НИКИФОРОВ: «Всех подкупали человеческие качества Цымбаларя»

Бывший одноклубник Цымбаларя вспомнил об играх в одной команде с легендарным полузащитником

Об одном из лучших воспитанников одесского футбола Илье Цымбаларе, в честь которого 4 июня в Южной Пальмире состоится матч памяти, вспоминает его друг и бывший одноклубник по СКА и «Черноморцу» Александр Никифоров.

- В наше время очень мало было таких людей, как Илюша, - с грустью в голосе вспоминает Александр Никифоров. - Всех подкупали его человеческие качества. По этой части он выделялся как на футбольном поле, так и в жизни. Познакомились мы с ним в 1987 году, когда он призвался в армию. Это произошло в одесском СКА, за полгода до моего увольнения с воинской службы. Первый матч после его призыва был в Симферополе, где мы встречались с достаточно сильной в ту пору «Таврией». В игре с крымчанами, завоевавшими в том чемпионате первое место в украинской зоне второй лиги, наша команда одержала победу - 2:1. Цымбаларь вышел в ней на замену где-то за полчаса до финального свистка и забил сумасшедший гол. Получив мяч на подступах к штрафной площадке соперника, он обмотал одного за другим нескольких игроков «Таврии» и левой ногой мощно пробил по воротам. Мяч ударился о внутреннюю сторону перекладины и запрыгал за линией. Помнится, приехавший специально на эту игру командующий округа выдал нам повышенные премиальные.

После окончания сезона срок службы у меня и Сергея Гусева истек, и мы перешли в команду, в которой мечтали играть с детства - «Черноморец». Там спустя полтора года судьба вновь свела нас с Ильей. Правда, еще до его перехода в эту команду мы нередко посещали матчи с участием армейцев, где Цымбаларь заметно выделялся своей игрой. Было видно, что он на редкость одаренный футболист, который по мастерству на голову выше своих одноклубников. Уже тогда мы знали, что Илюшу приглашают в «Черноморец», однако ему до окончания службы в армии оставалось еще три месяца. Но руководство старшего по рангу одесского клуба каким-то образом сумело договориться со СКА и раньше срока демобилизации взяло Цымбаларя в команду. И в первой же своей игре в высшей лиге - с тбилисским «Динамо» - он не только был одним из лучших на поле, но еще и забил мяч в ворота Отара Габелия. После этого стало ясно, что у дебютанта «моряков» большое будущее. Интересно, что когда готовился дебют Ильи в «Черноморце», я был вызван в молодежную сборную СССР. Когда вернулся в Одессу, то место в составе оказалось занятым.

- Вокруг перехода Цымбаларя в «Черноморец» в ту пору было много разговоров. Многие недоумевали, что он был осуществлен в обход существующих норм и законов.
- Действительно, шумиха была большая. Об этом говорили и фанаты, и болельщики, и обычные люди. Говорят, шум по поводу того, как военный человек может играть за другую команду, подняли поклонники армейцев. Понятное дело, что после этого пришлось Илью на какое-то время вернуть обратно в СКА. Он даже провел несколько недель в спортроте. Но вскоре все вопросы были улажены, и он возвратился в «Черноморец», где отыграл еще три с половиной замечательных года.

- У вас, как бывших одноклубников по СКА, наверняка с самого начала были дружеские отношения?
- Конечно, дружили. После того, как Сережа Гусев в начале сезона 1991 года уехал в аренду в тираспольский «Тилигул», мы с Илюшей делили комнату на тренировочной базе «Черноморца». Однажды у меня сломался телевизор, и мы поехали сдавать его в ремонт. Когда тащили аппарат на второй этаж сервисной мастерской, нас увидел один из его руководителей, когда-то работавший начальником в нашей команде Виктор Шарай. Он сказал: «Я все понимаю. Но чтобы два конкурента на одну игровую позицию жили в одном номере, несли один телевизор и так дружили - такого в футболе я давно не видел!» Скажу больше: наша дружба была настолько крепкой, что когда в «Черноморце» однажды возникли внутренние разногласия, то Илья занял нашу с братом Юрием позицию.

На стыке 80-х и 90-х между тогдашним президентом клуба Юрием Заболотным и главным тренером Виктором Прокопенко пробежала черная кошка, из-за чего команда невольно разделилась на два лагеря. Мы, Никифоровы, были за первого из них, так как Заболотный приходится нам родным дядей. На нашей стороне были такие опытные игроки, как Жекю, Кондратьев, Ищак, Кузнецов, а также ребята помоложе - Телесненко, Гусев и, разумеется, Цымбаларь. Вся эта ситуация, конечно же, выглядела глупо, но что было, то было. После этого Прокопенко продолжал ставить в состав Илюшу, ведь он сильнее, и это было очевидно! Правда, были матчи, в которых Цымбаларя переводили в середину поля, а я играл на своем привычном месте левого полузащитника. Затем предполагалось, что, ввиду близости окончания карьеры ветерана Ищака, мне придется выполнять роль левого защитника, а Илюша будет действовать на этом же фланге в средней линии. Но ничего из задуманного не получилось, а вскоре мне и тому же Ищаку пришлось уехать играть в Венгрию.

Источник MatchDay
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 02 января 2025, 17:07 9

Виктор Вацко рассказал резонансную историю

Комментарии