Сергей ХАРЧЕНКО: «150 матчей ЧУ-не предел»

Интервью с президентом маркетингового агентства «Медиа Спорт Промоушн»

За три года активной деятельности на рекламно-информационном рынке маркетинговое агентство «Медиа Спорт Промоушн» (МСП), являющееся правопреемником компании «Инфоспорт Маркетинг», заслужило репутацию надежного партнера в реализации множества спортивных проектов. Впрочем, главной заслугой МСП, безусловно, является организация регулярных телетрансляций матчей чемпионата Украины по футболу, а также разработка актуальной и эффективной системы отношений между Профессиональной футбольной лигой, клубами элитного дивизиона, спонсорами и рекламодателями. В сезоне-2007/08, благодаря МСП, телезрители увидят две трети матчей высшей лиги, а уже в 17-м чемпионате Украины этот показатель может достигнуть 75 процентов.

ФУТБОЛУ В УКРАИНЕ НУЖНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

- Сколько стоят коммерческие права чемпионата страны в сезоне-2007/08?
- интересуюсь у президента «Медиа Спорт Промоушн» Сергея Харченко.
- 4 миллиона долларов США.при условии, что спонсоры чемпионата не изменят задекларированных обещаний и профинансируют контракты в полном объеме, а клубы выполнят все обязательства перед спонсорами. Единственное «но» - в этом сезоне телевизионные права не имеют продаж на внутреннем рынке.

- Почему же?
- На них нет спроса. По крайней мере, «живыми» деньгами, которыми телеканалы оплачивают художественные ленты, сериалы и мультфильмы, в данном случае и не пахнет. Проще говоря, основная загвоздка в цене вопроса. Для украинского клубного футбола
предложения телевизионщиков на данном этапе его развития особой перспективы не несут. Среди причин, обусловливающих такое положение вещей, отметил бы две. Во-первых, матчи первенства страны не имеют необходимого зрительского рейтинга. Во-вторых, наш рекламный рынок не имеет тех денежных объемов, какими могут похвастаться наши коллеги в России или Англии.

- Что необходимо предпринять, чтобы изменить эту ситуацию к лучшему?
- В первую очередь, инициировать развитие рынка с помощью поддержки государства,
как, в частности, это сделали наши «северные соседи». Если Первому национальному будет
выделена бюджетная сумма на покупку прав у созданной к тому моменту Премьер-лиги, то
этот телеканал получит возможность транслировать все рейтинговые матчи чемпионата, включая очные поединки отечественных грандов.
Ну и, конечно же, интерес со стороны телевидения к спорту номер один возрастет в том случае, если более качественным станет сам футбол в исполнении наших клубов. В таком случае в борьбу за право организации трансляций вступят и коммерческие каналы -такие как, например, ТРК «Украина», ТВ «Поверхность» и другие.

- Что мешает Профессиональной футбольной лиге задействовать ресурс государственной политики в области развития спорта номер один?
- Причины относятся к области политики.

ДВА ГОДА НАЗАД КОМАНДЫ НА ТРАНСЛЯЦИЯХ НЕ ЗАРАБАТЫВАЛИ

- Какой будет сумма отчислений в пользу самих клубов по итогам текущего сезона?

- Прибыль команд, оформивших с МСП долгосрочные контракты, составит 2,2 миллиона долларов. Помимо этого наша компания финансирует производство порядка 120 трансляций, работу телекомментаторов и журналистов, а, кроме того, выполняет рекламные обязательства перед спонсорами и партнерами чемпионата.

- Как распределяются материальные затраты на организацию трансляций в этом сезоне?
- 120 матчей финансируют спонсоры чемпионата страны по футболу, а еще 30 - непосредственно ТРК «Украина».

