Не играть чужие роли
Абсолютная чемпионка мира Анна Бессонова дружит с соперницами. Кроме Алины Кабаевой
- 26 октября 2007, 17:00
- |
- 814
- 0
Сколько же лет все мы, а в первую очередь -- сама спортсменка ждали, когда же судьи наконец-то оценят по достоинству ее недюжинный талант и отменное мастерство. И вот случилось -- на ЧМ-2007 Анна БЕССОНОВА все же взошла на высшую ступень пьедестала почета в абсолютном первенстве. После чего на киевлянку вылили ушат грязи российские функционеры гимнастики.
И вправду, у таких родителей, как выдающийся футболист киевского «Динамо» и сборной СССР Владимир Бессонов и чемпионка мира по художественной гимнастике Виктория Серых, неталантливых детей родиться не могло. А темой для беседы с Анной мы выбрали что угодно, только не «мир» в греческих Патрах -- об этом уже все было сказано.
-- На ковре вы чаще всего романтическая героиня. А в жизни Анна Бессонова какая?
-- В общем, да, и романтическая тоже. Но считаю, что на ковре я еще и боец. Кроме того, вообще не люблю играть каких-то героинь. Чаще всего просто остаюсь сама собой.
-- А вы мамина или папина дочка?
-- Папина. Меня больше тянет к отцу. Наверное, потому, что я его очень редко вижу, намного реже, чем маму. Плюс характеры у нас схожи, мы ближе по духу. При этом не могу сказать, что с мамой что- то не складывается. Нет, мы нормально находим общий язык, однако на вопрос, поставленный именно так, отвечаю, что дочка папина.
-- Ваш брат Александр, если не ошибаемся, играл в теннис. Правда, громких успехов не достиг. А чем он занимается сейчас?
-- К сожалению, теннис в Украине не сильно поддерживается. Хотя, вроде бы, многое для этого делается, но, к сожалению, не все получается. В связи с этим пришлось отказаться от мыслей строить серьезную карьеру. Правда, как спарринг-партнер Саша продолжает играть, да и просто для себя выходит на корт, потому что ему этот вид деятельности нравится. Еще у него есть свой бизнес. Пока что мелкий, но надеюсь, он скоро перерастет в большой.
-- Как вы считаете, при такой маме у вас был шанс не стать гимнасткой? И когда вы впервые попали в зал?
-- Был не то что шанс, меня даже отдали в другую секцию. Мама привела меня на танцы, она хотела видеть меня балериной. Более того, кем угодно, но только не гимнасткой. Потому что она прошла через это сама, знает, какие здесь бывают травмы, сколько приходится перетерпеть боли. И своему ребенку такого, естественно, никто не желает -- лишь самое лучшее дать.
Так что изначально никто этого делать не собирался. Так что это оказалось исключительно мое желание. И меня, пятилетнюю, поддержал как раз папа, он сказал, мол, раз ты идешь на гимнастику, то чтобы все было серьезно. И я дала такое слово. Правда, кто там в пять лет серьезно воспринимает слова ребенка. Думали, максимум год продержусь, пойму, что это не мое, и убегу оттуда. Ничего подобного не случилось. Может, я рождена для гимнастики.
-- Что бы вы ответили тем людям, которые говорят, мол, нужно убрать художественную гимнастику из программы Олимпийских игр, раз у них так все несправедливо?
-- Я понимаю, почему раздаются подобные голоса. И вправду необходимо, чтобы любой человек, даже не имеющий отношения к художественной гимнастике, мог понять, кто сильнейший. Сейчас предпринимаются усилия для того, чтобы это исчезло. Но ни в коем случае не хотелось бы исчезновения гимнастики из олимпийской семьи, иначе останутся только технические виды и цифры. И ничто не сможет украсить соревнования.
-- Кстати, об Олимпиадах. В Сиднее в 2000 году вы были запасной. Легко ли смирились с этой ролью или считали, что достойны большего?
-- Естественно, всегда хочется большего. Но на тот момент я понимала, что до конца не готова, что еще слишком молода. Что Елена Витриченко была очень опытной спортсменкой, абсолютной чемпионкой мира, призером Игр в Атланте, и что я не могу с ней сравниться. Да, в отдельные моменты я подбиралась к ней, но... Зато этот период оказался очень полезным в плане тренировок, я набралась много опыта и сил.
-- Часто ли смотрите записи выступлений Виктории Серых? И почему ей не удалось стать великой «личницей» и все успехи связаны с групповыми упражнениями?
-- Каждому, наверное, дано что-то свое в жизни. Добиться такого результата в групповых упражнениях -- это тоже колоссальный труд. А в какой-то мере и сложнее, нежели в личном зачете. Выступая соло, отвечаешь только за себя, а если вместе с тобой на ковер выходят еще несколько человек, нельзя ошибиться и перечеркнуть их усилия. Так что я не стану утверждать, мол, личное «золото» престижней, чем в групповых упражнениях.
Тем более период выступления мамы в том числе совпал с эпохой выдающейся гимнастки Ирины Дерюгиной, тогда было ее время. Да и конкуренция была очень высокой. А Виктории Серых все свое мастерство пришлось демонстрировать в «группе». Я, например, никогда не делила успехи командные и индивидуальные. Чемпионка мира -- в любом случае великий человек.
-- Любопытно, по стопам остальных членов своей семьи не пытались пойти? Например, играть в футбол, как папа, или в теннис, как брат?
