10 фактов о Тьерри Анри
Тьерри, у которого есть balls, чайная дочка и va-va-voom
- 03 июля 2007, 17:00
- |
- 2306
- 0
Наверное, самым громким (на сегодняшний день) переходом текущего лета (когда в европейском футболе распахивается трансферное окно, дабы впустить свежий воздух в помещение) является переброска товарища Тьерри Анри из опостылевшего ему Лондона в Барселону. Это хороший повод поговорить о французском нападающем с помощью нашей традиционной рубрики.
10. Говоря о корнях Тьерри Анри, вспоминается хит «Bongo Bong» его не менее знаменитого земляка Ману Чао.
Mama was queen of the mambo
papa was king of the Congo
deep down in a jungle
I started banging my first bongo
Мама Тьерри с Мартиники, папа с Гваделупы, а оба эти сладкозвучных острова входят в Антильский архипелаг (всю эту часть Карибского моря также именуют Вест-Индией). Впрочем, «играть на своем первом бонго» Тьерри начал не на Родине отца и матери, а в Париже, где и появился на свет. Пригород Парижа Лез Ули, расположенный неподалеку от аэропорта Орли - это классический спально-неблагонадежный район, построенный по социальной программе в 60-е годы (что-то вроде наших хрущевок). Однако, в этом районе, населенном, естественно, в основном эмигрантами, были созданы неплохие условия для занятий спортом, чем и воспользовался… нет, не то, чтобы Анри (в то героическое время он был крайне мал), а его отец Антуан, который задался целью сделать из сына футболиста и добился своего.
9. «Отцы наши, не видя себе ходу, придумали лотерею», писал Исаак Бабель о моде на еврейских скрипачей-вундеркиндов, которая набрала серьезный размах в начале прошлого века. Во Франции конца прошлого века все было примерно также, только вместо евреев были африканцы, арабы и жители разных далеких островов, а вместо скрипок у них были кеды и мяч. Темнокожие (или несветлокожие) новые французы принесли славу своей новой Родине, они сделали то, чего не смогли добиться легендарные Копа, Фонтэн и даже Платини. Они сделали Францию чемпионом мира.
И в этом немалая заслуга их отцов, которых, конечно же, заботило собственное будущее, которое могло быть счастливым только посредством их единственного капитала - многочисленных детей. Тьерри Анри на самом деле вовсе не привлекал футбол. Но у него были способности, а амбиций у его отца-гваделупца было на целую футбольную команду.
«Я на него немножко давил», - скажет потом Антуан, а сынок, задумчиво глядя в стену, добавит: «Давил - это почти ничего не сказать». Впрочем, вряд ли сейчас у сына осталась какая-то обида на папу - давил, зато ведь выдавил! А иначе работал бы Тьерри вагоновожатым в парижском метро, как и сейчас делает его старший брат Вилли.
Однажды отца Анри даже уволили с работы за то, что он опоздал на смену на каких-то два часа, чтобы отвезти сына на тренировку. Работа - не волк, в Булонский лес не убежит, - здраво рассуждал папа с Гваделупы, делая ставку на сына, будущую звезду футбола.
Талант Тьерри Анри сразу бросался в глаза его первым детским тренерам. За мотивацию всецело отвечал отец (в уже процитированном рассказе Бабеля «Пробуждение» можно ознакомиться с методами) и постепенно дело пошло на лад. В сражениях в детско-юношеских лигах Парижа (в которых частенько играли темнокожие дети более старшего возраста, которые еще не имели нужных документов для игры с ровесниками) Анри закалился и, наверное, впервые порадовал отца. «Глядя на гигантов, против которых ему приходилось играть, я понял, что Thierry had the balls (переводить, наверное, нет нужды)» - с умилением вспоминает то время Антуан Анри.
Впрочем, иногда папаше приходилось вмешиваться в ситуацию, чтобы и в дальнейшем иметь возможность говорить вышеуказанную фразу. В одной из игр он выбежал на поле после грубого приема против сына и закатил такой скандал, что все закончилось грандиозной дракой. Команду потом пришлось сменить, но, что любопытно, вслед за семейкой Анри подался и главный тренер. Было тогда Тьерри всего 12 лет.
