ВОРОНИН: «Бенитес силен в тактике»

Интервью с форвардом «Ливерпуля» и сборной Украины

Наша беседа часто превращалась в монолог. Воронин рассказывал о своей жизни в Англии, о «кухне», секретах успеха «Ливерпуля», размышлял вслух о перспективах украинской сборной и всего отечественного футбола.

НЕ ХВАТАЕТ НЕМЕЦКОГО ПОРЯДКА

- Андрей, время летит незаметно: вы уже полгода в Англии. Привыкли к новой жизни, успели перестроиться с немецкого на британский лад?

- Если говорить о здешней премьер-лиге, то остаюсь при своем мнении: в Англии - самый сильный чемпионат в Европе. Интересна каждая игра, независимо от имен соперников. Стадионы забиты под завязку, болельщики - сумасшедшие, в лучшем смысле этого слова. Для
футболиста - просто сказка.

Что касается бытовых вопросов... Я долго жил в Германии, и теперь, сравнивая уровень общей организации, ответственности, чистоты на улицах могу сказать, что немцы стоят на несколько ступеней выше. Здесь все немного по-другому. Приехав в новую страну, я не знал ни законов, ни языка. В затруднительных ситуациях мне, конечно, подсказывали, но сложилось впечатление, что англичане зачастую вроде бы и хотят помочь, но ты не можешь быть уверенным на сто процентов, сделают они это или нет. В конечном итоге вполне может оказаться, что просто «не получилось», и никто в этом не виноват.

В Германии везде и всегда говорили сразу, реально выполнить просьбу или нет. Но если уж обещали, то всегда доводили дело до конца. В клубах, где я играл, до сих пор всегда идут навстречу. С другой стороны, возможно, проблема кроется в том, что мы просто не до конца понимаем друг друга. Мне еще достаточно тяжело изъясняться на английском.

- Кстати, как у вас продвигаются дела с изучением языка?

- Люди, с которыми мы общались полгода назад и продолжаем сейчас, говорят, что сдвиги заметны - вроде бы стал говорить лучше. До совершенства, конечно, еще очень далеко. Но в моем лексиконе уже появилось много новых слов. Да я, честно говоря, и не переживал по этому поводу. В свое время сумел выучить немецкий, а это далеко не самый легкий язык, и теперь говорить на нем для меня так естественно, что даже кажется странным, как можно
это не уметь.

А ведь когда приехал в Германию - вообще не знал ни слова. Словом, сегодняшняя ситуация для меня не нова. Но теперь мне легче - есть определенная база, элементарные слова остались в памяти еще со школы. Один, иногда два раза в неделю приходит учитель. Чаще не получается, независимо от того, хочу я этого или нет - игры через каждые три дня. Общаемся, чтобы была практика. Знаю по опыту: чем больше человек говорит на любом иностранном языке, тем быстрее его освоит. Поэтому в команде все чаще пытаюсь разговаривать с ребятами, даже если чего-то не знаю, вставлю свои «пять копеек». Если меня не совсем понимают, формулирую по-другому. Рассказывать анекдоты по-английски не пробовал. Но для того чтобы пошутить, знать язык не обязательно. Стараюсь прислушиваться к разговорам. Вот так, потихоньку, step by step, шаг за шагом. У меня есть время, чтобы выучить язык, и я уверен, что его выучу.

ТОРРЕС НАУЧИЛСЯ РУГАТЬСЯ ПО-РУССКИ

- С кем из футболистов «Ливерпуля» общаетесь в «нерабочее» время?

- А тут игроки за пределами поля вообще общаются редко. Так, впрочем, было и в Германии - быть может, за исключением «Майнца». Хотя обобщать нельзя - уверен, что представители испанской колонии «Ливерпуля» встречаются после тренировок, семьями ходят в ресторан. В Леверкузене мы много общались со Славой Фрайером (в недавнем прошлом - игроком сборной Германии, полузащитником «Байера», который имеет польские корни. Его первое имя - Славо. - Прим. А.Ш.). До сих пор дружим, созваниваемся не реже раза в неделю. Теперь приглашаю его в Англию, думаю, скоро приедет погостить. Но когда я там играл, мы домой друг к другу не ходили. Даже не знаю почему. Впрочем, в Германии это нормально - там в гости приглашают редко.