-- В футбол в детстве бегать пыталась, но, естественно, все это выглядело смешно. Пару раз и ракетку брала в руки. Но понимаю, что это совершенно не мои виды спорта, и рада, что пошла в своем направлении. Вообще, интересуюсь этими видами спорта, они мне нравятся. Оцениваю с профессиональной точки зрения, какие у них группы мышц задействованы, какие -- у меня. Но занимаюсь этим не часто, поскольку не имею времени, да и сил, которые сейчас нужно копить, много затрачивается.
-- Вообще, сколько часов в день остается на что-то другое, помимо тренировок?
-- В подготовительный период, к примеру, к чемпионату мира, с 8 до 10 утра идет урок хореографии. Затем сразу начинается тренировка - до часу-двух. Перерыв -- полтора-два часа. Это оптимальный срок, чтобы успеть восстановиться. Но иногда и часом ограничиваемся. Надо на массаж в этот промежуток сходить и, может быть, успеть перекусить. Потом -- опять в зал, до семи-восьми, а то и девяти вечера. И больше ни на что времени, разумеется, не остается.
Сейчас же у нас восстановительный период. Хотя и теперь особо не расслабишься. Зато время уделить себе уже появляется. Занимаемся либо раз в день, либо два, но тренировки короткие. В общем, меня подобный ритм жизни устраивает, я понимаю, что все спортсмены так живут.
-- Правда, что у вас дружеские отношение с Натальей Годунко, несмотря на то, что вы остро соперничаете на ковре?
-- Абсолютная правда. К тому же с девочками из других стран спорим только на ковре, а в остальных ситуациях нормально общаемся. С Наташей у нас есть общие друзья. Все очень удивляются, но это так.
-- И с Алиной Кабаевой поддерживаете дружеские отношения?
-- Нет. С ней не сложилось.
-- Аня, после чемпионата мира удалось нормально отдохнуть?
-- Сразу не удалось -- уже через неделю мы улетели на соревнования в Японию. А после их окончания мой отдых составлял пять дней. Все это время я провела в Киеве. Мне очень хотелось побыть здесь, потому что за целый год я очень устаю, мотаюсь по миру. Тем более дома был папа, и я не могла себе позволить куда-то ехать. А еще интервью, съемки... Люди ведь болели за меня, и я должна была уделить им внимание.
Отдохнула физически, восстановилась. Сейчас опять постепенно вхожу в привычный ритм. А отдых просто лежа на пляже не воспринимаю. Хотя даже наставники пытались меня выпроводить куда-либо, в ту же Турцию поехать поплавать в бассейне. На что я ответила: если еще раз увижу чемодан и сяду в самолет, никакой бассейн меня уже не спасет. В целом, если все же отправляюсь отдыхать, то за рубеж -- раз уж уезжать, значит, подальше.
-- Одна из композиций в нынешнем сезоне у вас на музыку из кинофильма «Аврора», посвященном чернобыльской трагедии. Когда это случилось, вам было два годика. Когда осознали реальный масштаб случившегося, не помните?
-- Особо не помню, но знаю, что нас вывезли сразу же к дедушке с бабушкой в другой город. А своими выступлениями хотелось напомнить людям о том жутком проишествии, и фильм очень в этом помог. Вообще, я стараюсь в каждой композиции рассказать какуюто историю, прожить ее. И «Аврора» появилась неслучайно. Помните, еще была программа под музыку из фильма «Гладиатор», где я рассказывала о человеке, который погиб за победу.
К сожалению, подобные цели преследуют далеко не все гимнастки. Девочки помоложе думают, что, имея шикарные внешние данные, достаточно просто покрутиться под музыку. Но это абсолютно не так. Правда, умение раскрыть характер приходит только с возрастом. Мы и Ириной Ивановной каждый раз очень долго подбираем музыку, составляем композицию -- это колоссальный труд. И радует, что нынче наметилась тенденция в сторону взросления в художественной гимнастике.
-- На помосте вы давно состоялись как гимнастка. А в обычной жизни тоже полностью выросли?
-- Вроде бы считаешь себя взрослым человеком, но в то же время понимаешь, что есть огромный коллектив, который тебе помогает, опекает, плюс родители. И без них ты -- человечек маленький, по сути, ребенок. Да, за пределами зала я совсем другая - имею собственное мнение, совершаю поступки. Но все же назвать себя взрослой женщиной пока не могу. Кто-то ведет меня по жизни, и пока без этого обойтись нельзя.
-- Чего бы вам хотелось себе пожелать, чтобы это сбылось в ближайшее время?
-- Главное желание у меня всегда -- чтобы год прошел без травм. Ведь это выбивает из колеи, и надолго. Если обходишься без больничных - больше работаешь и большего добиваешься результата. Еще хотелось, чтобы никто не мешал в подготовке. Сейчас, например, наш зал на Институтской не отапливается. Приходится выезжать на корты НСК «Олимпийский». Там теплее, но музыку, к примеру, громко включать нельзя -- рядом тренируются теннисисты. Здесь все свое, родное, правда, ковер поменьше, а холодно.
Конечно, хотелось бы не мотаться туда-сюда, а иметь один стабильный зал. Представляете, мы, имея не лучшие условия, умудряемся показывать выдающиеся результаты. А если не было бы проблем, сколько молодых девочек получили бы шанс себя проявить!
Можно сказать, что базы у нас, по сути, нет. Ненормально, когда один из наставников работает на кортах, а второй -- здесь. Ладно, мы, взрослые, справимся, а юные спортсменки сильно от этого страдают. Причем хорошие залы в Украине и в самом Киеве есть. Но используют их не по прямому назначению. И Дворец спорта разваливается. Не мешало бы нам провести, например, чемпионат мира. Но какой комплекс может его принять?
Марина КАРЕЛЬСКАЯ, Елена КРИВОРУЧЕНКО
«КОМАНДА»