ПОЛИВОДА: «Я - бомж. Осталась лишь медаль»
Бывший баскетболист рассказал неизвестные факты о легендарном матче СССР-США в Мюнхене-72
- 08 октября 2007, 17:00
- |
- 954
- 0
В 1972 году произошло невообразимое: команда США по баскетболу впервые потерпела поражение на Олимпиаде. Такого еще не было! Причем победа досталась злейшему врагу Штатов - сборной СССР. В финале подопечные Владимира Кондрашина обыграли американцев - 51:50. Буквально за несколько сотых секунды до окончания встречи, когда наши проигрывали два очка, Александр Белов, получив пас от Ивана Едешко, бросил мяч в кольцо. Пока он летел, прозвучала сирена. Но трехочковое попадание засчитали, и команда СССР получила «золото»! Американцы начали протестовать. Потом требовали переигровку. Но этого не произошло. И серебряные медали обиженных штатников до сих пор не вручены их скандальным обладателям...
Одним из сенсационных чемпионов стал украинец Анатолий Поливода. С ним «Комсомолка» поговорила о событиях 35-летней давности.
Ночью прокрался в зал, чтобы срезать сетку
- Анатолий Иванович, почему так и не случилась переигровка?
- Не было времени на внеплановую встречу. Переигровку нужно провести за сутки до конца Олимпиады. А из-за террористических актов в Мюнхене получилось, что этого срока не было.
- Вы на тот момент уже нигде не играли, почему же вас все-таки взяли в Германию?
- Тренер сборной Кондрашин взял меня в память о предыдущих моих заслугах. Но я был оторван от команды: с ними не тренировался. Сердце пошаливало. Худо-бедно, но выступал. А к финалу уже не то что выступать, я сидеть не мог. Когда свисток финальный прозвучал и у нашего кольца образовалась куча мала, я не смог подбежать, чтобы поздравить ребят. Боялся, что эмоциями вызову снова приступ.
- Сувенир какой-то из Мюнхена привезли?
- Помню, что ночью, когда решалось, будет переигровка или нет, забрался на площадку и срезал сетку, в которую был заброшен решающий мяч. Этот трофей я привез на родину, подарил Енакиевскому краеведческому музею.
За свою безопасность заплатил трусами
- Вся команда в Мюнхен и обратно летела самолетом, - продолжает Анатолий Иванович. - Кроме меня. Я летать не мог не из-за страха, а потому что мог возникнуть приступ -тогда у меня сердцебиение доходило до 300 ударов в минуту (норма 60-70). И любой из приступов мог закончиться летально. Поэтому в Мюнхен и обратно я добирался на поезде Москва - Лондон. Сначала ехал до Ганновера, а потом оттуда ночью пересаживался на железнодорожную ветку Гамбург - Мюнхен. Также было и после победы. Все улетели и оставались только вспомогательные службы и я, который ждал своего поезда. Мне было страшновато после террористических актов, приключившихся здесь, оставаться одному в пустом помещении.
- И что вы сделали?
- Многие наши спортсмены оставили в том доме, где жила наша команда, майки и трусы с гербом СССР плюс водку. И что я сделал: в номер пригласил полицейских и угощал их алкоголем, подарил эти майки и трусы, чтобы они только сидели и охраняли меня.
- А почему вы не воспользовались случаем погулять по городу?
- Почему же?! Я в город пошел погулять. Надел на себя медаль. Не хотел ее оставлять в олимпийской деревне. Уже никого не было, мало ли что. Это единственное, что у меня осталось после Олимпиады. Ни фотографий, ничего у меня нет, ведь я теперь бомж.
- То есть?
- А как назвать человека, который не имеет прописки?! У меня в паспорте ничего нет. Сейчас я снимаю в Киеве квартиру за 300 долларов. К тому, что я лишился жилья, причастно также баскетбольное окружение.
- Это как же?
- В 2000 году обратился я к одному миллионеру, чтобы он занял мне денег на ремонт квартиры, которую я купил после второго развода. Она была настолько убитая, что в ней жить было невозможно. Он мне отказал. И я надумал продать ее и купить себе квартиру поменьше, чтобы остались деньги на ремонт. Только я продал, цены взлетели - и я остался ни с чем. Так оказался без своего угла и без прописки.
- Чем вы сегодня занимаетесь?
- Тем, что нажимаю на кнопки телевизионного пульта. Смотрю спорт. Работы у меня нет. Идти грузчиком я не могу, у меня вторая группа инвалидности. Вот и живу на пенсию и деньги, вырученные от продажи квартиры. Насколько этих сбережений хватит, не знаю.
Ася ХРИСТОКИНА, uазета «КП в Украине»