Вот Йосси Бенаюн зовет к себе, у них тоже маленький ребенок. Но пока нанести визит не получилось. Мы быстро нашли общий язык, хорошо понимаем друг друга, живем в одной комнате во время заездов. Он - хороший, добрый парень. Безобидный, не злой. Старается мне помочь, разговаривает, и если я что-то скажу неправильно - поправляет.

Хорошие отношения сложились с соседом по дому - Даниэлем Аггером. Постоянно предлагает помощь: мол, если что нужно, - звони в любое время, чего-то не знаешь - отвезу, покажу. Когда что-то не понимаю - переспрашиваю у него. Аггер - датчанин, он понимает по-немецки, но этот язык ему не нравится - отвечает исключительно по-английски. Он сразу сказал: говорить по-немецки не люблю, не хочу и не буду. Но так для меня даже лучше.
В команде больше общаюсь с испаноговорящими коллегами. С Алонсо у нас хорошие отношения, с Рейной, Арбелоа, Кюйтом, с бразильцами. Не очень получается общение с Торресом - он тоже не очень далеко продвинулся в изучении английского. Говорим приблизительно на одном уровне. Я, правда, уже по-испански начал ругаться, а он научился по-русски!

С самого начала сложились хорошие отношения с Краучем. Но англичан, особенно местных, мерсисайдцев Джеррарда и Каррагера, понять тяжело - они говорят на ливерпульском диалекте. В Лондоне язык больше похож на английский, а здесь... Иногда слушаешь, как они быстро разговаривают, и думаешь, что вообще ничего не знаешь. И это не только мои ощущения.

- Видел на рождественском базаре отличную фотографию в рамочке. Андрей Воронин с нескрываемым восторгом празднует только что забитый гол, рядом - Йосси Бенаюн. Ваша подпись, сертификат подлинности автографа прилагается. Хотел даже приобрести, но цена кусается - 40 фунтов!
- Что ж, клуб зарабатывает деньги на всем - где только возможно. Хороший снимок. Видел его в фирменном магазине «Ливерпуля».

СОСТАВ НАЗЫВАЮТ ЗА ЧАС ДО ИГРЫ

- Как складываются у вас взаимоотношения с наставником «Ливерпуля» Рафаэлем Бенитесом? Многих настораживает, что вы периодически не попадаете в заявку на ответственные матчи...

- Понятно, что любому футболистy хочется играть постоянно. С удовольствием. готов выйти на поле в любом матче - не важно, с «Уиганом» или с «Манчестером». В этом сезоне все четыре нападающих «Ливерпуля» сыграли примерно одинаковое количество матчей - плюс-минус одна игра. Последний месяц вообще не играл Кюйт - не попадал в заявку или сидел на скамейке, выходил на замену. Потом вдруг вышел в основе в Марселе, сыграл с «Манчестером». Меньше всех игр досталось Краучу - он «отдыхал» почти два месяца. У Торреса была травма, и он какое-то время тоже не играл.
Если проанализировать общую ситуацию, то выяснится, что не стоит делать трагедию из того, что я в матчах с «Марселем» и «МЮ» не попал в заявку. Проблем с Бенитесом у меня нет и не было. Это - его стиль работы. Наверное, Рафа - единственный тренер в мире, у которого невозможно предугадать, кто выйдет на поле. Игроки, включенные в заявку, узнают состав ровно за час до игры. Сидим в раздевалке, мобильные телефоны отключены, тогда и называются 11 фамилий. Бенитес считает, что так лучше. Другие тренеры придерживаются иного мнения: мол, игрок должен знать, что будет играть, чтобы иметь возможность лучше подготовиться, настроиться.