8. А уже в следующем году его увидел скаут «Монако» Арнольд Каталано и был настолько впечатлен, что подписал с ним контракт буквально мгновенно (даже без соблюдения необходимых формальностей). Агента можно понять - в той игре Анри забил все голы, все шесть. После этого Каталано забрал Тьерри от защитников-переростков без регистрации и пристроил в элитную академию Клерфонтен. Дальше все было уже предрешено, хотя небольшая проблемка все-таки возникла - с науками у малыша было туговато, даже не хотели брать в академию. Пришлось уговаривать строгих учителей, мол, ему же не диссертацию защищать, а в футбол играть. А миллионы свои он потом как-нибудь сосчитает.
Взяли и не пожалели. Хотя в академии он не считался самым талантливым, еще больше надежд возлагали на Николя Анелька, хотя тот и был почти на 2 года младше. «Николя, наверное, и сейчас считает себя более талантливым», - иронизируют английские аналитики, однако в плане самореализации Тьерри, конечно, продвинулся гораздо дальше.
В английском футболе Анри тоже не сразу нашел себя (тогда уже поговаривали, что он нигде себя не найдет). Только в 8-м матче Премьер-лиги он забил первый гол, потом опять «замолчал» на 4 тура. Но затем дело сдвинулось с мертвой точки и в конце сезона Тьерри наверстал упущенное, в итоге забив больше, чем забивал когда-либо за сезон - 17 в чемпионате и 8 в еврокубках. Пример этой адаптации Анри, кстати, в прошлом сезоне часто вспоминали в связи с игрой нашего Шевченко. Надо признать, что у Андрея адаптация проходит еще сложнее, впрочем, и прибыли в Англию они в разном возрасте.
А дальше все пошло для Анри удачно. Он стал настоящим королем «Арсенала», главной жемчужиной в короне и непререкаемым авторитетом для столь почитаемой Венгером молодежи.
6. Один сезон был успешнее другого, рекорд следовал за рекордом, награда, соответственно, за наградой. Четырежды он был лучшим бомбардиром Премьер-лиги, трижды признавался игроком года по версии журналистов и дважды - игроков и фанов. Дважды подряд выигрывал Золотую Бутсу (больше такое не удавалось никому). Анри забил больше голов, чем кто-либо в истории его достаточно легендарного клуба - за 8 сезонов в разных турнирах он забил 226 мячей в 364 играх. 5 сезонов подряд он не забивал в Премьер-лиге меньше 24 голов. Тьерри Анри входил и продолжает входить во всевозможные символические и не очень сборные, был включен в сборную последнего ЧМ, и даже Пеле разместил нападающего в своем списке 125 величайших из ныне действующих.
Со сборной Франции Тьерри стал чемпионом мира и Европы (еще за первое достижение удостоившись Ордена Почетного Легиона). Недавно Анри едва не стал чемпионом мира вторично, на этот раз приняв участие в финале. Всего одного гола Тьерри не хватает для того, чтобы догнать Мишеля Платини в списке бомбардиров французской сборной всех времен. В общем-то, чтобы не допустить этого, у Мишеля есть единственный выход - пожизненно дисквалифицировать Анри. Пост, в принципе, позволяет.
5. Как и многие темнокожие звезды футбола, Тьерри Анри является борцом с расизмом. Особенно обострилась борьба после известного инцидента с тренером сборной Испании Луисом Арагонесом, который мотивировал Рейеса сравнением Анри с «black shit». Это попало на камеру испанского ТВ, получило огласку и британские СМИ даже требовали увольнения Арагонеса, но испанцы всего лишь заплатили штраф.
Тьерри Анри после этого совместно с Nike затеял кампанию «Stand Up Speak Up». Встань и скажи, не сноси молча издевательства бледнолицых. В принципе, дело правильное. Расизм, дети, это плохо.
4. А теперь о том, что помогает простому темнокожему миллионеру переносить всю эту мерзость, неотделимую от нашего мира. Тьерри Анри, конечно же, большой фанат рэпа и может начитать реально о жизни в лондонских трущобах (а теперь уже и барселонских). Прокладывая логическую тропу, мы увидим и глубокий интерес Тьерри к НБА. Далее можно представить себе Тьерри в майке San Antonio Spurs возле супермаркета в Хэмпстеде. Впрочем, болеть за Сан-Антонио и лично своего друга и соотечественника Тони Паркера Анри теперь будет из Барселоны. Там тоже, наверное, показывают НБА, а живьем можно и на Евролигу сходить. Кстати, Тьерри довольно часто летает на решающие игры и в США.
