КИРИЛЕНКО: «Куда угодно - лишь бы уйти!»
Капитан сборной России по баскетболу дал сенсационное интервью
- 21 сентября 2007, 17:00
- |
- 689
- 0
Капитан сборной России, в воскресенье ставший чемпионом Европы и признанный лучшим игроком континентального первенства, дал сенсационное интервью «СЭ».
Андрей КИРИЛЕНКО: «ИЗ «ЮТЫ» РЕШИЛ УЙТИ. КУДА? ХОТЕЛОСЬ БЫ В РОССИЮ»
Известие о том, что Кириленко после шести лет в «Юте Джаз» хочет покинуть этот клуб, стало для меня не таким уж неожиданным. Но вот то, что он, оказывается, готов вообще уйти из НБА!.. Ей-богу в голове не укладывается. Все-таки речь идет о единственном российском игроке, сумевшем стать настоящей звездой сильнейшей баскетбольной лиги мира и зарабатывающем в этой лиге десятки миллионов долларов.
МАДРИД - НЕ МЮНХЕН. НО ПОХОЖЕ
Впрочем, разговор мы решили начать с другой, более приятной темы - с триумфа сборной России на чемпионате Европы в Испании.
- Наверное, сейчас вы испытываете противоречивые эмоции - радость от победы сборной и тревогу из-за неопределенности своего клубного будущего?
- Нет. В эти дни ничто не может испортить мне великолепного настроения. Я всегда с радостью выступал за сборную, всегда верил в нее и счастлив, что мы добились исполнения своей мечты. Очень дорожу прекрасной атмосферой в команде.
- Несмотря на эту атмосферу в команде, вы вернулись в Москву раньше остальных игроков. Почему?
- Сначала я планировал из Испании отправиться не в Москву, а во Францию. Там мы с женой Машей должны были принять участие в телепрограмме «Большие гонки», в которой снимались и в прошлом году. Но после такого успеха иного выбора, кроме возвращения в Россию, не было. К тому же мы очень соскучились по детям. Когда за три дня до конца чемпионата решили лететь в Москву выяснилось, что билетов на рейс, которым возвращалась сборная, уже нет. А следующий самолет был очень поздно.
- Чувствуете повышенное внимание к себе после победы в Испании: пресса, телевидение...
- И не только! Последние два дня езжу по своему району и где бы ни остановился - обязательно кто-то подойдет и скажет «Спасибо!». Ведь чем особенно ценна наша победа? Тем, что никто в нее не верил, никто не рассчитывал. По именам команда была далеко не самая сильная. Но мы доказали, что и этим составом можем стать первыми. Я давно мечтал выиграть со сборной что-то такое, что было бы ценным не только лично для меня, а для всей страны. Пусть это громкие слова, но я горд за Россию. Мы победили чемпионов мира на их площадке. Это вряд ли можно сравнить с победой сборной СССР на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году, но все-таки очень похоже. Уверен, нынешний успех тоже войдет в историю.
- А что думаете о золоте Олимпийских игр или чемпионата мира?
- К каждой цели лучше идти маленькими шагами. Загадывать не стоит: нужно приезжать и выцарапывать победу в каждой игре. Так, как мы в Испании. Хотя в Пекине, например, будет абсолютно другая ситуация, другие факторы.
- Звание «Заслуженный мастер спорта», которое получили все 12 игроков сборной, высоко ценилось в Советском Союзе. А сейчас?
- Это оценка нашего труда. Выступления в НБА, даже участие в Матче звезд - это все-таки другое. Мы ведь росли в Советском Союзе и по-прежнему ценим подобные титулы. Звания зэмээсов ребята полностью заслужили. Все. Мы доказали, что являемся единым целым. Не важно, кто сколько играл - каждый внес свою лепту. Причем не только те 12, что были в Испании, но и не прошедшие в состав: Фридзон, Вяльцев, Флис, Хвостов. Плюс весь персонал сборной - от генерального менеджера до врачей и массажистов. Хочу поблагодарить президента РФБ Сергея Чернова. Хотя сборная все последние годы выступала неудачно, он продолжал верить в нее, поддерживать, создавал все необходимые условия для подготовки. Кстати, на тренировках сборной тяжелее всего было играть против молодежи - Быкова, Шабалкина, Понкрашова. Да, в силу возраста этим ребятам пока не хватает стабильности. Но и мы, лидеры, - тоже нестабильны, пусть и в меньшей степени. Трудно всегда оставаться на одном и том же высоком уровне.
