1974. «Черноморец» - «Динамо» M - 0:0

Памятный матч в истории одесской команды

Эта игра, наверное, будет самой памятной в нашей рубрике, потому что она является символом первой большой победы нашей команды - а именно так стоит называть выигрыш «Черноморцем» «бронзы» в чемпионате СССР 1974 года. Потому тот туманный ноябрьский вечер не забудет ни один одесский болельщик, как не забудут его сами герои того «черноморского» подвига. Нужно помнить об этом и тем, кто по уважительным причинам, связанным с возрастом, не праздновал тогда эту «бронзу» на одесских улицах вместе с городом, казалось, сошедшим с ума.

Вряд ли летом 1973 года кто-то мог ожидать, что спустя каких-то полтора года «Черноморец» превратится из середняка первой лиги в призера высшей. Но так случилось, и одним из создателей одесского чуда, безусловно, стал тренер из Баку Ахмед Лятифович Алескеров. Этот специалист сделал себе имя еще в родном «Нефтянике» (позже «Нефтчи»), за который сначала играл, а потом успешно тренировал. В первый же сезон молодой специалист привел бакинцев к «бронзе» (причем, как и в нашем случае, третьими одновременно стали основной и дублирующий составы). В 70-е годы на Алескерова велась самая настоящая охота, можно очень долго называть клубы, представители которых ходили по пятам за Ахмедом Лятифовичем. Достаточно сказать, что его уговаривала чемпионская луганская «Заря». Однако, всех победил Юрий Романов из «Черноморца» - Алескеров приехал к нам. И команда начала стремительно набирать высоту.

«Я приехал, чтобы мы заняли первое место, - такими были первые слова Ахмеда Алескерова его новой команде. - И приехал в команду, в которой ни один человек не должен курить, не должен прикасаться к пиву. Вы должны знать, что после игры мы все поедем на базу, в автобусе не будет ни одного постороннего человека, никого не признаю, ни жену, ни отца, ни секретаря обкома».

У Ахмеда Лятифовича возникло всего несколько проблем с дисциплиной, одного футболиста «Черноморца» он как-то застал с сигаретой, после чего отучил его от вредной привычки надолго. В остальном же игроки быстро заразились общей идеей и соблюдали режим с удовольствием.

«Алескеров - своеобразный человек с южным темпераментом, с ним непросто было работать, но командный дух поднять он умел, - вспоминает Владимир Нечаев, - Ахмед Лятифович, конечно, был близок к диктаторству, но мы достаточно легко все это воспринимали. Он умел найти язык с футболистами, а это большое дело».

«Со временем мы видели, как улучшилась наша игра, - говорит Анатолий Дорошенко, - как мы легко играли и справлялись с лучшими командами Советского Союза. Не хочу льстить Алескерову, но это величайший психолог, к тому же обладающий превосходным чутьем. Он сразу завоевал доверие футболистов. Конечно, в чем-то он действовал жестко, но в то время и с теми футболистами по-другому было нельзя».

С приходом Алескерова результаты «Черноморца» начали вселять оптимизм, а игра команды радовать глаз болельщиков. До конца 73-го одесситы проиграли только пять раз (дважды по пенальти), а все остальные встречи выиграли. Дома или на выезде «Черноморец» стремился только к победе, агрессивно, красиво и смело. Как признавался Ахмед Лятифович позже, на выезде играть было даже легче, потому что отсутствовало ненужное психологическое давление.


«Черноморец» вернулся в элиту советского футбола, но никто не мог и подумать о том, что набранный в первом дивизионе ход позволит одесситам столь же уверенно выглядеть и в высшей лиге. Тем более, что стандартного для повысившейся в классе команды усиления в виде опытных игроков из «вышки» не было. Наоборот, «Черноморец» лишился лучшего бомбардира Анатолия Шепеля, которого забрало киевское начальство и не помогли ни письма трудящихся нашего города в федерацию футбола, ни личные попытки Алескерова. Киевляне же помешали перейти в нашу команду хорошо знакомому Ахмеду Лятифовичу по Баку Анатолию Банишевскому. Алескеров, кстати, едва не оставил команду после этой истории.

«Черноморец» перед сезоном 1974 года пополнили только представители первой и второй лиг, но Алескеров знал, кого и для чего брал. Перешедший из «Памира» (в котором ранее работал Ахмед Лятифович) Макаров стал лучшим бомбардиром команды, хорошо влились в игру команды Григорьев, Дзюба, Прокопенко, Родионов. К тому же оказалось, что костяк команды, выигравший в прошлом сезоне турнир в первой лиге, был вполне готов к испытаниям лучшими командами СССР. Так оказалось, но именно тренерский штаб следует поблагодарить за то, что каждому игроку нашлось нужное место на поле, и каждый футболист почувствовал такой невероятный прилив уверенности в своих силах.

