Удивить Париж и умереть
Защитник Барсы Жулиано Беллетти даже представить не мог, что окажется в одном клубе с Шевченко
- 29 августа 2007, 17:00
- |
- 607
- 0
Для бразильца, а в особенности для сборника, обычное дело - сменить пяток-другой местных клубов, чтобы потом с чистой совестью уехать покорять Европу. В случае с Жулиано Беллетти все ограничилось двумя стартовыми сезонами в «Крузейро», главным результатом которых стало знакомство с Марио Загалло и собственно вызов в сборную Бразилии, скоротечной арендой в «Атлетико Минейро» и основательным этапом в «Сан-Паулу».
Лишь в последнем случае мы имеем дело с тем Беллетти, которого привыкли видеть. То есть с крайним защитником. До этого Жулиано приходилось играть даже вратаря, а в «Атлетико» его ставили исключительно на позицию вингера. Бразилия, одно слово.
Сложись судьба чуть иначе, Беллетти запросто мог играть и вовсе… на виолончели. В 1992 году семья переехала в местечко с поэтичным названием Бело Оризонте, чтобы дети - Жулиано и Сандро - могли заниматься в футбольной школе «Крузейро». У них не было там ни родственников, ни знакомых, но, по совету тренера школьной футбольной команды, родители решили рискнуть. Сандро, который в будущем станет вести все дела Жулиано, вспоминает о том, что его брат без проблем прошел просмотр в «Крузейро» и уже тогда подавал большие надежды. Однако сам Жулиано не был уверен, что это его призвание, и настойчиво просил родителей отдать его в музыкальную школу, чтобы научится играть на виолончели и фортепиано. Травма колена у брата, которая навсегда закрыла ему двери в профессиональный футбол, лишь убеждала Беллетти: «Туда не ходи!».
Он пошел. И до перехода в «Барселону» не имел в своей карьере серьезных травм, за исключением операции в 1998 году.
Вы не поверите, но были времена, когда названия «Вильярреал» и «Латинская Америка» не образовывали собой единое и неделимое целое, а мирно сосуществовали в разных измерениях. Беллетти был всего лишь четвертым выходцом с южноамериканского континента наряду с Аррубарреной, Палермо да никому не известным мексиканцем Де Нигрисом. Как вы понимаете, Мануэль Пеллегрини тоже еще ни о какой Европе не помышлял.
Командочка была средняя, и даже «проектом» ее назвать пока было сложно. Как-то не верилось, что задержится она в Примере надолго. И вот в таком коллективе очутился Беллетти. Вроде бы защитник сборной Бразилии, а не Роберто Карлос. Вроде бы в испанском клубе, а не в «Мадриде». Вроде бы и не молодой уже…
Начался чемпионат 2002-03. «Вильярреал» предсказуемо терял очки и первую победу одержал лишь в 6-м туре. А три недели спустя Беллетти впервые встретился с «Барселоной». Встреча получилась запоминающейся: коллега Унай уже на 55-й минуте оставил «ЖПЛ» вдесятером, а за 15 минут до конца единственный мяч с пенальти забил Рикельме. Тоже коллега. Будущий.
Тренер желтых Бенито Флоро не чурался экспериментировать с составом. Гвайре, например, мог выйти как в нападении, так и в центре поля. Беллетти же, оправдывая современное понятие «латераль», играл не только правого защитника, но и инсайда.
Надо сказать, Беллетти провел сезон ровнее, чем команда. Возможно, стал даже лучшим в «Вильярреале». Моментов хватало всяких: приятных и не очень. На 88-й минуте домашнего матча с «Севильей» именно бразилец точным ударом за две минуты до финального свистка принес хозяевам победу (1:0), а, например, ближе к концу сезона Беллетти заработал свое первое и последнее испанское удаление. «Вильярреал» проиграл тот матч вчистую - 0:5. Соперником был скромный «Рекреативо».
В следующем сезоне запомнился дубль Жулиано в ворота «Расинга». Валенсийцы выиграли 6:3, но единственным среди них, кому удалось забить более одного мяча, стал Беллетти. А ведь в то время в команде уже были и Андерссон, и Рикельме, и Хосе Мари… «Вильярреал» набирал ход. 8-е место в Примере, символическая победа в Кубке Интертото и уже вполне конкретный полуфинал Кубка УЕФА.
Наш герой в те времена напоминал на совесть сконструированный автомобиль: с хорошим движком и мощным кузовом. Салон только необходимо было поменять, да водителя. Беллетти никогда не был мечтой какого-то большого клуба. Сам он тоже не грезил ничем выдающимся, кроме, разумеется, места в национальной сборной.