- Готовы ли вы поделиться с прессой цифрами своих доходов?
- Более того, мы всегда предоставляем такую финансовую информацию по желанию любого клуба, вся арифметика проекта абсолютно открыта. Все копии контрактов исправно предоставляются ПФЛ. Но если вас интересуют показатели персонально МСП, то после
выплаты всех обязательных платежей клубам и подрядчикам, а также вычета обязательных налоговых платежей доход нашей компании от данного проекта в текущем сезоне составит около 200 тысяч долларов. Впрочем, не забывайте, что на эти средства необходимо проводить качественный маркетинг, а также оплачивать организационные и другие расходы компании. Так что на сегодняшний день МСП является инвестором чемпионата Украины. Рассчитывать на какие-либо дивиденды акционерам компании пока не приходится.

- Между тем, президент львовских «Карпат» Петр Дыминский утверждает, что его клуб в этом году не получил от МСП ни копейки.
- Этому есть простое объяснение: отчисления в пользу клубов будут производиться по итогам сезона. Сумма их дохода будет зависеть от занятого командой места в чемпионате.
Более того, нами предусмотрены дополнительные премии чемпиону страны (в размере
110 тысяч долларов), а также трем клубам с лучшими суммарными показателями посещаемости домашних и выездных матчей и зрительского рейтинга трансляций. Каждый из них будет премирован 36,6 тысячами долларов.

- Тем не менее, далеко не все клубы украинской высшей лиги довольны деятельностью вашей компании, заявляя, что смогут привлечь большие средства для освещения матчей чемпионата на телеканалах.
- Я хочу напомнить, что мы пришли в этот проект в мае 2005 года, когда в плане телевизионного маркетинга и коммерческого продвижения украинское первенство топталось на нулевой отметке, а клубы не зарабатывали ни копейки. МСП выступил в качестве маркетингового партнера, чьей главной стратегической задачей являлась подготовка проекта к появлению инвестиционного поля, предложив ФФУ, ПФЛ и всем клубам абсолютно прозрачную схему сотрудничества. Таким образом, мы пытались приучить клубы к выполнению обязательств перед спонсорами и создать систему, при которой будет создаваться «вкусный» телевизионный продукт.

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЫНКА ТОРМОЗЯТ ШЕСТЬ КЛУБОВ

- Обнаруживаете ли вы сами намеки на позитивную динамику в заданном собой направлении?
- Естественно. Весной 2005 г., когда до освещения на «голубых» экранах матчей чемпионата Украины никому не было никакого дела, мы потратили 100 тысяч долларов на гарантии трансляции поединков второго круга, и они, несмотря на сложный политический фон в стране, были организованы четко и своевременно. Убыточным оказался и сезон-2005/06, в котором расходы МСП превысили прибыль от продажи коммерческих прав почти на 250 тысяч! И. тем не менее, осознавая перспективу проекта, наша компания профинансировала дефицит бюджета и продолжала двигаться дальше. В результате уже в сезоне-2006/07 мы вышли на позитивные показатели: общая продажа прав составила 2 миллиона 350 тысяч, а первые за всю историю национального первенства отчисления в пользу клубов - 1 миллион 100 тысяч долларов США. И это при том, что главное условие для максимальной эффективности продвижения чемпионата Украины на телеэкранах ПФЛ клубы не реализовали.

- Что вы имеете в виду?
- В нашей стране до сих пор не создан единый телевизионный и рекламный пакет прав всех клубов элитного дивизиона, рассчитанный на долгосрочную перспективу, то есть, как минимум на три сезона. Даже несмотря на принятие Центральным советом Лиги соответствующего решения.

- Сколько команд тормозят развитие рынка цивилизованной продажи прав в едином пакете на долгосрочную перспективу?
- На данный момент шесть. Речь идет о «Карпатах», «Арсенале», донецком «Металлурге»,
«Днепре», «Кривбассе» и «Нефтянике». Все остальные клубы уже подписали или же дорабатывают долгосрочные контракты с МСП, уважая проделанную нами черновую работу
за последние два года.

- С чем связана пассивность названных вами команд?
- Лично мне сложно ответить на этот вопрос, я не понимаю, чего ждут руководители этих клубов. Возможно, просто недооценивают важность самой сути централизованного
маркетинга освещения матчей с участием их клубов, или не видят в этом в перспективе
реальный сегмент пополнения клубной казны.