Конечно, я хотел бы принимать участие во всех играх. Но в то же время знаю, что это невозможно по определению. К этому распорядку просто нужно привыкнуть. Спросите любого, например, Кюйта - он тоже скажет, что хочет играть. И Крауч хочет играть во всех матчах, и Торрес. Но каждый из них знает, что у Бенитеса это невозможно.

На тренировке после матча с «МЮ» Рафа сказал нам: «Понятно, что все хотят играть с «Манчестером». Но еще не известно, какая игра важнее - с манкунианцами, или, например, с «Рэдингом», или с «Дерби»?» Именно в этих встречах нужно обязательно брать очки. Уступать «Уигану» мы не имели права. Когда теряешь очки в матчах с «маленькими» командами, автоматически «падаешь» вниз в таблице.

В распоряжении Бенитеса достаточно игроков, и он постоянно что-то меняет в команде, применяя свой любимый принцип ротации. Пусть даже ты забьешь два гола - это .еще не значит, что будешь играть в-следующем матче. Моим первым опытом была ситуация, возникшая еще в конце лета - после отборочного матча Лиги чемпионов с «Тулузой». Команда выиграла - 1:0, я забил гол, а через четыре дня предстоял матч с «Челси». Я очень хотел играть в первом домашнем матче сезона, приехал папа, а в итоге я даже не попал в заявку. Возможно, в любом другом клубе такой ситуации возникнуть не могло. Футболист играет, причем хорошо, зачем же его менять, а тем более - даже не включать в состав? Но если тренер считает так, то нам, игрокам, остается только подчиниться его решению.

Разговаривал на эту тему с другими футболистами. В принципе, в ротации есть свои плюсы. Некоторые тренеры постоянно выпускают на поле 11-12 футболистов - и они играют весь сезон. Остальные либо сидят на скамейке, либо выходят на 10-15 минут на замену. Не входишь в число «избранных» - делай что хочешь. А здесь знаешь, что если играешь сегодня, возможно, завтра отдохнешь, а потом выйдешь на поле опять.

В этом сезоне я принял участие уже в 18 официальных матчах «Ливерпуля». Разговаривал недавно с вратарем сборной Германии Йенсом Леманном, выступающим в «Арсенале», так он сказал мне: мол, молодец, так держать, потому что у других футболистов, приехавших из Германии, так быстро освоиться в Англии обычно не удается. Не у всех получается прийти и заиграть.

Тем более за меня не платили миллионы. Ехал сюда, расчитывая на место в основе. Наверное, многие думали, что буду выходить лишь на замену. Но начал играть, забивать, все шло нормально. Слава Богу, доволен. Понятно, что очень хочу играть тем более будучи футболистом такого клуба. Здесь нужно в каждом матче доказывать, что ты не зря вышел на поле. В «Ливерпуле» на каждую позицию по два-три игрока, все - «сборники» очень высокого уровня. Вышел, плохо отыграл - до свидания, будет играть другой. Тем более сейчас все нападающие забивают.

Перед матчем с «Манчестером», Бенитес сам подошел ко мне, объяснил, что никаких проблем нет, что он доволен моей работой на тренировках, тем, как я начал чемпионат. Подчеркнул: мол, ты должен понимать, что у нас четыре форварда, разные игры, разные системы. Сегодня одна тактика, завтра - другая. Тренируйся дальше, не думай, что я чем-то недоволен. Для меня это стало еще одним стимулом, придало уверенность, что действительно все идет хорошо. Все зависит от меня самого.

ЗАВЕТНЫЙ ЛИСТОК

- Возникают ли трения между нападающими по поводу попадания в состав?

