ВОРОБЕЙ: «Обидно, как провожали в Шахтёре»
В среду в офисе Днепропетровской областной федерации состоялась прямая линия с Андреем ВОРОБЕЕМ
- 15 ноября 2007, 17:00
- |
- 587
- 0
Такие встречи стали уже традиционными и помогают болельщикам быть ближе к игрокам сборной Украины. Пусть и при помощи телефона. А само общение с игроком прошло довольно живо, так что 60 минут мероприятия пролетели незаметно.
-- Андрей, добрый день! Тезка из Киева беспокоит. Скажи, «Днепр» был единственным вариантом, когда ты решил уйти из «Шахтера»?
-- Когда я решил, то да. Чуть позже, правда, появились приглашения от нескольких российских клубов, но так как у меня была устная договоренность с днепрянами, я остановился на этом предложении. И ни капельки об этом не жалею.
-- У тебя есть агент?
-- Да, Шандор Варга.
-- Давно?
-- Нет. Прошлой зимой я попросил его подыскать мне команду. Я тогда не играл, а таким футболистам нелегко найти себе хороший вариант продолжения карьеры. Из Днепропетровска, правда, сами на меня вышли, а я потом уже сказал Варге, что есть предложение, которое стоит обсудить.
-- «Днепр» -- единственный украинский клуб, в котором ты хотел продолжить свою карьеру?
-- А что еще выбирать в Украине? Только «Шахтер», «Динамо», «Днепр». Больше, я думаю, у нас нет действительно сильных команд. Можно еще в качестве варианта было бы назвать донецкий «Металлург», но это только для того, чтобы не уезжать из города. Однако от этого клуба мне предложений не поступало. Не факт, что я им вообще нужен.
-- Значит, ты всем доволен?
-- Ну да. Конечно, «Днепр» отстает по развитию инфраструктуры и по другим показателям от «Шахтера». В Донецке совсем другой уровень. Два офиса в городе, штат сотрудников намного больше. Даже в самом элементарном -- уровне питания -- в Днепропетровске не все хорошо. Мне есть с чем сравнивать, но не хочу, чтобы подумали, будто я жалуюсь. В Донецке тоже не все сразу появилось. И здесь появится. Будем расти. Зато тут коллектив великолепный, тренерский штаб очень хороший.
-- Добрый день, Андрей! Юрий из Днепропетровска беспокоит. Вы уже освоились у нас?
-- Вполне. Пробки на дорогах только сильно смущают. В Донецке с этим легче, но, правда, и город поменьше. Что касается общения, то все мои друзья и родственники остались на родине. Но и здесь налаживаю контакты, дружу с ребятами. Они мне показывают город.
-- Друг к другу в гости ходите?
-- Нет пока. Как и в Донецке, друг друга в гости тут не зовут. Но иногда собираемся где-то, ужинаем. А вообще в «Днепре» идеальный коллектив. Все свои, говорят на родном языке. Это в «Шахтере» бразильцы на одной волне, украинцы -- на другой. Был не коллектив, а какие-то разрозненные пальцы. В «Днепре» -- кулак, и наставник всех хорошо понимает.
-- Можете сравнить Луческу и Протасова?
-- Не люблю этим заниматься. Каждый тренер хорош по-своему. Оба хорошие специалисты. А что касается человеческих качеств... К другим Луческу, может, и хорошо относится, но это не мой случай. Лучше я промолчу на этот счет.
-- Луческу не любит украинцев?
-- В команде все одинаковые, но отношение одинаковое не ко всем. К одним он относится хорошо, тепло, а к другим -- с прохладцей. Украинцев он не жалует. Это всегда заметно в его высказываниях. Если проиграли, то виноваты наши или те, у кого нет опыта. А бразильцы -- однозначно любимчики. Сложно припомнить, когда он их подвергал критике. Такое случается по большим праздникам.
-- Сергей из Днепропетровска. Андрей, каков срок вашего соглашения с «Днепром», и есть ли желание продлить контракт?
-- У меня контракт рассчитан на 3 года. Еще и полгода не прошло, как я могу говорить? Потом, когда уже сроки будут подходить к концу, будет видно, в каком состоянии я буду находиться, захочет ли клуб со мной продлевать сотрудничество. Пока еще рано об этом судить.