- Дэвид Блатт тоже получил звание «Заслуженный тренер России». Справедливо?
- Конечно. Все правильно: он тренировал Россию и заслуженно стал «Заслуженным тренером России».
- Как оцениваете работу Блатта-тренера?
- Он все сделал на «пять с плюсом». Ключ к успеху сборной - взаимопонимание, уважение между тренером и игроками. Ну и, конечно, профессионализм. Наверное, Блатт - лучший тренер, с которым мне когда-либо приходилось работать. Могу с ним сравнить только Алексея Владимировича Васильева, тренировавшего меня в детстве. Он подготовил меня к встрече со взрослым спортом, а Блатт помог осуществить мечту. За это я ему очень благодарен. Дэвид - не только великолепный профессионал, но и отличный психолог.
СЛОУН ГОВОРИЛ: ЕСЛИ ЗАХОЧЕШЬ, КОНТРАКТ ВСЕГДА МОЖНО РАЗОРВАТЬ
- А главный тренер «Юты» Джерри Слоун - плохой психолог?
- Ни в коем случае! Нельзя к нему применять слово «плохой». Он - другой. У каждого тренера своя тактика, свое видение того, как подзадорить, подбодрить игроков. Но у Слоуна очень развито... В СССР это называлось «накачкой». «Вы зарабатываете миллионы! Вы должны!» Да никому мы ничего не должны. Только себе. Ну и, конечно, болельщикам. Я не говорю, что такие методы неправильны. Они по-настоящему действуют на игроков. И на меня действовали - первые пять сезонов. Но потом произошел надлом. Нельзя все время находиться в «минорном» состоянии - надо ведь когда-нибудь и улыбаться. А методы Слоуна... Его основной способ мотивации - создание у игроков чувства вины.
Говорить, что в НБА я многого достиг именно благодаря тренеру Слоуну - неправильно. Да, он очень мне помог. Благодаря ему я реализовался как игрок, стал участником Матча звезд в 2004 году. И в том, что я подписал с «Ютой» суперконтракт, наверняка тоже есть его заслуга. Но если бы я не пахал сам, не чувствовал все это время поддержки своей семьи, ничего бы не было. Не забывайте, что Слоун - супертренер. У него есть достижения, которыми гордился бы любой специалист: два выхода с «Ютой» в финал плей-офф, полуфинал с молодой командой в прошлом сезоне, работа в тренерском штабе сборной США на Олимпиаде 1992 года в Барселоне. Однако манера работы Блатта мне импонирует в 100 раз больше. Со Слоуном как с человеком у меня никогда не было проблем. Но я не в состоянии нормально с ним работать. В прошлом году у нас с ним был разговор, и Слоун сказал: «Андрей, если тебе что-то не нравится в том, как я веду тренировочный процесс, ты всегда можешь разорвать контракт с «Ютой». Вот именно это я и хочу сейчас сделать!
- Когда у вас возникло желание уйти из «Юты»?
- После окончания сезона. Было оно и по ходу чемпионата. Но тогда не было времени, чтобы во всем разобраться. Ты начинаешь всех винить, копаться в себе. А летом я смог спокойно оценить ситуацию. Окончательно полной картина стала после победы на чемпионате Европы. Я понял, что получаю удовольствие совсем от другого. Турнир в Испании был как лакмусовая бумажка. Я ведь не делал там ничего сверхъестественного. Работал и играл, как обычно, но - в радость. Дело тут не в результате. Удачи и неудачи, подъемы и падения будут всегда. Даже в течение одного года нельзя постоянно удерживаться на одном уровне. Но когда нет всплеска, вспышки - извините, нужно серьезно задумываться.
- Ваше решение взвешенное?
- Безусловно. Я принимал его не с бухты-барахты. Думал все лето. И пришел к выводу что такой выход - единственно правильный.
- С кем-нибудь советовались?
- Только с семьей. Другие мнения меня не интересуют.
- Кому из руководства «Юты» вы сообщили о своем решении?