- Но повлиять или ускорить этот процесс возможно?
- У меря остается предчувствие, что мы все-таки найдем аргументы и договоримся. Учитывая, что проект уже поддерживается большинством клубов возможно также централизованное решение со стороны ведущих отечественных футбольных инстанций. К слову, именно таким путем пошли в России.

ФУТБОЛЬНЫЙ КАНАЛ - В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ПРОЕКТ НЕРЕНТАБЕЛЬНЫЙ

- А если отдельные клубы считают, что могут обойтись без такого посредника, как МСП?
- Абсолютно никто не мешает им проводить самостоятельную работу по привлечению спонсоров и инвесторов клубов. Точно также, как никто не мешает привлекать инвесторов и спонсоров Чемпионата. Но реалии таковы, что МСП после двухлетней работы уже готова принять инвестора или спонсора Чемпионата, удовлетворить его рекламные запросы, обеспечить 150 трансляций на медиа-просторе Украины, 120 - на территории соседней России, разместить рекламные щиты на всех стадионах нашей страны, а, кроме того, предоставить права на использование названия и эмблемы национального первенства. Ну а после того, как маркетинговая схема реализации прав единым пакетом построена, запущена, обкатана, и эта работа начала приносить первые результаты, думаю, что возможная идея отодвинуть МСП от этого проекта не будет поддержана ни футбольным сообществом, ни руководством клубов и всего украинского футбола.

- А что такие попытки предпринимаются в данное время?
- Все понимают, что кто-то должен этим заниматься, мы же предложили эффективную и, как я уже говорил, совершенно прозрачную схему, которая приносит ощутимые плоды.

- Президент «Арсенала» Вадим Рабинович утверждает, что после создания Премьер-лиги в Украине нужно создавать специализированный футбольный телеканал. Насколько, по-вашему, реально воплотить эту идею в жизнь, сколько может стоить содержание этого канала, и в какие сроки такой проект способен окупиться?
- У меня нет соответствующего опыта, и я не готов четко отвечать на вопросы, касающиеся бизнес-показателей запуска, содержания и доходности такого канала. Тем не менее, отмечу, что перспектива у подобного проекта может появиться только через несколько лет, и, возможно, его стоит включить в условный десятилетний план развития Премьер-лиги. При этом коммерческая успешность возможна только при двух условиях - эксклюзивности трансляций всех матчей чемпионата, в том числе и его лидеров, а также создание платного статуса самого телеканала.
В противном случае проект окажется нерентабелен, и объясню почему. Рекламный телевизионный рынок Украины в 2007 году составляет порядка 460 миллионов долларов. Более того, прогнозы по росту не совсем утешительны и составляют не более 15 процентов годовых. Сам рынок уже сформирован, и там действуют несколько крупных рекламных «игроков», которые делят этот своеобразный «пирог» среди всех телеканалов страны. Учитывая аналитику рейтингов матчей чемпионата Украины в трех последних сезонах, при самых радужных раскладах, средняя прибыль гипотетического телеканала составит около пяти миллионов долларов. В то время как расходная смета, включающая в себя производство и обслуживание 240 календарных матчей чемпионата, содержание штата, лицензии, покупка прав, а также производства собственных программ выльется в значительно большую сумму. И это при том, что на телевизионных просторах страны уже существуют спортивные каналы, делающие в программе своих трансляций весомую ставку на спорт номер один.

РАВНЕНИЕ - НА СЕВЕРНЫХ СОСЕДЕЙ

- Как в таком случае вы относитесь к проекту создания футбольного проекта ТРК «Украина» и появлению аналогичного канала под вывеской «Спорт-3»?
- Весьма позитивно, ведь основным двигателем прогресса является именно конкуренция, а новые - в том числе и специализированные футбольные каналы - обостряют ее до предела. В конце концов, именно так мы приблизимся к решению задачи-максимум, а именно освещению всех 240 календарных встреч чемпионата Украины. И не просто освещению, а качественному показу.

