Всегда играл до голых королей (окончание)

Гениальный шахматист Бобби Фишер отдавал сотни тысяч долларов... сектантам

У советской стороны имелась не одна возможность сорвать чемпионский матч между Фишером и Спасским. После блистательных побед Бобби на пути к Рейкьявику над Таймановым, арсеном и Петросяном это считалось единственно реальным, хотя и скандальным способом удержать звание в СССР. Но Фишер сам нарывался на скандал.

САМЫЙ СИЛЬНЫЙ НЕШАХМАТНЫЙ ХОД

Его запросы были столь велики, мелочные придирки столь многочисленны, что наступил момент, когда дрогнул даже президент ФИДЕ Макс Эйве. Однако Фишер, благодаря настойчивости которого сегодняшние гроссмейстеры - богатые люди, буквально прельстил Спасского огромнейшим гонораром (деньги гарантировал английский набоб Слейтер). Неглупый Борис Васильевич Спасский быстро прикинул, что даже в случае поражения после отчислений в партийную кассу он положит в иностранный банк кругленькую сумму, и примирился со всеми капризами Роберта Джеймса.

Когда ЦК КПСС заставил ряд ведущих советских гроссмейстеров написать письмо протеста на имя Эйве, Спасский умудрился это письмо не подписать. Мало того, после неявки Фишера на вторую партию Спасский как действующий чемпион мира мог уехать домой и был бы формально прав. Он остался. До этого Фишер сделал свой самый сильный нешахматный ход. В стартовой партии, начатой с опозданием, он... подставился. Спасский и его секунданты не усмотрели в специально сделанной ошибке «заманухи». Посчитали, что Бобби из-за любви к пешкоедству (вспомните программы первых массовых компьютеров: брать пешку обязательно!) грубо ошибся. Когда счет стал 2:0, Спасский не только убедил надоедливых партийных начальников, что доведет матч до победы, а и сам уверовал, будто Фишер, увлеченный предматчевыми интригами, психологически надломился.

Все вышло с точностью до наоборот. Фишер уверенно выиграл матч - 12,5:8,5. Однако, став 11-м чемпионом мира, он потом всегда подчеркивал, как благодарен Спасскому. Не важно, чем руководствовался Борис. Важно, что он отважился испытать себя до конца и дал возможность Фишеру реализовать все свои амбиции.

Фишер - о Спасском: «Нас роднит высокое понимание шахмат, антисоветизм, скрытое сходство имен и скрытое происхождение (намек на то, что Борис Васильевич тоже полукровка - Авт.)».

ПРЕДСКАЗАНИЯ ГЕНИЯ

20 лет спустя Роберт Джеймс своеобразно отблагодарил Спасского, проведя с ним показательный матч с гонораром в пять миллионов долларов. Официальный Вашингтон был категорически против этого поединка на территории тогдашней Югославии из-за косовской проблемы. Фишер наплевал на запрет в прямом и переносном смысле, плюнув на телеграмму американского госдепа во время пресс-конференции, и стал в США персоной нон грата. Дождавшись, когда у Бобби истечет срок международного паспорта, американские власти прижали его к ногтю. В 2004 году Фишер был арестован в токийском аэропорту и мог быть депортирован в США, где его ждала тюрьма. Но и в этой ситуации, как и почти во всех ситуациях за шахматной доской, гений нашел спасительный ход. Он заключил фиктивный брак со своей японской знакомой Миоко Ватаи, а через своего бывшего охранника Сэма Полсона добился исландского гражданства. Америка осталась с носом.

В Исландии, где он когда-то вознесся на престол, Фишер ушел от нас навсегда. Он окончательно оформил свое величие и стал недосягаемым даже для ЦРУ. Официальная причина смерти - почечная недостаточность. Хотя по интернетовским сайтам гуляет еще минимум три версии. Первая - болезнь крови из-за сильной дозы радиации, полученной в японской тюрьме Уску. Эта тюрьма, в которой Роберт Джеймс провел девять месяцев, находится всего в 66 километрах от токийской атомной станции, где в 1999 году произошла авария, сопоставимая по техническим параметрам (но не по последствиям!) с аварией в Чернобыле. Вторая - болезнь сердца, ибо Фишер отрицательно относился к любым формам медконтроля и лечения. И, наконец, смерть от отравления, которую он предсказывал, будто бы из-за попыток США сжить Бобби со света.

Последние годы жизни Фишер любил публично покритиковать США и президента Джорджа Буша. Зачастую он говорил то же самое, что и многие историки, футурологи: о неизбежном падении США как мировой империи. Только делал это в более обидной, нелицеприятной форме.

ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ

Сначала он отринул страну, попытавшуюся поднять гения до небес после победы над Спасским. А затем лицемерная Америка сама отринула своего гениального сына, мудрого и наивного одновременно. На Западе любят измерять коэффициенты умственных способностей. Для обычного человека - норма 90-120. Если показатель больше 140, такую особь готовят для высших управленческих постов, дают ей шанс раскрыться в научно-исследовательской деятельности. Известно немало выдающихся людей с коэффициентом интеллекта 150-160. Так вот, у Фишера, по официальным показателям, он равнялся 187! Как уверяют специалисты, это гениальность, граничащая с безумием, ибо 200 - это уже диагноз, это - человек дождя.

Вот вам и одна из разгадок крайне противоречивой личности Фишера: горе от ума при абсолютном отсутствии такта, воспитания и специального образования. Отсюда и перепады настроения, и мнительность, перемежавшаяся с детской доверчивостью. В юности он не верил ни организаторам турнира, ни официальным документам, гарантирующим определенные размеры гонораров, пока ему не демонстрировали содержимое сейфа, набитого наличными. А в мантии короля Бобби безропотно отдавал сотни тысяч долларов пройдохам-сектантам, обещавшим ему скорый конец света.

Но самое главное, конечно, состоит в том, что он был непревзойденным игроком, единственным в истории шахмат, оставшимся непобедимым. В середине 1970-х гроссмейстер Анатолий Карпов несколько раз тайно встречался с Фишером в Японии, вел с ним переговоры о проведении матча за корону. Бобби выставил 64 условия - по количеству клеток на доске и лет, как оказалось, которых он прожил. 63 условия возможно было удовлетворить. Роберту даже этого показалось мало. Поскольку на кону стояло пять миллионов, Карпов вернулся в Москву и доложил о переговорах секретарю ЦК КПСС Зимянину, курировавшему спорт, в надежде выбить разрешение на последнее, 64-е фишеровское условие. Ведь даже проиграв, Карпов получил бы два миллиона долларов! Зимянин по кличке Суслик (он носил такое же имя Михаил, как и главный идеолог страны Суслов) был столь же желчен, агрессивен и догматичен, как Суслов, но отличался крохотным ростом думал недолго. «Нам не нужны советские гроссмейстеры-миллионеры», - заявил он. «А как же Фишер?»- спросил Анатолий. И получил исчерпывающий ответ: «А Фишер пусть идет на х..!»

Роберт Джеймс Фишер, придумавший специальные шахматные часы для тех, кто попадет в жестокие цейтноты, и написавший лучший в мире учебник для детей, первым осознал, что компьютеры несут смерть настоящему творчеству, и придумал «шахматы-960», где пешки сохраняют свои места, а все фигуры расставляются каждый раз по-иному, в зависимости от пожелания игрока, ими управляющего. В таких шахматах компьютер бессилен, как и Америка, пытавшаяся опорочить своего из ряда вон выходящего гражданина.

У Фишера на все находилось свое особое мнение. Мир это мнение часто не признавал. А вот не признать его как лидера современных шахмат не решались даже его многочисленные враги. Слишком неординарной фигурой был Фишер, король и ферзь в одном флаконе. Таким он и умер: первый миллионер среди шахматистов и главный шахматный изгой эпохи.

ДОЛГ ЗА СССР:

В 1995 году президентом ФИДЕ стал Кирсан Илюмжинов, решивший пообщаться со всеми здравствующими чемпионами мира. Естественно, самой памятной стала встреча с Фишером. Американец долго не хотел выходить на связь, мотивируя это тем, что СССР не выплатил ему гонорар за книгу «Мои 60 партий». Тогда Кирсан Николаевич выразил готовность рассчитаться за почивший в бозе Союз, и Фишер наконец-то откликнулся. Звонок разбудил Илюмжинова в два часа ночи. «Только наличными!» - послышалось на том конце провода.

Вскоре они встретились в Будапеште, в доме старейшины гроссмейстерского корпуса - Андре Лилиенталя. «Бобби начал с того, что стал... пересчитывать деньги, - вспоминал несколько лет назад в интервью «ВЕДОМОСТЯМ» глава ФИДЕ. - Видимо, его часто обманывали. В итоге же мы общались всю ночь. Фишер пришел в восторг от калмыцкой икры - ел ее ложкой. А еще мы сыграли в изобретенные им шахматы - «Фишер-чесс». Я уступил всухую - 0:4. Провожая же меня на самолет, Бобби додумался сложить пачки денег в... обычную авоську. Уж не знаю, где он ее откопал. Естественно, в аэропорту мы были в фокусе внимания, пока Лилиенталь не спрятал деньги под куртку».

Георгий КУЗЬМИН, газета «Киевские ведомости»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Другие виды | 02 января 2025, 20:37 0

Наталья Стребкова станет мамой