ТУРЧИНА: «Мне нечего скрывать»
Интервью с лучшей гандболисткой XX века
- 22 ноября 2007, 17:00
- |
- 1186
- 0
Ее называли королевой площадки и гроссмейстером мяча. Она имела удивительный дар читать игру с листа и выбирать самый удачный из возможных вариантов завершения атаки. Все вратари мира содрогались при одном только имени Зинаида Турчина. Такой снайпер-диспетчер больше не появлялся не только на нашем спортивном небосклоне, но и на мировом. Подтянутая и энергичная - она не изменяет своей чемпионской осанке и сегодня. А в том, что касается воли к победе, она может дать фору любой из гандболисток нынешнего поколения киевского «Спартака».
Накануне Кубка Турчина корреспондент «СЭ» пообщалась с лучшей гандболисткой XX века. Зинаида Михайловна возвращается к воспоминаниям о прошлом гораздо охотнее, чем рассуждает о будущем украинского гандбола. Разговор начался с минорной ноты. Кубок Турчина в этом году совпал с одной знаменательной датой - 45-летием «Спартака». Но собрать ветеранов легендарного клуба не удалось из-за отсутствия денег.
НА «СПАРТАКЕ» НИКТО НЕ ОБОГАТИЛСЯ
- Празднование будет, но только очень скромное, - с грустью замечает Турчина. - Нас поздравит городская администрация - основной финансовый помощник клуба, без которого мы бы уже давно ушли на дно далеко и глубоко.
- Зинаида Михайловна, простите за откровенность, но ведь это вас многие «доброжелатели» обвиняют в том, что некогда лучшая европейская команда оказалась на грани исчезновения...
- Я на такую клевету просто не обращаю внимания и никак не реагирую. Мне нечего скрывать и лгать не в моих правилах, я человек православный. А люди, обвиняющие меня в том, что я распродала команду, просто ничего не понимают в гандболе. В регламенте есть положение, согласно которому любой игрок, достигший 25 лет, может сам выбирать клуб. Кстати самая большая компенсация, которую мы когда-либо получали, не превышала семи тысяч долларов. А иногда клубы нам просто давали спортивную форму или устраивали сборы за рубежом.
- Прежний наставник «Спартака» Юрий Гаркавенко сетовал на то, что команда даже не имела возможности тренироваться два раза в день. Как выходит из положения в этом сезоне Александр Гурский?
- Проблема с залом остается актуальной. И дело не только в площадке. Ведь девчонкам необходимо в перерыве между занятиями перекусить и отдохнуть где-то. «Спартак» тренируется два раза только, когда находится на сборах на 19-м километре или в спортивном лицее в Броварах. Все остальное время мы имеем по одной тренировке в день.
- Вас не удивляет, что при таком катастрофическом положении все еще продолжает действовать бренд, созданный в свое время Игорем Турчиным? «Спартаковок» даже в клипах снимают...
- Василий Бондарчук когда-то занимался гандболом в Сквире. А при встрече выяснилось, что он еще и помнит, как туда приезжала команда во главе с Игорем Евдокимовичем. Певец с гордостью рассказывал мне, как когда-то нам мячи подносил. Я сразу же согласилась на участие в клипе, предложение поступило в конце сезона, когда все цели команда уже выполнила. Гонорары были символические, зато наши девчонки получили море удовольствия. Я только переживала, чтобы они не простудились, съемки проходили в дождливый день.
ПОХВАЛУ ЗАСЛУЖИЛИ ТОЛЬКО ПОСЛЕ МОНРЕАЛЯ
- Говорят, гениальный человек гениален во всем. Как вы считаете, Турчин смог бы принести славу другому виду спорта, если бы случай не привел его в гандбол?
- Думаю, что да. Турчин после окончания Каменец-Подольского института приехал в Киев. Но в его непосредственной специализации - баскетболе - работы не оказалось. Ему предложили взять группу девочек по гандболу и группу мальчиков по настольному теннису. Из той группы девочек выросли двукратные олимпийские чемпионки и обладательницы Кубка Европы. А в настольном теннисе его ученик стал чемпионом Украины.
- Почему сегодня можно на пальцах одной руки пересчитать тренеров, по-настоящему живущих игрой. Леонид Ратнер - в Украине, Владимир Максимов - в России, вот, пожалуй, и все...
- Я бы еще добавила в этот список Евгения Чернышева. Но, в общем, вы правы. Нельзя заставить человека жить игрой. Турчин ею жил, горел, полностью отдавался работе и требовал того же от каждого игрока. Он считал, что на тренировке мы не имеем права себя жалеть и должны показывать то же, что и на игре. А когда указывал нам на ошибки, часто не сдерживал эмоций. Достаточно было одного резкого слова, чтобы поставить игрока на место. И очень часто такой стресс шел на пользу.
- Во время отборочного раунда юниорского чемпионата Европы во Львове Леонид Евтушенко довел до слез одну из наших юных гандболисток, после чего она покинула расположение сборной Украины. А вы позволяли себе подобное во времена Турчина?
