МИЛЬЧЕНКО: «Горд, что судил на Уэмбли»
Интервью с одним из самых знаменитых арбитров Советского Союза
- 31 июля 2007, 17:00
- |
- 546
- 0
Кто из любителей футбола, которым за сорок, не отгадает в кроссворде фамилию арбитра из Сухуми? Конечно же, Мильченко, за свою карьеру обслуживший 202 матча чемпионата СССР. Рекорд, который нельзя побить.
В марте ему исполнится семьдесят, но он по-прежнему живет футболом и говорит, что не мыслит себя без него.
- Все еще бегаю, сужу матчи ветеранов, воспитываю молодых арбитров. Если расстанусь с футболом, наверное, и жизнь моя прекратится, - признался Мильченко, приезжавший в Москву в командировку. - Мне всегда нравилось работать в вашем городе. Болельщики в Москве очень требовательные, но умеющие по достоинству оценить успех. Долго бродил по Лужникам, где, кажется, каждое дерево мне знакомо. Только намного выше они стали с тех пор, когда я судил здесь. И такая ностальгия охватила: как жаль, что нет больше чемпионата СССР, служившего нам общим домом. Какое замечательное было содружество! В какие прекрасные города доводилось летать! Разыгрывали бы хоть чемпионат СНГ, что ли. Увы...
- Какой матч в Лужниках стал для вас самым памятным?
- Пожалуй, финал Кубка СССР в августе 1971 года, состоявший из двух матчей - тогда не было серий 11-метровых для определения победителя. Потому «Спартак» и ростовский СКА выясняли отношения на протяжении двух дней. Драматичный получился сюжет. Оставалась минута до окончания первого матча, СКА вел - 2:1, и вдруг после то ли удара, то ли прострела JIoгофета вратарь Кудасов пропустил мяч под собой. И была статья в газете «Кубок ночует в Лужниках». На следующий день «Спартак» победил благодаря голу Киселева. Если первый матч собрал 103 тысячи зрителей, то второй - «только» 52 тысячи. Вдумайтесь в эти цифры.
- Вы теперь готовите молодых арбитров. А сами у кого учились?
- Мне посчастливилось работать рядом с такими большими мастерами, как Латышев, Алимов, Липатов, Казаков. Каждый из них мог украсить финал чемпионата мира или Европы. В 1972 году помогал Тофику Бахрамову в первом финальном матче Кубка УЕФА «Вулверхэмптон» - «Тоттенхэм», а в 1974-м - Павлу Николаевичу Казакову в полуфинальной игре Кубка чемпионов «Бавария» - «Уйпешт-Дожа».
- А еще какие события в своей карьере считаете примечательными?
- Мне выпала удача работать в 1979 году на юниорском чемпионате мира в Японии, где первые шаги на международной арене делал Марадона, удостоенный звания лучшего игрока того турнира. А самым знаменательным стал, пожалуй, отборочный матч чемпионата мира Англия - Турция, состоявшийся осенью 1985 года на «Уэмбли», еще старом. Говорят, плох солдат, не мечтающий стать генералом. Точно так же плох судья, не мечтающий вывести команды на поле легендарного лондонского стадиона. Конечно, служит предметом для гордости то, что в Грузии меня признали лучшим судьей XX века, хотя в советском чемпионате работали такие замечательные арбитры, как Карло Круашвили и Георгий Баканидзе. Не забыть и то, что я провел больше всех матчей в первенствах СССР. Сейчас в России судят до 48 лет, а для обслуживания международных матчей предельный возраст равен 45. Но в мое время в основном судили до 50 лет. Мне же пришлось закончить в 47. Возрастной ценз установили. Хотя чувствовал себя нормально - судил еще матчи первенства Грузии.
- Что изменилось с тех пор в футболе?
- Он стал динамичнее. Ушли в прошлое ярко выраженные специалисты игры на какой-то одной позиции. Теперь играют универсалы, которые перекрывают всю площадь поля. Больше стало разнообразия в схемах. С другой стороны, больше и грязной игры. Раньше не было такого количества грубых подкатов, такой работы локтями. Не припомню в эпоху СССР и таких грандиозных скандалов, какие то и дело вспыхивают сейчас. Были дисциплина, требовательность. Мне кажется, стоило бы возродить практику встреч арбитров с любителями футбола, вновь ввести в газетах судейские колонки, в которых специалисты давали бы ответы на вопросы, касающиеся правил. А то многие приходят на стадион, но в правилах разбираются приблизительно. Деталей не знают. Если повысить грамотность болельщиков, меньше будет всяких плохих выкриков. И судьям станет легче.
- На вас оказывали давление, пытались подкупить?
- В жизни есть и грязные стороны. Но судьям обидно, что их огульно воспринимают как преступников. Если есть основания, соберите материал и предъявите обвинения, как сделали в Италии, в Германии. Раньше в командах велась воспитательная работа, были тренеры, за нее отвечавшие, комсорги. Клубы подчинялись федерации футбола, а та была подконтрольна государству. Сейчас все клубы частные, они оторваны от общественности. Мое мнение: прежде футбол был все-таки чище.
- В архивных протоколах вы значились как арбитр из Сухуми. Теперь где живете?
- В Тбилиси. Но душой и сердцем жду, когда вернусь в Сухуми, который покинул после военных перипетий. Работал в течение пяти лет в посольстве Грузии на Украине. Потом пригласили в Тбилиси - шесть лет возглавлял судейско-инспекторский комитет.
- А на какой должности работали в посольстве?
- Был представителем Верховного совета и кабинета министров Абхазии. На Украине оказалось 30 тысяч беженцев оттуда. Их надо было снабдить документами, трудоустроить, организовать для детей школы.
- Уточните, пожалуйста: вы были представителем Абхазии, но в посольстве Грузии.
- Меня направили из Тбилиси, а не из Сухуми. А вообще-то я не люблю политику. Спорт - другое дело. Он сближает народы. Когда смотрим футбол, мы забываем, кто откуда. Не теряю надежды, что дружба опять восторжествует, и мы все снова будем вместе. Было очень приятно, что зимние Олимпийские игры 2014 года получил Сочи. Ведь этот прекрасный город расположен рядом с Сухуми. Оттого, что Олимпиада пройдет в Сочи, выиграет не только Россия. Жаль, не довелось встретиться в этот приезд с Никитой Симоняном. Он же не только легенда советского футбола, но и визитная карточка Абхазии. Передайте, пожалуйста, через газету привет и ему, и всем людям из футбола моего поколения. А сборной России желаю пробиться в финальный турнир чемпионата Европы.
Александр ПРОСВЕТОВ, газета «СЭ в Украине»