- Вам не кажется, что это будет настоящим издевательством над болельщиками?
- При сегодняшнем качестве игры - кажется. Но после создания Премьер-лиги, хочется
верить, изменится не только форма, но и содержание нашего футбола. Как бы там ни было, в следующем сезоне покрыть сто процентов матчей чемпионата мы не собираемся. Ставим цель закрепиться на отметке в 150 игр, но, возможно, выйдем на цифру 180. Но это произойдет в том случае, если заключительный матч тура будет вынесен на понедельник. Таким образом, каждую неделю будут транслироваться не пять, а шесть календарных матчей чемпионата.

- С какими каналами вы готовы сотрудничать в следующем году?
- Со всеми, но наибольшую инициативу проявляют Первый национальный и ТРК «Украина». Впрочем, если реализуется идея с переносом начала некоторых матчей на 14.00, активизируются и другие каналы.

- А вот интересно, каковы объемы привлечения материальных средств к освещению
национальных первенств в России или же в странах Западной Европы?

- В британской премьер-лиге сумма контракта с титульным спонсором чемпионата -
банком Barclays Premiership - составляет 50 миллионов долларов, а телевизионные права
лиги на текущий сезон проданы за сумму превышающую эту почти в шесть раз. Тем не
менее, я надеюсь, что читатели «СЭ» осознают экономическую разницу между Великобританией и Украиной, и не сочтут подобные сравнения уместными.
Что же касается общего дохода продаж прав российского первенства, то в этом сезоне она составляет порядка 50 миллионов долларов. При этом хочу обратить ваше внимание на одно немаловажное обстоятельство: с момента создания нашими северными соседями премьер-лиги уже прошло шесть сезонов, а до этого россияне в течение трех сезонов работали в режиме созданного единого телевизионного и рекламного пакета прав всех клубов. Украинский футбол только-только подходит к реализации этих двух условий.

В УКРАИНЕ ТОЛЬКО ДВА МАТЧА ФОРМАТА ЛИГИ ЧЕМПИОНОВ

- Но вы согласны с тем, что одним лишь созданием Премьер-лиги проблему капитализации нашего чемпионата не решить?

- Безусловно. В первую очередь, должны вырасти уровень и содержание самого футбола,
инфраструктура стадионов, а также качество телекартинки. Как ни крути, для успешной
продажи продукт должен быть вкусным, качественным и иметь красивую обертку.

- Что мешает нашим телевизионщикам создавать «картинку», приближенную по стандартам к лучшим западным образцам?
- Смета расходов. Для рядового матча национального первенства она составляет 7,5 тысяч долларов, тогда как трансляция одного поединка Лиги чемпионов обходится не менее, чем в 15 тысяч. У нас же такого формата заслуживают только два матча - «Динамо» - «Шахтер» и «Шахтер» - «Динамо». В других встречах футбола соответствующего уровня мы не наблюдаем.

- Качество картинки предусматривает и соответствующее качество комментария.
- В этом плане мы стараемся угодить зрителям, прислушиваясь к их мнению и отдавая предпочтение пяти лучшим по рейтингу комментаторам страны.

- Каковы ваши ожидания от создания Премьер-лиги, как бизнесмена и руководителя МСП?
- Хозяева клубов должны осознать, что форсировать естественный рост развития чемпионата практически невозможно. После формирования единого телевизионного и рекламного пакета прав всех клубов на долгосрочную перспективу необходимо создать условия для спокойной и эффективной работы, первым условием которого является благоприятная рабочая атмосфера между всеми ветвями футбольной власти. Нужно забыть про мелкие ссоры и крупные конфликты и прекратить традицию поиска виновных при появлении любой проблемы. Напротив - необходимо консолидироваться и объединить свои лоббистские возможности. И не забывать об уникальных возможностях вывести наш чемпионат и весь футбол в целом на качественно иной уровень, предоставляемой таким событием как Euro-2012.


Михаил СПИВАКОВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 27 ноября 2024, 07:37 4

Наибольшее признание получил Даниэль Дюбуа