И, тем не менее, перемены, причем гурьбой. В семье только-только наметилось будущее прибавление, а в карьере… да вы сами все знаете. «Я в жизни так много не общался с прессой: даже когда меня вызвали в сборную Бразилии на чемпионат мира в 2002-м», - признавался Беллетти каталонским журналистам.
На сборах он жил в одной комнате с Сильвиньо, с которым они почти всегда играли аккурат друг против друга: что на тренировках сборной, что на матчах «Вильярреал» - «Сельта». На завтра Жулиано любил есть макароны, днем отдыхал под песни Боно, а засыпал под какой-нибудь голливудский фильм. Жизнь удалась.
Когда родился маленький Джанлука, отец поместил его фотографию на дисплей своего мобильного телефона и демонстрировал всем желающим, перед тем как дать интервью. «Я посвящу ему свой первый гол за «Барсу» в официальных матчах. И я даже знаю, как я его отпраздную: я попросил, чтобы мне написали имя сына на щитках и таким образом, когда я забью, то смогу показать его имя всему миру». Думал ли тогда Беллетти, как долго ему придется ждать этого момента, и при каких обстоятельствах он забьет свой первый гол за «Барселону»?..
Это был матч, который мы собирались выигрывать без Месси, без Хави, без Беллетти. С тремя кантеранос в обороне и Франком Райкаардом на тренерской скамье. На 37-й минуте голова Сола Кэмпбелла напомнила об Афинах, хотя всем хотелось, чтобы это был Лондон.
«…It all became a silly game…»
Но времени на воспоминания и рефлексию не оставалось. Ноги сами ехали по скользкому намокшему газону «Стад де Франс», передачи проходили в унисон стуку сердца - на раз-два. Из завтрашнего дня выскочил Иньеста, из вчерашнего - Ларссон. Впрочем, дни к тому моменту перестали существовать. Оставались минуты на табло, и ничего страшнее этих бесцветных плоских цифр нельзя было увидеть.
«..Some things cannot be bought…»
И вышел Беллетти. Совершенно не понятный никому, кроме кулес, Беллетти. Со стороны это выглядело, как будто «Барселона» выбросила смуглый флаг, сама себе поставила жирную «2». «Барселона» выпустила на поле защитника.
Но не для того, чтобы защищаться. Бразилец занял место правого хавбека, окончательно задвинув Жюли к угловому флажку.
Через четыре минуты Джио - Иньеста - Ларссон - Это'о! Это'о, Это'о, Это'о! Это'о, Это'о, Это'о! Глупый жирный ноль сменился на стройную единичку. Кровь превратилась в сок.
«…Got exactly what I asked for…
Running, rushing back for more
And now I find
I've changed my mind…»
Когда Беллетти отдал мяч Ларссону и побежал вперед с Фламини на плечах, это не выглядело каким-то героическим поступком. Ничего выдающегося. Просто гол, который оказался еще и на совести вратаря. Эксперты по достоинству оценили результативный пас шведа и по косточкам разобрали провал обороны «канониров». Но в тот вечер, в тот изумительный майский вечер экспертов никто не слушал.
Второго такого выплеска эмоций людские организмы не выдержали. И повалились. На трибунах, в барах, в квартирах. И, конечно же, на поле. Под грудой тел, в самом-самом низу находился он, Жулиано Хаус Беллетти, которого хотел обнять каждый. Каждый игрок, родственник, болельщик по-своему, как могли, обняли лучшего на данный момент футболиста ФК «Барселона».
«…The face of you
My substitute for love
My substitute for love
Should I wait for you
My subsitute for love
My subsitute for love…»
Рассудок окончательно отказал, словно почувствовав себя лишним. Где-то далеко-далеко в голове стучало: «Он не подходит на роль героя!». Мы ждали другой фамилии на табло. Все должно было быть не так! Это не Роналдиньо и даже не Деку! Победный гол забил… Беллетти, «рабочая лошадка» с непроницаемым взглядом. Мы так и не увидели его лица, он сразу же закрыл его ладонями. Помог дождь, смешавший слезы с небесной водой. Не верил никто: ни истерично смеявшийся Это'о; ни сам Роналдиньо, задержавшийся у соотечественника дольше обычного; ни соперник, прятавший взор куда-то под газон.
