Юрий ЧЕБАН: «Настроился на гонку — и удачно финишировал»
Украинский каноист — о победе на Олимпийских играх в Рио и пути к ней
- 18 августа 2016, 19:50
- |
- 19 августа 2016, 11:29
- 7144
- 18
Украинский каноист Юрий ЧЕБАН пообщался с журналистами сразу после завоевания золотой медали на Олимпийских играх в Рио.
- Расскажите историю вчера, из первых уст мы хотели бы понимать ее...
- Вчера был предварительный заезд, полуфинальный.Это была тоже важная гонка. Скажу из опыта, зачастую гонка за попадание в финал намного ответственнее и жестче, чем финальная, потому как туда попадает ограниченное количество участников: два и третий по времени. Я заехал третий, после чего меня взяли на допинг. На табло высветились официальные результаты, что я в финале Б. Меня вызвали на допинг, я без задней мысли пошел туда, потом выхожу оттуда - никого нет. Остались я, доктор и тренер. Я смотрю протоколы, какая-то суета, все бегают. Спрашиваю: «Почему вы бегаете на финишную вышку?». Они говорят: «Мы подаем протест, потому что в протоколах два третьих места по лучшему времени, а в предыдущем заезде попало четыре человека, то есть один лишний». Из заезда должен был я попасть. Я ищу главного тренера, который должен был быть на месте, который в принципе не должен уезжать без своих спортсменов. Тем не менее, его не было. Я с тренером пошли на финишную вышку за результатами. Нам сказали ожидать. Мы начали разбираться, до последнего ждали и самыми последними уехали с канала. После этого удачно попал в финал. Хотя не то чтобы удачно, я должен был быть там. Я хорошо настроился на гонку и финишировал тоже удачно.
- Нам не показалось, что сегодня Вы на старте немножко задержались?
- Нет, наоборот. Думаю, что сегодня я лучше настроился и лучше стартовал, чем вчера. Вчера у меня травма шеи произошла в процессе тренировки, сегодня уже лучше.
- А когда травма была? Вчера?
- Она случилась в процессе тренировки как раз перед выступлениями. Поэтому выступление в предварительном полуфинале получилось не таким уверенным, как сегодня.
- Скажите, пожалуйста, восьмое место в полуфинале многих настроило, наверное, на пессимизм. Не думаю, что это была тактическая игра, учитывая то, что Вы еле попали в финал...
- Многие очень хорошо настраиваются на полуфинал, а в финале расслабляются, хотя нужно, чтобы было по нарастающей. У меня получилось по нарастающей. Поскольку я не выложился по максимуму в полуфинале, я это почувствовал, у меня был еще запас. Когда я увидел, что не попадаю в финал, у меня прям руки опустились. Я чувствовал, что могу еще добавить. Но когда узнал очень хорошую новость - у меня как открылось второе дыхание, и я вновь наполнился надеждой и силами.
- У вас обычно перед стартами есть план в голове, как пройти конкретную гонку?
- Плана нет, просто нужно работать от старта до финиша. Единственное, что каждый раз каждую секунду в голове прорабатываю старт и финиш. Это самое важное, это спринтерская дистанция. Если ты проспал старт и финиш - все. Вы же видите, какое отставание, буквально доли секунды. Я, правда, не видел еще своего заезда, поэтому не знаю, сколько выиграл. Но, как мне говорили, я выиграл на подседе. Когда я вывернулся - перед финишем максимально вытолкнул нос. Это дало мне запас в два гребка. Лодка останавливается, но финишное ускорение идет с максимальной скоростью, за счет чего нос выкидывается, ты откидываешься назад на корму, лодка останавливается, но запас хода должен влететь на финиш, что и получилось.
- То есть упали Вы уже по инерции?
- Нет. Я сознательно выкинул нос вперед, а упал, потому что не удержал баланс. Я сильно откинулся назад, чтобы лодка ушла вперед.
- Кажется, что Вы спокойно и хладнокровно подошли к этой гонке. Это все-таки опыт?
- Естественно. Все-таки это четвертая Олимпиада, опыт за плечами есть. Что бы там кто ни говорил, но опытные спортсмены все-таки умеют настраиваться на гонки. Конечно, есть сильные и перспективные молодые спортсмены, но в определенный момент, когда нужно собрать всю волю в кулак, когда нужно показать максимальный результат - опытные спортсмены, думаю, имеют привилегию. Олимпийские игры - это гонки не для молодых организмов, это для более прожженных. Потому что на Олимпийских играх очень большое волнение, вся страна на тебя смотрит, и этот момент может немного сломать.
- У Вас на лодке нарисован казак, булава. Кто автор этого творения?
- Я разрабатывал дизайн со своей девушкой, с дизайнером фирмы «Пластикс» в Польше. Директор этой фирмы Ричард Сируга тоже подсказывал мне, как лучше сделать. Я ему выложил свои идеи. Вообще я хотел изобразить церковь, казаков. Он мне сказал: «Юра, стоп, стоп. Издалека этого не будет видно. Давай остановимся на основном». Я сказал: «Хорошо, сделайте мне цвета флага моей страны, надпись «Украина» на всей лодке, казаков с одной стороны с булавой и гербом, а с другой - с мечом». Там еще должен был быть щит, но он его не нарисовал.
- Насчет лодки. В Лондоне Вы рассказывали о том, что Ваш тренер долго уговаривал Вас пересесть в другую лодку. Было дело?
- Да.
- С тех пор Вы в ней и находитесь? Или была замена?
- Нет, никакой замены. Спортсмены привыкают и прикипают к одному. Я не могу перекидываться с одной лодки на другую. Просто я считаю, что не лодка везет спортсмена, а спортсмен лодку. Как бы ты ни настраивался, как бы ты там что-то не менял - к каждой лодке нужно привыкать, каждая по-своему отвечает. Я считаю, что лучше быть в своем узком кругу лучшим, чем каждый раз кидаться по новым лодкам и с новыми ощущениями, которые ты не проверял ни разу. У меня эта лодка проверенная на чемпионатах мира, Европы, на Олимпийских играх. Я знаю, чего от нее ожидать, знаю, на что она способна. Дальше уже дело за организмом, за подготовкой, за тренером и т.д.
- Как Вы перевозили эту лодку сюда?
- Одна лодка доехала сюда, мы загрузили ее в Германии, когда там был лицензионный отбор. А вторую лодку привезли сюда именно под заказ с «Пластикс». Пробная модель лодки с казаками была сделана еще в прошлом году, но получилось неудачно. Я попросил его сделать именно той модели, которая мне нужна - и он полностью переделал казаков. Это уже более удачная модель, и на той модели, на которой я выступаю.
- Этой медали Вы рады больше, чем предыдущим?
- Да, конечно. Это одна из самых красочных в моей карьере побед, которая затмила все мои предыдущие победы. Это победа над победами.