-- Спасибо большое.
-- Пожалуйста.
-- Николай Петрович из Киева. Андрей, на ваш взгляд, есть ли будущее у сборной с нынешним составом и тренером?
-- Такой интересный вопрос... Мне кажется, что будет проводиться обновление состава, но, конечно, не быстрыми темпами. Олег Блохин и так уже привлек нескольких новичков. Думаю, в следующем году еще несколько человек придут, потихоньку будут вливаться в команду. Молодежь тренеры станут подтягивать. Но, по большому счету, костяк не изменится. Наверное, еще можно поиграть этим составом. Просто не все в этом году у нас получилось.
-- Благодарю, Андрей. Удачи вам!
-- Спасибо, и вам того же.
-- Здравствуйте! Андрей Воробей? Донецк на проводе, меня зовут Игорь. Скажите, как вы расставались с Луческу?
-- Никак. Это самое обидное для меня. Это наболевшая тема, как меня провожали в «Шахтере». У меня состоялась хорошая беседа с президентом клуба, остались нормальные отношения со всеми футболистами. Но то, как со мной расставались... Я как раз был в отпуске, а мне звонят и требуют немедленно сдать машину. Говорю: «Ребята, не могу сейчас приехать, я на отдыхе!» А они: «Нам Палкин приказал срочно забрать». Пришлось звонить директору, обещать, что не украду автомобиль и сразу по возвращении в Донецк верну ее. Пришел в клуб, а мне дали обходной лист, на котором нужно собрать ряд подписей. Конечно, самому бегать между двумя офисами не пришлось. Приехал, сдал ключи от авто и все.
А потом смотрел, как провожали Марику, а затем Элано. Собрали пресс-конференцию, тренер пришел, поцеловал их, пожелал удачи. Это люди, которые были в «Шахтере» всего три года. Да, они заслужили, показывали хороший уровень футбола, лично к ним у меня претензий нет.
А я 10 лет отдал команде. Но даже тренеры не знали, что я ушел. Хотя нет, наверняка они знали, но никто из них даже не изъявил желания попрощаться. Только спустя неделю позвонил второй тренер и говорит: «Андрей, ты что, ушел из команды?» Вот такое отношение. Обидно.
-- Здравствуйте, Андрей. Это Сергей из Днепропетровска. Я был рад, когда вас пригласили в наш клуб. Я -- фан «Днепра». Хочу спросить -- как вы относитесь к легионерам?
-- Положительно, но не в таком большом количестве. Если приглашать иностранцев, то обязательно хороших. Считаю, что команде три-четыре легионера хорошего класса не помешают, но не больше. Тогда как у нас случается, что в коллективе всего три-четыре украинца, а остальные -- приезжие. Это не украшает наш футбол. И болельщики этого не любят.
-- Спасибо, Андрей. Удачи вам и побольше забитых голов.
-- Буду стараться.
-- Александр из Херсона. Не кажется ли вам, что пребывание Белика в «Шахтере» нецелесообразно для его будущей карьеры? Как вы думаете, может быть, ему лучше перейти в «Днепр», «Металлист» или «Черноморец»?
-- Это вопрос явно не по адресу. Наедине я ему как-то высказал свое мнение по этому поводу. Какое -- говорить не буду. Каждый сам должен решать за себя. Он сам выбирает, что ему делать. Пока счел нужным остаться.
-- То есть он не планирует уйти из «Шахтера»?
-- Нельзя сказать, что нет. Вопрос -- куда. Думаю, что зимой он куда-то переберется. Но не уверен.
-- Команда уже сделала подарок Кернозенко за 100 «сухих» матчей?
-- Пока нет. Мы его поздравили на словах. Думаю, со временем что-то подарим.
-- Что?
-- Я не знаю. Это обязанность капитана. Он этим занимается.
-- Деньги уже собрал?
-- Нет. У нас для этого есть фонд со штрафов.
-- А штрафы за что?
-- За опоздания, за желтые и красные карточки. Кое-что уже собралось.
-- И как часто и на что эти средства тратят?
-- На такие мероприятия и тратят. Я еще не знаю. В команде ведь недавно -- четыре месяца.
-- Тебя уже штрафовали?