- Генеральному менеджеру Кевину О'Коннору. Сказал: «Я не вижу своей роли в команде, не вижу своего будущего в ней. Считаю, что главный тренер отрицательно влияет на меня, и я не прогрессирую как игрок».
- Слухи о вашем обмене, появившиеся в последние недели, связаны с этим разговором?
- Напрямую. Я не знаю, ведутся ли переговоры с другими клубами. Но кто бы что ни говорил, уверен: предложения поступают. Думаю, что с «Ютой» связываются представители других клубов. Однако моя цель - не обмен. Я не хочу быть частью системы. Единственное, к чему не готов, если мне скажут: «Андрей, мы хотим, чтобы ты все-таки остался». Уверен, что тогда следующий сезон станет повторением предыдущего. И как тогда будут реагировать болельщики? Как вообще можно рассчитывать на игрока, который хочет уйти? При этом не надо думать, что где-то трава зеленее, чем в «Юте». Организация клубов НБА - почти везде одинаковая. И в любой другой команде ситуация может повториться.
У меня нет причин выносить сор из избы. Шесть лет в «Джаз» были одними из лучших в моей жизни. Я обожаю Солт-Лейк-Сити. Здесь родились оба моих сына. И я всегда буду помогать городу через свой благотворительный детский фонд. Считаю даже, что какая-то часть меня, причем довольно существенная, стала мормоном. Мне очень удобен образ жизни в Солт-Лейк-Сити - размеренный, спокойный, если хотите, семейный. Но играть в такой баскетбол невозможно. Два последних года я выходил на площадку и действовал как робот. А ведь когда подписывал контракт, будущее виделось совсем в другом свете - что буду играть, побеждать и получать удовольствие от этого. Увы, сейчас, об этом не может быть и речи. Даже в удачных матчах. Это ощущение - самое отвратительное. Между прочим, мои частые травмы в последнее время - тоже следствие этого морального надлома... Знаете, я с детства играю на высоком уровне и всегда пытался не только трудиться, но и «гореть», бредить баскетболом. Со временем понял, что это все-таки неправильно для человека, у которого есть семья...
КУДА УГОДНО - ЛИШЬ БЫ УЙТИ!
- Кто-то из «Юты» поздравил вас с победой на чемпионате Европы?
- Большое поздравление прислал Бузер. Еще Араужо, который будет играть в питерском «Спартаке», Гиричек. Звонил О'Коннор.
- То, что вы стали чемпионом и лучшим игроком континента, не может повлиять на ваше положение в «Джаз»?
- Это не имеет значения. Дело совсем в другом. После окончания сезона у нас состоялось собрание, и Слоун описал мое будущее. Так и сказал: «Андрей, ты думаешь, в следующем сезоне что-то изменится? Нет, мы будем играть так же».
- Если «Юту» возглавит другой тренер, это может повлиять на ваше решение?
- Сейчас смена тренера невозможна. А я не хочу терять даже год-два. Ведь все это время я буду продолжать регрессировать. А карьера любого спортсмена - это всего лишь несколько лет. Она не может длиться вечно.
- Не считаете, что стоило напрямую поговорить с владельцем «Джаз» Ларри Миллером?
- А мы разговаривали. Я звонил ему из Испании. С Миллером у меня вообще никогда не было никаких проблем. Он отличный дядька, который живет баскетболом. Я ему все высказал - в хорошем смысле слова, поделился эмоциями. Мне кажется, что Ларри понял меня. Но окончательное решение он все равно будет принимать сам. Знаете, когда я подписывал долгосрочный контракт с «Ютой», в нем были указаны обязательства обеих сторон. Так вот: в сегодняшней ситуации выполнять свои обязательства мне крайне тяжело, почти невозможно. И это было бы нечестно по отношению к клубу.
- Ваш контракт с «Ютой» рассчитан еще на четыре сезона. Причем за это время вы должны заработать солидную сумму...
- 63 миллиона долларов. Я готов от них отказаться. Это довольно приличные деньги - даже для клуба НБА. Что ж, пусть они пойдут на покупку новых баскетболистов или на что-то другое. Я никогда не вел себя нечестно и не хочу пользоваться тем, чего не заслуживаю. Большие деньги - это, конечно, хорошо. Но я готов зарабатывать меньше. Размер зарплаты не имеет столь принципиального значения. Главное - играть «с искрой». Чтобы я и люди, которые окружают меня в команде, понимали друг друга и мы чувствовали себя единым целым.