- Мы тоже много раз плакали, могли не прийти на тренировку. Игорь Евдокимович беседовал с нашими родителями, и все возвращалось на круги своя. Турчин взял нас в
свою группу тринадцатилетними девчонками, воспитывал и растил. Леня Евтушенко
не так хорошо был знаком со своими сборницами, и они соответственно воспринимали
его не так, как мы в свое время Турчина. Девчонки сейчас вообще совсем по-другому относятся к спорту, но это не их вина. Мы, игроки старой закалки, не думали о зарплатах и привилегиях, играли для страны. На первом месте стояла цель, а на втором - деньги.
- Одной лишь жесткостью и деспотичным нравом молодых девушек в спорте вряд ли можно было удержать? Почему никто не уходил от Турчина?
- Игорь Евдокимович был талантливейшим человеком, многогранным, грамотным и очень начитанным. А еще обладал потрясающим чувством юмора и прекрасно понимал, что одним криком ничего не добьешься, нужен и кнут, и пряник. Именно этого сегодня не хватает многим нашим специалистам. Мы на каждую тренировку шли как на спектакль, где нас обязательно ожидало что-то новое и интересное. Помимо гандбола занимались легкой атлетикой, акробатикой, танцевальными упражнениями с использованием гандбольного мяча. Мы с огромным рвением выполняли абсолютно все, мечтая лишь об одном - услышать похвалу тренера. А он впервые похвалил нас только тогда, когда мы стали олимпийскими чемпионками в Монреале.
ВСЯ КОМАНДА БЫЛА ВЛЮБЛЕНА В ТУРЧИНА
- Зинаида Михайловна, а вы никогда не спрашивали, почему он выбрал именно вас?
- Лишь раз обмолвился, что я как-то пришла зимой на тренировку в шубке, пуховом платочке, розовощекая такая с голубыми глазами. А вообще вся команда была влюблена в Турчина. Иначе и быть не могло, ведь мы, молодые девчонки,- все время проводили с ним. Он был нам и брат, и друг, и жених.
- Тяжело было справиться с бойкотом, который объявила вам команда после свадьбы?
- Я как обычно пришла на тренировку, мы начали играть в одни ворота, смотрю, а мяч
пролетает мимо, а ведь всегда комбинации строились через меня. Игорь заметил это, но не
подал виду. А на следующей тренировке собрал всех и сказал: «Если еще раз увижу, что
вы не даете мяч Зине, мы вместе с ней уедем в Ашхабад». До сих пор не знаю, почему он назвал именно город, находящийся так далеко от Киева. Со временем девчонки смирились, да и повзрослели, у них появились свои кавалеры.
- Что-либо предвещало беду 7 ноября 1993-го года, когда «Спартак» играл с «Рапидом» в Бухаресте?
- Я не могла поехать с Игорем. Не на кого было оставить десятилетнего Мишу. Наташа,
наша дочь, на тот момент уже жила с мужем в Венгрии. Моя мама умерла в феврале, а в ноябре не стало Игоря. Страшный был год... Игорь накануне отъезда был встревожен. «Четыре мяча - это мало, но мы все равно будем сражаться», - говорил он. Дома мы выиграли у румынской команды всего четыре мяча. Я пыталась его успокоить, уверяла, что наши девчонки выстоят. Помню, попросил, чтобы я окна заклеила, приближались морозы, а он очень любил, когда в квартире было тепло. Кроме того, напомнил, что нужно закупить продукты и приготовиться ко дню рождения - 16 ноября ему исполнилось бы 57 лет. Я собрала сумку с продуктами в дорогу, команда ехала поездом, а потом все мои баночки привезли назад. Игорь еще успел их помыть. Представляете? Мишка играл в другой комнате, когда шла трансляция игры с «Рапидом». Игорь был не похожим на себя, слишком спокойно реагировал на все происходящее. Потом массажист команды рассказывал, что он утром выпил капли и еще порошки, которые ему приписали после операции в Норвегии. Когда в перерыве он взял сумку на плечо, я обратила внимание на его странную походку. Начинается второй тайм, девочки выходят на площадку, а его нет. А потом диктор сообщил, что скончался Турчин. Игорь был максималистом во всем и прожил очень яркую жизнь. 57 лет -это рассвет сил для мужчины, ему бы еще работать и работать.
- А вы бы смогли стать лучшей гандболисткой планеты, если бы играли в нынешний силовой гандбол, где часто нужно просто придавить соперницу, а не перехитрить ее?
- Да, если бы моим тренером был Турчин. В наше время гандбол действительно был более техничный и комбинационный, сейчас он по скорости догоняет мужской. А вообще мне женские игры всегда было интереснее смотреть, чем мужские. Просто мы, женщины, сказочные создания, никогда не знаешь, чего от нас ожидать.
- Кого лучшая гандболистка XX века считает лучшей гандболисткой независимой Украины?
- К сожалению, сейчас очень мало ярких игроков. Выделяется, пожалуй, только Елена Цыгица. А своими бойцовскими качествами мне импонирует капитан сборной Украины Наталья Лялина. Собирательный образ получается. Это раньше каждая в нашей команде была звездой - Наталья Тимошкина, Татьяна Кочергина, Людмила Бобрусь, Мария Литошенко.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»