-- Пока нет. Не попадался.
-- Как вам объявляют о штрафах?
-- Не могу сказать. Это уже наша внутренняя кухня.
-- Алло, это Слава из Днепропетровска. В последнее время «Днепру» как-то тяжело даются победы...
-- Согласен. Вроде бы и уверенность есть, и экономить силы уже не надо, ведь вылетели из всех кубков, каких только можно. Но постоянно допускаем какие-то нелепые ошибки. Причем все, не только защитники. Я беру всю команду начиная с нападения. Благодаря характеру в последних матчах забиваем и добиваемся результата. С такой погодой и полями... Думаю, за счет самоотдачи нужно играть. Акцент будет не на зрелищности футбола, а на результате. Лучше играть плохо, но побеждать, как это делала сборная. Все говорили «плохо, плохо», а она добивалась успеха. Это лучше, чем хорошо играть, но уступать.
-- Чем сборная прошлого цикла отличается от сборной нынешнего?
-- Ничем. Просто влилась пара игроков. Состав не изменился. Но присутствовала недооценка соперника в некоторых поединках. С теми же грузинами, шотландцами... Плюс у нас группа сильная, сильнее, чем тогда. Все-таки Италия, Франция и Шотландия превосходят Грецию, Турцию и Данию. И все равно трудно сказать, что случилось в этом году. Мы допустили немало ошибок. Раньше мы забивали со «стандартов», а сейчас уже пропускаем. Нужно работать.
-- Требуется ли сборной омоложение состава?
-- Это тренеры будут думать. Ни один тренер не выгонит всех игроков и не наберет молодежь. Понятно, что результатов это не принесет. Точечные замены, наверное, будут. Все равно костяк сохранится еще как минимум на год-два. Думаю, что не нужно вносить кардинальные изменения. Потихоньку, конечно, молодых надо привлекать.
-- Встреча с Францией будет принципиальной?
-- Хотелось бы хлопнуть дверью. Мы пропустили вперед итальянцев и шотландцев, но французов еще можем не пустить на Евро. Так что постараемся вставить им палки в колеса. Хочется, чтобы Шотландия вышла, потому что если гранд не попадает в финальный турнир -- это уже сенсация.
-- Шотландцы тебе симпатичнее?
-- Они чем-то напоминают нас самих в прошлом цикле. Никто на них не ставил, но они хорошо играли и до сих пор держатся на плаву.
-- Мы давно не обыгрывали грандов...
-- Наверное, это проблема внутреннего чемпионата. Он уступает европейским лигам. К тому же половина футболистов сборной, в том числе и я, когда был в «Шахтере», не имела игровой практики. Плюс у нас мастерство не такое. Игроки сильнейших команд намного быстрее принимают решения на поле. Они практически каждую неделю выступают на международном уровне. И за сборную, и за клуб, и чемпионаты у них сильные. Одно дело -- играть с «Миланом», а другое -- с «Закарпатьем» или «Нефтяником». Это совсем другое...
-- Но на юношеском уровне у нас получается им противостоять. Почему это потом пропадает?
-- Потому что у них юноши потом играют в своих клубах, а у нас, как правило, оказываются во второй лиге. Слишком мало ребят попадает в хорошие команды, к нормальным тренерам.
-- Можешь вспомнить кого-то из прославившихся соперников по матчам за молодежную или юношескую сборную?
-- Не забуду, как французы буквально вынесли нашу «молодежку», когда мы к ним в гости ездили. Счет -- 4:0. Дома, правда, мы с ними сильнее сыграли -- 0:0. Против нас на поле выходили такие ребята, как Трезеге, Анри, Саньоль, Сильвестр, футболисты, которые сейчас представляют суперкоманды. А у нас из того состава на плаву всего три-четыре человека.
-- Сергей, Днепропетровск. Андрей, каковы причины провала сборной в отборе?
-- У тренерского штаба не так много людей, из которых можно выбирать. Не было возможности варьировать состав. Весь коллектив остался с того цикла, поэтому говорить, что мы несыгранны, не стоит. Думаю, мы допустили много ошибок с такими командами, как Грузия. Не смогли обыграть Францию и Италию. В прошлом цикле мы победили и Грецию, и Турцию, и Данию. А на этот раз справиться с фаворитами не удалось. Наверное, сказался класс. Впрочем, французы, итальянцы и шотландцы -- не самые слабые соперники.
