вытащив оттуда почти всё, что было. Им по-прежнему мало, а так как «лопата» всё ещё у них в руках, значит, нужно помахать где-нибудь по соседству - «авось, успеем». Владельцы клубов выставляют своё решение как благотворительное - «идя навстречу пожеланиям миллионов трудящихся всего мира»... Однако понятно, что имеют они в виду новые карманы и новые средства. Действительно, матч, к примеру, Уигана с Тоттенхэмом на JJB может собрать тысяч 16-18, тогда как где-нибудь в Торонто или Бангкоке - раза в три больше!
Американский спорт уже убедился в выгоде такого подхода. Лондон осенью, к примеру, был свидетелем матча регулярного первенства по американскому футболу. Английская премьер-лига во многом копирует именно американский подход, в котором спортивное состязание давно живёт по правилам коммерческого турнира. Тренеры по привычке будут бухтеть по поводу того, что в и без того насыщенном календаре появляется ещё и неблизкий выезд, игроки - жаловаться на нагрузки, но от дополнительного дохода не откажется никто из них. К тому же никто у них особо и не станет спрашивать. Раз уж сэр Алекс Фергюсон посреди сезона возит свою команду в Дубаи, где за один только матч можно заработать дополнительный миллион фунтов, что тогда говорить об остальных?
Трудно сказать, кто или что остановит английскую премьер-лигу, отберут ли лопату или сломается черенок. А, может, однажды найдётся кусок, который она не сможет проглотить и подавится? На радость всем, кто любит старый добрый футбол.
Алексей Иванов