3. Тьерри Анри сочетался браком в 2003-м году с английской моделью Николь Мэри (ее настоящее имя Клэр), с которой он вместе снимался в «вававумных» роликах Рено, о которых еще будет сказано. Спустя два года супруга подарила Тьерри дочь, которую назвали Теа. Рассуждая об имени для дочери Анри сказал, что ему понравилось греческое имя Теодора, а потом с грустью добавил - но все будут называть ее tea (то есть, чай). Впрочем, это соображение не остановило родителей.
Вообще, рождение ребенка сильно повлияло на футболиста. Он присутствовал при родах (из-за неправильного расположения плода пришлось делать кесарево сечение - об этом Тьерри сто раз всем сообщил, ибо его супруге было важно, чтобы все знали о необходимости операции), а потом сказал, что это событие круче всех его побед, с этим ничего не может сравниться и это лишило его дара речи (во что мало верится, учитывая количество сказанного). «Мы сделали это» - гордо закончил Анри, а следующий же гол отметил распальцовкой в виде буквы Т.
Когда форвард стал отцом, он вдобавок стал еще и домоседом. Хотя при этом заметил, что потерял интерес к ночным клубам еще в 21 год. «Одни и те же люди сидят за одними и теми же столиками», - так сказал Тьерри, но, тем не менее, продолжал ходить к своему одному и тому же столику еще целых 7 лет.
2. Любопытно, что своим худшим матчем Тьерри Анри считает игру в форме лондонского «Арсенала» против московского «Спартака» в сезоне 2000/2001. Еще любопытнее, что с такой тоской вспоминает француз не московский матч, в котором Титов, Робсон и Маркао разнесли канониров со счетом 4:1, а лондонский, в котором и «Арсенал» выиграл, и единственный гол забил сам Анри. Бывает и так.
«Худший матч? На этот вопрос легко ответить - это игра против московского «Спартака» на «Хайбери» в марте 2001 года, - вспоминает Тьерри, - иногда бывает, что я играю не лучшим образом, но тогда у меня вообще ничего не получалось, я просто не мог контролировать мяч. Не знаю, что со мной случилось, почему я был в такой ужасной форме, мне стыдно до сих пор. Хуже чувства я, пожалуй, не испытывал. Хотя мы все же сумели пройти в следующий раунд благодаря голу, который я забил головой в конце матча. Но я все равно понимаю, что выглядел не лучшим образом. Тогда тренер заменил Бергкампа, а не меня, и стадион освистал это решение. Я был согласен с публикой, я ведь все делал не так».
Пожалуй, болельщики красно-белых тоже не возражали бы против замены Анри, ведь тогда некому было бы забить за 8 минут до конца.
1. Тьерри Анри зарабатывает приличные деньги не только на футбольном поле, а и на съемочных площадках (такие сейчас времена). В прошлом году Тьерри занял девятое место в списке самых продаваемых футбольных брендов, причем, в первой пятерке оказались нынешние товарищи по команде - Роналдиньо, Это'О и Месси. В общем, с переездом в столицу Каталонии можно продвинуться и в этом плане. Среди богатейших игроков Премьер-лиги в прошлом году он был на восьмом месте с 21 миллионом фунтов.
Тьерри Анри успешно сотрудничал с самыми разными компаниями, к примеру, прошлым летом сменил Nike на Reebok, теперь он участвует в кампании «I Am What I Am». Ну а самым известным рекламным роликом стал «va-va-voom». При помощи этого слова Тьерри выражал восхищение Renault Clio и теперь «вававум» даже угодил в оксфордский словарь. Определение ученые мужи (наверное, все-таки, мотивированные вышеуказанной фирмой) подобрали такое - способность быть интересным, жизнерадостным и привлекательным.
Тьерри Анри здесь, как и на футбольном поле лишь исполнитель, но «вававумничал» он достаточно умело. Талантливые люди везде на месте.
А вот, собственно, один из этих роликов.
И просто голы Тьерри Анри
И прощание Тьерри Анри с фанами «Арсенала»