«…I found myself in crowded rooms…
…I never felt
So happy…»
Когда все закончилось, в том числе и церемония награждения, Беллетти вышел в центр поля и десять минут молча глядел на трибуны пустого «Стад де Франс». За него говорили другие. Послушаем Жоана Лапорту: «Когда ты должен упорно трудиться для того, чтобы достичь чего-либо, то ты еще больше ценишь достигнутое».
«…This is my religion…» *
Ночью Беллетти получил сообщение от Кака, в котором тот поздравил его, написав три слова: «ты это заслужил».
Вскоре бутсы Жулиано были выставлены в клубном музее рядом с Кубком Чемпионов. Алькантара, Рональд Куман, Беллетти… Такая вот компания. На правой бутсе бразилец поставил автограф - именно этой ногой он пробил в тот вечер Альмунию. На левой написал: «Музею ФКБ. 2-1 «Арсенал - Барса». И крупными буквами «Барса!»
Естественно, Жоан Лапорта сразу же пообещал продлить контракт с Беллетти. Это был единственно возможное на тот момент решение, как и раньше касательно Ларссона. Однако процесс затянулся, и свою подпись под новым двухлетним контрактом Жулиано поставил лишь 14 марта 2007 года. Согласно этому документу, сумма отступных за игрока составила… 60 миллионов евро. Плюс увеличенная в два раза зарплата.
Ровно через месяц Беллетти вторично прикоснулся к истории. Он появился на поле на 80-й минуте домашней встречи с «Мальоркой» вместо Джанлуки Дзамбротты неслучайно. Это должен был быть юбилейный, сотый матч Жулиано в сине-гранатовом, а стал причиной нелепой травмы. На последних минутах защитник пострадал от надрыва двуглавой мышцы бедра правой ноги, но доиграл до финального свистка, чтобы не оставить команду в меньшинстве.
Свалившийся как кирпич на голову гол Тамудо в раз изменил настроение и планы руководства «Барсы». В принципе, все стало окончательно ясно во время предсезонки. Второй тайм в Шотландии, пропуск азиатского турне из-за полусантиметрового разрыва мышцы на первой тренировке, 1 (одна!) минута на Кубке Беккенбауэра. Учитывая, что примерно за месяц до этого началась кампания с громким названием «Исход», в герои которой пресса зачислила и Беллетти, концы сходились. Один к одному.
23 августа 2007 года «Барселона» достигла соглашения с «Челси» по переходу Жулиано Беллетти за сумму в пять с половиной миллионов евро.
Бразильского защитника не стало у нас тихо и как-то очень стремительно. Уже сейчас понятно, что трансферы Мотты, Эскерро и Гудьонсена, если таковые состоятся, вызовут больший ажиотаж в силу хотя бы того, что у этих переходов уже есть история. Не самая, кстати, красивая.
Переход Беллетти в «Челси» хотелось бы оценивать как инвариант. Мол, «синие» не сумели уговорить Дель Нидо и вместо Дани Алвеша взяли Беллетти. Это не совсем так. Фигуры Алвеша и Беллетти на сегодняшний день практически не сопоставимы, как бы ни тяжело это было признать. Лондонцам просто нет такой острой нужды приобретать правого латераля, как, скажем, «Реалу», который, думается, все же заполучит Даниэля.
Справа у «Челси» есть не только Джонсон и Феррейра, которые сильно сдали за последний год. Есть такой же новенький Бен Хаим. Наконец, всегда можно будет заткнуть позицию Эссьеном. Жулиано надо будет очень постараться, чтобы застолбить за собой хотя бы право на конкуренцию. Учитывая, что латераль - понятие испанское, а англичанам нужен, прежде всего, правый защитник.
Пока что Беллетти носит сомнительной перспективности 35-й номер. Это не показательно, может, ему просто нравится это цифросочетание.
* Madonna «Drowned World (Substitute for Love)». Ray of Light
Жулиано Хаус Беллетти
Позиция: правый защитник, правый полузащитник
Дата рождения: 20 июня 1976 года
Место рождения: Каскавел, Бразилия
Национальность: бразилец, паспорт ЕС
Рост: 179 см
Вес: 74 кг
Клубы: «Крузейро» (Бразилия, 1994-96), «Сан-Паулу» (Бразилия, 1996-2002), «Атлетико Минейро» (Бразилия, 1999, аренда), «Вильярреал» (Испания, 2002-04), «Барселона» (2004-07), «Челси» (Англия, 2007-…)
Статистика Жулиано Хауса Беллетти в ФК «Барселона» (2004-2007): 84 матча, 1 гол, 13 голевых передач. Отыграл в среднем 71 минуту за матч.
Барсамания