Есть определенное сходство между той командой 1974 года и нынешним «Черноморцем». Тогда, как и сейчас, сильнейшей линией была полузащита, которая, как правило, решала исход встречи, в то время, как с нападением были определенные проблемы. 19 голов забили Макаров, Сапожников, Дорошенко и Фейдман, а форварды ограничились 7-ю, уступив в этом показателе защитникам. Правда, это объясняется тем, что Виктор Зубков нередко выдвигался в нападение, благодаря чему и забил целых 6 мячей.

«Алескеров добавил техничную и комбинационную кавказскую школу и позволял проявлять инициативу, - вспоминает Виктор Зубков, - После ухода Шепеля у нас страдала атака, и я стал при необходимости идти вперед. Поначалу только на стандарты, потом сказал Алескерову: «Давайте, я буду оставаться впереди». А наша команда могла зажать противника на его половине поля. Так я забивал довольно часто, а еще нередко скидывал Макарову и другим ребятам. Это было достаточно неожиданным ходом для противника. Я не знаю таких случаев в истории, когда футболист всю жизнь играет в защите, средней линии, а заканчивает карьеру впереди, всегда происходит наоборот. У меня же вышло так оригинально…».


В 74-м одесситы начали не слишком эффектно, с трех ничьих (причем в домашнем матче с «Днепром» «моряки» вели со счетом 2:0, но упустили победу). Лишь в пятом туре «Черноморец» одержал первую победу, но зато над грозным «Спартаком». Затем одесситы выиграли в Кишиневе у «Нистру» (и здесь оба мяча забили как раз защитники - Зубков и Лещук).

В июньском матче против «Пахтакора» свой первый гол забил Макаров, после чего начались его голевые подвиги. Владимир спас «Черноморец» от поражения в матче с «Кайратом» (3:3), сделал дубль в игре с «Зарей», забил победный гол ЦСКА, а затем отметился хет-триком в поединке против «Нистру» (5:1) и еще два мяча провел «Карпатам».

В июне-июле одесситы провели пять домашних матчей подряд и потеряли лишь очко во встрече с тбилисским «Динамо». Эти четыре победы стали первым рывком «Черноморца» к медалям, а второй был уже в сентябре. Победы над «Торпедо», «Шахтером», «Пахтакором» на выезде и, наконец, могучим в те времена «Араратом» дома позволили «Черноморцу» оказаться в шаге от пьедестала. Для бронзы одесситам достаточно было сыграть вничью дома с московским «Динамо». Что любопытно, в этот решающий момент с командой не было ее главного тренера - Ахмед Алескеров вместе с другими известными советскими тренерами Лобановским и Морозовым был командирован в Голландию постигать тамошний тотальный футбол. «Да, его не было с нами, - вспоминает Владимир Нечаев, - но мы уже достигли такого этапа, когда команда идет по накатанной. Мы уже были настолько сбалансированы, что могли и без главного тренера по инерции решать поставленные задачи».

К тому же, Ахмед Лятифович и из Голландии контролировал процесс, при первой же возможности звонил в Одессу и был в курсе всех событий.


Итак, пришел долгожданный день и тысячи зрителей заполнили Центральный стадион ЧМП, но… почти ничего не увидели. «Матч с московским «Динамо» был необычным, - писала газета «Знамя коммунизма». - Проходил он под беспрерывный рев портовых наутофонов. Туман навис над Одессой, навис над чашей стадиона - плотный настолько, что не было видно противоположных трибун. А временами все двадцать два футболиста пропадали в его густоте».

«Нервный накал матча «подогревали» нелегкие условия поединка, - добавляет собкор «Советского спорта» Александр Башкатов. - На стадион волнами накатывал туман, и порой длинные передачи адресовались наугад».

«Ни черта не было видно, - подтверждает Владимир Нечаев, - думали вообще не начинать игру».

«Я играл в защите и наших нападающих не видел, - говорит Виктор Зубков, - по звуку трибун мог догадаться, что мы остро атакуем. Болельщики жгли газеты, тогда было модно делать это в конце матча, особенно в сырую погоду. Ну а игра продолжалась, и мы были в равных условиях».

Впрочем, были неприятности и помимо тумана. Уже на 5-й минуте встречи получил травму защитник Логвиненко, который заменял не до конца восстановившегося после повреждения Нечаева. В результате Владимиру пришлось входить в игру в том состоянии, в котором он был.


Несмотря на туман, спортивные журналисты тех лет определились с опасными моментами встречи, хотя они, возможно, и не совпадают с теми, которые сейчас вспоминают участники того матча. Это совсем не удивительно, учитывая погодные условия, а также важность той игры и все сопутствующие ей эмоции.

В первом тайме «Черноморец» был гораздо активнее в атаке. Уже в самом начале встречи дважды мог отличиться Макаров, затем «Пильгуй снял мяч с ноги прорвавшегося по центру Дорошенко», «едва не закончилась результативно быстрая комбинация Устимчик - Макаров - Прокопенко», били издали те же Устимчик, Прокопенко, Дорошенко…

Динамовцы, которые в случае успеха тоже могли претендовать на призовое место, были далеко не столь активны в атаке. Единственный момент для Еврюжихина создал Курненин, но тому не позволил забить Иваненко.