-- У Блохина есть предвзятое отношение к игрокам?
-- Нет. Такого нет, что один человек ему не понравился, и он не ставит его.
-- Но были же разговоры, что Назаренко хорош для клуба, но не для сборной.
-- Не могу ответить на ваш вопрос, потому что это тренерское видение футбола. Блохин так выстраивает свою команду. Другой наставник -- по-другому.
-- Футболисты «Днепра» часто участвуют в благотворительных акциях, ходят в детские дома, а как-то проводили встречу с болельщиками в помещении одного из днепропетровских вузов. Что планируется на ближайшее время?
-- Я в команде только четыре месяца, поэтому еще не знаю. При мне пока ничего не организовывали. Думаю, в будущем наверняка что-то состоится.
-- Какие у днепрян планы на чемпионат?
-- Серьезные. Но давайте будем смотреть правде в глаза. Бороться с «Шахтером» за чемпионство трудно, однако мы приложим все силы, чтобы остаться на том месте, на котором мы сейчас. У нас была задача -- не ниже третьего. Думаю, если нам предоставляется такой шанс, грех его упускать.
-- Здравствуйте, это Петр, город-герой Полтава. Скажите, у вас было желание сменить чемпионат на более сильный?
-- Желание всегда есть. Другое дело, что нет возможности. Чтобы получать приглашения, нужно было играть, а в «Шахтере» у меня такой возможности не было в последние годы. В подобной ситуации трудно рассчитывать на какое-то сильное первенство.
-- А в 2000-2001 годах, когда вы много забивали, вроде бы говорили о каких-то зарубежных вариантах. Куда звали?
-- Приглашения наверняка были, но ко мне никто по этому поводу не подходил. Это я сейчас узнаю, что предложения поступали в клуб, но неофициальные. Ничего конкретного не было. К тому же все обращались в «Шахтер», а продавать меня никто не хотел. Наверное, поэтому я и не знал ничего.
-- Раньше, в «Шахтере», вы часто били штрафные. А в «Днепре» не дают?
-- Я бы и сейчас не прочь попробовать, но давно не было нормальной практики. В «Шахтере» ведь вообще не играл. А сейчас в «Днепре» есть хорошие игроки, которые классно бьют: Назаренко, Кравченко, Лепа, Бартулович. Сложно конкурировать, но если будет возможность, то, конечно, подойду.
-- Назовете свой самый памятный гол?
-- Пожалуй, самый-самый -- это гол «Славии» в квалификации Лиги чемпионов на 94-й минуте. Мы тогда перевели игру в овертайм, победили на выезде и впервые вышли в групповой турнир Лиги. Еще назову мяч в ворота «Лацио» в Риме, а также победный гол в финале Кубка Украины 2003 года. Мы тогда динамовцев обыграли -- 3:2.
-- Раньше для вас принципиальным соперником было «Динамо», а теперь?
-- Забить стараюсь в каждом матче. А особняком, естественно, стоят поединки с киевлянами и теперь уже -- с «Шахтером», а также ближайшими конкурентами -- «Металлистом» и «Черноморцем». Знаю еще, что для «Днепра» принципиальны матчи с Запорожьем и Кривым Рогом.
Из первых уст
«Перевез семью в Днепропетровск»
«В роли отца чувствую себя нормально. Конечно, сыну всего два месяца, он капризничает, иногда не дает выспаться, но, думаю, с этим сталкивались все родители. Поначалу Оксана с Максимом находились в Донецке, но недавно я перевез их в Днепропетровск. Расстояние между городами вроде бы небольшое, но постоянные переезды изматывали. Рождение Максима, к слову, внесло коррективы в наш зимний отпуск. На экзотические острова мы не поедем, отдыхать будем где-то в Украине».
«До сотни осталось немного»
«Никогда не ставил перед собой цель забить какое-то там количество голов за сезон или выиграть спор бомбардиров. Стараюсь забивать в каждом матче, а там -- как получится. Знаю, что единственным человеком, который провел 100 мячей в чемпионате Украины, является мой земляк Сергей Ребров. А у меня до сотни не хватает примерно 20 голов. Меньше? Спасибо, что подсказали. Постараюсь поскорее составить компанию Реброву».