- Трения? Наверное, нет. Во всяком случае, я их не чувствую. Может быть, где-то в глубине души, когда ты подходишь к листку, где написано, кто попал в заявку, и не находишь своей фамилии, может быть, и думаешь: «А почему он? Почему не я? Я же лучше!» Это вполне естественно. Каждый хочет играть в основе и считает, что он достоин этого. Но в общении никто никому претензий не предъявляет. Перед игрой запасные всегда подходят, желают удачи, всего хорошего, подбадривают. Бенитес не устает повторять: «Мы - одна команда!», и игроки прониклись этим девизом. Ну и, кроме того, мы прекрасно понимаем, что все зависит от тренера, на его решение мы никак повлиять не можем.

Футболисты знают, что свои матчи они все равно сыграют. Чемпионат Англии, Лига чемпионов, кубки - в удачном сезоне выходит игр 70. Свои 30 будет у каждого - это почти чемпионат Германии. Плюс выступления за сборную - выйдет 40-45 игр в год. Вполне достаточно - с головой. Игрок это знает, осознает, в каком клубе играет, какие задачи перед ним стоят. Главное, чтобы тренер верил в футболиста, знал, что он будет биться, будет играть, принесет пользу команде. А не поставит тебя в состав завтра - не страшно, подожди до послезавтра.

- А что за листок с составом?
- После предыгровой тренировки второй тренер заносит в раздевалку и вывешивает список. В нем - 16 фамилий. Кто играет, форма одежды, когда и где сбор. Для тех, кто не попал, - тренировка тогда-то.
Только Джеррард, Каррагер и Пепе Рейна уверены, что они в заявке. Остальные после душа приходят, сидят послушно и ждут, когда вынесут листок, чтобы посмотреть - попал или нет. В Германии было по-другому. Будучи игроком основного состава, всегда был уверен, что уж в заявку-то попаду точно.

- Руди Феллер говорил мне год назад, что Воронин играет хорошо только в условиях жесткого давления, борьбы за место в составе. Как только турнир выигран, вы, мол, успокаивайтесь и почиваете на лаврах...
- Слышал это мнение и от других людей. Я всегда говорил, что здоровая конкуренция подстегивает любого игрока. Как и в жизни. Если занимаешься каким-то бизнесом, и таким же бизнесом занимается кто-то, живущий через дорогу, всегда хочешь быть лучше, чем он. Если же он создает тебе конкуренцию - тем более хочешь переплюнуть его. То же самое и здесь. Если тренер берет тебя в команду - значит, он на тебя как-то расчитывает. Отправная точка есть: ты не просто так попал в этот клуб - тебя тренер взял. Как попасть в состав? Нужно в чем-то, в каких-то моментах быть лучше своих конкурентов-нападающих. Это - психологический момент. Когда точно знаешь, что ты - игрок основного состава, начинается самообман. Тебе кажется, что выкладываешься на сто процентов, а на самом деле - на 90-95. Вот этих 5-10 процентов потом где-то в чем-то и не хватает.

Та же проблема в сборной, когда мы не можем обыграть «маленькие» команды. Взять тех же французов, дважды уступивших шотландцам. Или шотландцев, в свою очередь, проигравших грузинам. В Тбилиси они приехали с мыслями: мы одной ногой на чемпионате Европы! Мы обыграли французов, Украину! Что нам стоит переиграть сборную Грузии? А тут грузины, которым ничего не было нужно, побежали, и -2:0. Все не идет из головы матч в Литве, где мы пропустили два гола в свои ворота. Эта игра - из той же серии. А конкуренция нужна, я ее не боюсь. Мне она, скорее, идет на пользу.

НАСТОЛЬНЫЙ ФУТБОЛ БЕНИТЕСА

- Вы не раз отмечали, что Бенитес - один из лучших тренеров Европы. В чем это проявляется?

- Прежде всего, в результатах. В течение трех лет выиграть Лигу чемпионов и дойти до финала - этого способен достичь далеко не каждый. Считаю, что Рафа - один из самых сильных тактиков в мире. Довелось поработать с разными тренерами - и в немецких клубах, и в сборной, но такого отношения, такого тактического подхода я еще никогда не видел.