Сразу после перерыва началось то самое давление, о котором говорил Зубков. «С 45-й по 52-ю минуту в сторону «Динамо» было пробито пять штрафных, подано три угловых». «На 51-й и 64-й минутах опасно бил по воротам динамовцев Устимчик - мяч в обоих случаях пролетал рядом со штангой». Наконец, на 71-й минуте едва не забил решающий гол лучший бомбардир «Черноморца» Макаров, однако после его удара головой с близкого расстояния мяч попал в перекладину.

«Каждый вспомнит что-то свое, - считает Виктор Зубков, - я помню, как у меня был момент, когда я должен был расстреливать ворота, но решил переправить мяч на дальнюю штангу. Напрасно».

Москвичи немного оживились под конец игры, который прошел в обоюдных атаках. Но в воротах и штрафной «Черноморца» надежен был Нефедов, который уверенно действовал на выходах и «в рамке».

«К концу матча туман еще больше сгустился: оставалось только пожалеть, что мяч не покрыт слоем фосфоресцирующей краски. И оставалось только наблюдать за табло, едва просвечивающемся в тумане. Кончились 90 минут игры, а на нем все те же безмятежные нули. В этом случае принято говорить: ничья при преимуществе».


Впрочем, безмятежными в те минуты были только вышеуказанные нули. «После игры Одесса напоминала Англию или скорее Италию в те дни, когда болельщики празднуют какую-нибудь большую победу, - говорит Владимир Нечаев, - когда мы выходили со стадиона, там стоял строй людей, нас брали за руки и ноги и несли по парку имени Шевченко. Людей, по моим ощущениям, было тысяч сорок, а после игры уже весь город ликовал, жил одним порывом. Движение было перекрыто, троллейбусы стояли, люди шли колоннами, орали «Одесса, Черноморец». Это, конечно, было потрясающе…».

«Приятно, разумеется, было добиться «бронзы», - вспоминает Анатолий Дорошенко, - но осознание того, что мы сделали, пришло потом. Болельщики от радости разбивали витрины магазинов, машины, видимо, в том состоянии не знали, что творили».

«Народ не расходился, - рассказывает Виктор Зубков, - потом были шествия, много всего. Помню, как потом на встрече с болельщиками, один фанат вручил нам значки «Черноморец-бронза», которые он сделал за год до нашего успеха, так верил в команду.

А сразу после игры к нам приходили разные обкомовские деятели, начальники из пароходства, поздравляли. Но больше всего запомнилось то, что к нам в раздевалку зашел Лев Яшин, наш великий вратарь, который тогда работал в «Динамо» начальником команды. Он одним из первых поздравил нас с «бронзой», сказал, что знает историю одесского футбола, и что послевоенная Одесса ни разу не добивалась таких успехов, очень душевно поздравил нас и расположил к себе».


Тот «Черноморец» 1974 года наверняка занимает особое место в душе каждого одесского болельщика. И как печально, что с нами нет многих из той блестящей команды. В 79-м в ужасной авиакатастрофе вместе с «Пахтакором» погиб Владимир Макаров, в 93-м не стало Владимира Григорьева и Виталия Фейдмана, в 2000-м - Владимира Устимчика, а годом позже Игоря Иваненко и Виктора Томашевского. В прошлом году от нас ушел Виктор Прокопенко.

От злой судьбы не уйти, но нам остается помнить этих людей и их победы, добытые во славу одесского футбола.


«ЧЕРНОМОРЕЦ» - «ДИНАМО» МОСКВА - 0:0

14.11.1974. Одесса. Центральный стадион ЧМП. 25000 зрителей. Туман, 5 градусов.
Арбитры - Г. Карапетян, С. Аракелян, Г. Асоян (Ереван).
«Черноморец»: Нефедов, Иваненко, Лещук (Зубков, 60), Логвиненко (Нечаев, 5), Григорьев, Фейдман (капитан), Сапожников, Устимчик, Макаров, Дорошенко, Прокопенко.
«Динамо»: Пильгуй, Басалаев, Бубнов, Зыков, Долбоносов (капитан), Петрушин, Пудышев, Курненин (Васин, 61), Павленко, Жуков, Еврюжихин.
Предупреждены: В. Фейдман - А. Бубнов, Ю. Курненин.


Андрей Крикунов по воспоминаниям Ахмеда Алескерова, Владимира Нечаева, Анатолия Дорошенко, Виктора Зубкова, а также отчетам газет «Советский спорт», «Спортивна газета», «Знамя коммунизма». Sport.ua

Источник ФК Черноморец
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 17 декабря 2024, 16:43 21

Украинец может быть дисквалифицирован