«Меняюсь с защитниками»
«После игры обязательно меняюсь футболками. За все годы собрал уже приличную коллекцию -- экземпляров 200, наверное. Честно говоря, не считал, сколько именно. Они дома в Донецке хранятся -- лежат, аккуратно сложенные, в шкафчике. Самые ценные? Даже не вспомню. В основном меняюсь с защитниками, они обычно ближе всего ко мне располагаются. Не бежать же мне, например, через все поле к Зидану. К тому же к нему и так очередь стоит...»
«Шахтер» побеждает -- звезды на чемоданах»
«Если «Шахтер» выигрывает какой-то турнир, то все звезды российской и украинской эстрады в тот же вечер уже выступают в Донецке. Еще неизвестно, победит команда в решающем матче или нет, а они уже на чемоданах. В Донецке на этом не экономят. Устраивают шикарные фейерверки, болельщиков собирается -- тьма. Из аэропорта, когда откуда-то возвращались с победой, пробиться сквозь людское море было проблемой».
«Вдруг облака закончились, и перед нами -- скалы!»
-- Я очень люблю экстремальные ситуации, а у вас, слышал, была такая, когда сборная на Фареры летала. Это правда?
-- Такие поездки не забываются. Это было ужасно. После этого стал по-настоящему бояться самолетов. Раньше как-то не так было, а сейчас начинается небольшая тряска -- и все: руки потеют, бледнею...
Может быть, у них это в порядке вещей, но лично я в первый раз так садился. Два раза на посадку заходили, но потом вновь набирали высоту. Самолет мотало из стороны в сторону, как лист. Можете себе представить? Туман, облака, не видно ничего. Падали и падали, при этом нас трясло. Думал, что уже все, прилетел.
Вдруг облака резко закончились, а перед нами -- скалы! И прямо перед ними -- разворот. Кошмар! С горем пополам все же как-то упали на полосу. А она там малюсенькая, не каждый самолет сможет взлететь или приземлиться.
Кстати, на следующий день нам сказали, что на нашем самолете шасси сломалось при посадке. Поэтому пришлось ждать, когда найдут замену. Один самолет кружил, кружил, но не смог приземлиться и улетел. А второй все-таки сел, людей высадил и нас забрал. Взлетали нормально. Трясло, но было уже не так страшно. После этого Белик стал таблетки принимать при полете. Да и вообще многие игроки не испытывают особого удовольствия, входя в самолет. Теперь стал понимать, почему Бергкамп предпочитает автомобиль.
-- Были еще такие же экстремальные поездки?
-- Как-то я в составе «Шахтера» летел на сборы -- то ли в Израиль, то ли в Турцию. Был такой сильный ветер, что при выходе из самолета нас просто сдувало. А приземлялись как-то неудачно -- сели на одно шасси, ехали, ехали, потом встали и на второе. Тогда мне, конечно, казалось, что это было очень страшно. Но по сравнению с Фарерами это детский лепет, вполне нормальная поездка.
-- Но хоть кто-то в салоне сохранял спокойствие, когда вы садились на Фарерах?
-- Не помню. Я был в таком состоянии, что не имел сил смотреть по сторонам. По-моему, только Тимощук и Воронин вообще не переживали. Говорят, мол, если что-то случится, то от нас уже ничего не зависит.
-- Кстати, хотел еще спросить, правда ли, что Воронин -- душа компании в сборной?
-- Однозначно! Он такой заводной! А его одесский юмор... Только начинаешь с ним общаться -- и уже смеешься. С ним весело и на тренировках, и после. Постоянно. Ворона может шутить со всеми. Он и в Англии будет веселить партнеров, хоть и не знает английский язык настолько хорошо.
-- А кто до него заводил коллектив?
-- По-моему, никто. До моего появления в сборной, говорят, Коновалов, Михайленко и Максимов могли создать веселую обстановку. А еще Кормильцева стоит выделить, но он не так много в национальной команде выступал.
-- А в «Днепре»?
-- Второго Воронина нет -- это точно.
Ольга ДОЛИНИНА, Андрей КУДЫРКО
«КОМАНДА»