- А не связано ли ваше решение с тем, что вы хотите быть в своем клубе «первой скрипкой»?
- Абсолютно нет. Я никогда не был снайпером. У меня отличные отношения со всеми игроками «Юты». Они - не только настоящие профессионалы, но и мои хорошие друзья за пределами площадки. Но я хочу играть с положительными эмоциями и чувствовать, что приношу пользу команде. В последние полтора сезона я этого не чувствовал.
- Если вам все-таки придется остаться в «Юте», чего стоит ждать от нового сезона?
- Никакой пользы от такого решения не будет. От него никто не выиграет - ни я, ни «Юта», ни болельщики. Просто будет повторение прошлого сезона. Вторая серия. Ну не вижу я, за счет чего могу прогрессировать в этом клубе!
- Каковы шансы, что руководство «Джаз» пойдет вам навстречу?
- Вероятность очень маленькая. Хотя нет, не так: на самом деле я просто не могу этого знать. Просто хочу всем объяснить, что я думаю и чувствую. И что готов пожертвовать своей карьерой в НБА.
- Не знаете, бывали ли раньше подобные прецеденты?
- Вряд ли. Не думаю, что игроки такого уровня когда-либо попадали в своих клубах в аналогичные ситуации. Поймите, я хочу быть честным. Перед «Ютой», болельщиками, перед самим собой. Но если два человека ничего не делают, чтобы двигаться навстречу друг другу, значит, им нужно расставаться. А расставаться с кем-либо врагами я не хочу.
- Вас обожают как российские болельщики, так и американские. Как в такой ситуации не обидеть поклонников «Джаз»?
- Это самый тяжелый момент - сказать им, что готов уйти, и при этом не задеть за живое. Я прекрасно понимаю, что в мой адрес будет много критики, всяких разговоров, обвинений в нечестности. Но сам я уверен, что по отношению к «Юте» поступаю честно.
- За какой клуб вы хотели бы играть?
- Меня устроит любой вариант. Лишь бы уйти из «Юты». Пусть будет слабая команда, с не самыми известными тренером и игроками. Знаете, в первые годы в НБА мне было лучше, чем сейчас: новичок, без денег, но получающий удовольствие от игры.
- Раньше вы всегда говорили, что мечтаете стать чемпионом НБА. Готовы расстаться с этой мечтой?
- Это единственная цель, которой я не достиг. И единственное, что может удержать меня в НБА. Очень хотел бы стать чемпионом с «Ютой», но это, увы, невозможно.
- А с другой командой?
- Не совсем правильный вопрос. Я прошел все ступени в НБА и хочу стать чемпионом. При этом я всегда буду профессионально относиться к своей работе. Но заслуживаю права играть в удовольствие.
- Допустим, «Юта» разрывает контракт с Андреем Кириленко. Ваши действия?
- Отлично! Буду искать новую команду. Как? Это меня сейчас интересует меньше всего. Тем более что пока контракт с «Джаз» действует, я не имею права вести переговоры. Думаю, предложения будут. Но пока говорить об этом бессмысленно - только по факту.
- И все же: где вы хотели бы продолжить карьеру?
- Скорее всего, в России. Хочу быть там, где я нужен. А сейчас я чувствую, что нужен своей стране. Но нельзя исключать и зарубежные европейские клубы. Поверьте, я действительно готов уйти из НБА. Это вовсе не значит, что я горю желанием отправиться в Европу. Просто готов.
- Какие цели могут быть у звезды НБА в Старом Свете?
- Победа в Евролиге, конечно! Впрочем, и это меня не сильно волнует. Буду биться за победу в любом турнире, в котором будет участвовать моя команда. Например, в чемпионате России. Там сейчас много сильных легионеров, наши клубы постоянно выходят в «Финалы четырех» различных еврокубков, и это здорово. Значит, наши игроки приобретают очень важный опыт.
- Когда вы должны появиться в расположении «Юты»?
- Тренировочный лагерь открывается 1 октября. Я должен прилететь на два дня раньше.
Павел ОСИПОВ, Sport.ua