Страсти по Матузалему
Сергей Палкин о ситуации с Мату
- 09 июля 2007, 17:00
- |
- 494
- 0
Уже завтра донецкому «Шахтеру» предстоит сыграть первый официальный матч в новом сезоне - на Суперкубок Украины против киевского «Динамо», однако в Одессе, где состоится игра, появление лидера и капитана горняков бразильца Франселино Матузалема практически равно нулю. Если, кончено, игрок, способный, как выяснилось, на непредсказуемые поступки, вдруг не вернется в Украину в последний момент.
Как уже сообщал «СЭ», несколько дней назад Матузалем «самостийно», без ведома главного тренера Мирчи Луческу, покинул расположение «Шахтера», проводившего тренировочный сбор в курортном швейцарском местечке Ивердон. Остановившись на некоторое время в Милане (скорее всего, как полагают знающие люди, для консультаций со своими агентами-итальянцами), футболист затем вылетел в Бразилию. В состоявшемся на исходе прошлой недели телефонном разговоре с генеральным директором «Шахтера» Сергеем Палкиным бразилец сослался на некие «семейные обстоятельства», подтолкнувшие его к столь неординарному шагу.
Руководство «Шахтера» в семейную версию бегства лучшего игрока дрнецкой команды верит слабо. Мирча Луческу, например, прямо говорит, что за демаршем футболиста торчат уши его агентов, сбивающих своего подопечного с правильного пути. «Для агентов, каждый трансфер, а особенно таких раскрученных футболистов, как Матузалем, - это возможность лишний раз заработать серьезные деньги, но никак не забота о благополучном будущем игрока», - считает Луческу.
Румынский специалист, кстати, причастен к появлению Матузалема в «Шахтере»: бразилец, четыре сезона выступавший в серии А, попал в Донецк из «Брешии», клуба, который Луческу в свое время тренировал, и с тех пор сохранил добрые отношения с его руководством. Три года назад, когда Матузалем только появился в «Шахтере», у меня состоялся коротенький разговор с его основным агентом Фелипе Фуско. По словам итальянца, сказанным тогда, он страшно гордился тем, что сумел убедить Матузалема преодолеть бытующие на Западе предубеждения против стран Восточной Европы, приехать именно в «Шахтер», где перед игроком открывается перспектива регулярно выступать в Лиге чемпионов, на что со скромной по меркам серии А «Брешией» рассчитывать было нереально.
Эта перспектива для Матузалема уже дважды воплотилась в реальность, а в чемпионате Украины, в отличие от своих многих соотечественников, которым обычно требуется немало времени на адаптацию, бразилец очень быстро зарекомендовал себя действительно звездой первой величины. Фраза Луческу о том, что «с Матузалемом на поле - один «Шахтер», а без него - другой» стала почти хрестоматийной. Не в пример другой бразильской знаменитости, появившейся в Донецке позже - Элану, Матузалем никогда не капризничал (по крайней мере, публично) и не держал в напряжении руководство украинского клуба постоянными заявлениями о том, будто хочет как можно скорее покинуть «Шахтер». Поэтому швейцарский демарш игрока оказался полной неожиданностью.
Игра в Лиге чемпионов, разумеется, не прошла для Матузалема даром: известность о полузащитнике вышла за пределы пусть и перенасыщенного футбольными звездами разной величины, но все же замкнутого пространства серии А: Тем не менее, первое официально предложение по Матузалему сделал итальянский «Палермо», готовый заплатить «Шахтеру» за бразильца 7 миллионов долларов. В донецком клубе назвали «смешной» и эту сумму, и следующую - 8 миллионов долларов, озвученную «Сарагосой», да еще собравшейся рассчитываться с горняками частями в течение трех лет.
Эти деньги действительно кажутся несерьезными, когда узнаешь, что в контракте Матузалема с «Шахтером» стоит совершенно иная цифра компенсации на случай экстренного перехода бразильца в любой другой клуб - не менее 25 миллионов евро.
Правда, в регламентных нормах ФИФА существует такое понятие, как «защищенный период», когда футболист ни при каких обстоятельствах без согласия клуба не может двинуться с места. Этот период составляет три года, которые Матузалем уже провел в Донецке, а его контракт заключен на пять лет.
-Может, на этот пункт регламента рассчитывает бразильский бунтарь?
- Матузалем повел себя весьма неадекватно по отношению к клубу, который неукоснительно выполняет перед ним все свои обязательства, поэтому трудно предположить, на что он рассчитывает, - прокомментировал вчера ситуацию вокруг беглого бразильца гендиректор «Шахтера» Сергей Палкин в беседе с корреспондентом «СЭ». - Боюсь, его окончательно запутали агенты, «накрутившие» футболиста новыми перспективами, которые реально ни чем не были обоснованы. Впечатление такое, что Матузалем теперь вышел даже из-под контроля агентов, которые сами-то должны понимать, в какую некрасивую историю втянули своего подопечного. Да, так называемый «защищенный период» у Матузалема в «Шахтере» истек, и теоретически он может апеллировать к ФИФА, однако что это ему даст? Четкой формулы поведения выешей футбольной инстанции в такой ситуации не существует, будут взвешиваться все «за» и «против». Но в любом случае вопрос компенсации «Шахтеру» с повестки дня снят не будет, и ориентиром должны остаться все те же 25 миллионов евро, которые стоят в контракте Матузалема с нашим клубом. Наряду с дисциплинарными санкциями, которые ждут игрока. ФИФА может, конечно, подкорректировать сумму компенсации в сторону уменьшения, однако в любом случае не станет доводить ее до «смешной».
- «Шахтер» готов судиться с Матузалемом?
- А что прикажете делать, если он не оставит нам выбора? Я бы хотел, конечно, чтобы игрок вернулся в Донецк, продолжил подготовку к сезону, и мы бы вместе нашли разумный компромисс, который устроил бы обе стороны. Однако пока поведение футболиста не дает повода для оптимизма.
- До сих пор репутацию самой капризной бразильской звезды в «Шахтере» имел Элану, который не перестает повторять в интервью зарубежным изданиям, что хочет как можно скорее покинуть Украину и обосноваться в западном клубе. Подобных заявлений от Матузалема что-то не припомню...
- Как говорят в таких случаях, в тихом омуте черти водятся. Кстати, я не верю, чтобы Элану мог повести себя столь же безрассудно, как это сделал Матузалем.
Юрий ЮРИС, газета «СЭ в Украине»