Мы к каждой игре готовимся индивидуально. Бенитес знает до мелочей сильные и слабые стороны каждого соперника. Слабые начинаем отрабатывать на тренировках - после предыдущей игры и вплоть до следующего матча. Скажем, у противника правая зона слабее, чем левая. Отрабатываем игру через правую зону, забегание... Угловые, ауты - все наиграно, все с поднятием рук. И так - под любую команду. Нет разницы, играем ли мы с соперником из низшего дивизиона на Кубок, или с «Арсеналом», или в Лиге чемпионов. В «Ливерпуле» все отлажено до автоматизма, и каждый игрок, выходя на поле, должен знать, что ему делать в той или иной ситуации.

Весной побывал в Эйндховене на игре «Ливерпуля» в четвертьфинале Лиги чемпионов. Там вид с трибуны, словно смотришь футбол сверху. Складывалось впечатление, что Рафа сидит за сценой и дергает за ниточки, а игроки ему подчиняются. Как в настольном футболе. Прежде всего, поэтому они и попали в финал, обыграли «Барселону», «Челси». Все за счет тактики, дисциплины, организации, физики. В этом Бенитес силен.

- А теоретические занятия у вас есть?
- Никакой теории. Теоория без практики - какой в ней смысл? Смотреть на теоретических занятиях, как кто-то бьет по воротам - это же заснуть можно! Еще на предыгровой установке нам могут показать на экране - этот, мол, бежит туда, тот - сюда.

БЛОХИН ПРОДЕЛАЛ ОГРОМНУЮ РАБОТУ

- А как вы прокомментируете итоги выступления сборной Украины под руководством Олега Блохина? Начиналось все сверхудачно, но результаты последних игр и провал отборочного цикла Euro-2008 оставили тягостное впечатление...

- За четыре года работы с Блохиным мы действительно достигли больших результатов. Он принял команду, в которую никто не верил, не надеялся, что она вообще сможет когда-
нибудь куда-нибудь выйти. Появились новые игроки, мы начинали практически с нуля. Команда добилась результатов, которых от нее никто не ждал. Наверное, многие уже забыли о трудном пути, проделанном командой под руководством тренерского штаба - начиная с первой тренировки и заканчивая четвертьфиналом чемпионата мира.

Да, в этом отборочном цикле нам не повезло. Италия и Франция, на сегодняшний день сильнее нашей сборной - и по индивидуальным качествам отдельных исполнителей, и как команды в целом. Но ключевым стал результат матча в Грузии, который за три месяца до конца отборочного цикла практически вычеркнул нас из числа кандидатов на поездку на чемпионат Европы.Если бы не ничья в Тбилиси, карты могли быть растасованы и по иному.

Блохин проделал в сборной большую работу, добился того, чего не смогли достичь его предшественники. Тренер ушел работать в клуб - это его выбор. Разговаривал недавно по телефону с Балем, через него поздравил с подписанием контракта и Кузнецова, и Блохина, искренне пожелал им удачи. Что бы там ни было, уверен, что при встрече никаких проблем у нас не будет. А над событиями сентября мы с Блохиным только посмеемся.

Не важно, кто станет новым тренером. Мне кажется, что изменения нужны. И не только в сборной, но и во всем украинском футболе. На носу - чемпионат Европы 2012 года. Осталось меньше пяти сезонов. Думаю, подготовка пройдет хорошо, стадионы, дороги - все построят на уровне. Но главное, чтобы у нас была достойная команда, чтобы она могла на что-то претендовать, биться на равных с грандами. На чемпионате Европы проходных команд не бывает, а на «домашнем» турнире обязательно нужно выступить достойно. Надеюсь, что в сборную придет хороший тренер, который сможет добиться, чтобы команда вновь поверила в себя, добилась права поехать на чемпионат мира...



Альберт ШЕВАЛЕНКО, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 04 декабря 2024, 20:31 0

Поединок состоится 4 декабря в 21:30 по Киеву