Кризис на всех уровнях

Итоги сезона: «Ильичевец»

В последние годы «Ильичевец» напоминал фруктовый сад, запущенный нерадивым хозяином. Какое-то время, несмотря на отсутствие должного ухода, он продолжал давать довольно-таки вкусные «плоды» (прошлый чемпионат мариупольская команда закончила на 4-м месте в турнирной таблице, добралась до полуфинала Кубка Украины). И этот факт успокаивал тех, кто должен в соответствии с занимаемыми должностями обрезать ветки, бороться с сорняками, следить за тем, чтобы росли и развивались молодые саженцы. «Если плоды есть сегодня, значит, будут и завтра» - такая логика просматривалась в действиях мариупольских садовников, а если называть вещи своими именами - людей, которые были наделены широкими полномочиями в «Ильичевце».

На мой взгляд, именно с этого стоит начинать размышление на тему «Почему мариупольская команда докатилась до предпоследнего места в высшей лиге?». Из старины глубокой к нам дошла очень мудрая сентенция, сформулированная нашими предками - рыба гниет с головы. К сожалению, в Мариуполе эта «голова» начала «гнить» не вчера и не позавчера. Если быть точнее, два с половиной года назад, когда «Ильичевец» в силу различных причин был вынужден покинуть Николай Павлов. Определенные личности в клубе очень ждали этого момента и даже в некоторой степени постарались приблизить его.

Не лишним, думается, будет напомнить суть этой истории. В ноябре 2004-го после того, как наставник «Ильичевца», мягко говоря, нелестно отозвался о работе арбитра в выездном поединке с «Металлистом», бюро ПФЛ приняло решение на неопределенный срок отстранить Павлова от исполнения служебных обязанностей. В двух оставшихся до конца первого круга матчах командой руководил Иван Балан, который долгое время работал ассистентом главного тренера. Не дожидаясь повторного рассмотрения своего дела футбольными инстанциями, Павлов написал прошение об отставке, которое было удовлетворено почетным президентом «Ильичевца» Владимиром Бойко.

Почему события развивались по такому сценарию? Почему Павлов по своей собственной инициативе решил покинуть клуб, который на протяжении семи с половиной лет рос и развивался во многом благодаря его стараниям и усилиям? Ответы на эти вопросы совсем недавно в одном из своих интервью дал сам Николай Петрович. «Посмотрите, как Игорь Суркис и Ринат Ахметов защищают своих тренеров - Анатолия Демьяненко и Мирчу Луческу, - говорил Павлов. - А меня в той ситуации, которая сложилась в конце 2004 года, не защитил никто! Никто из руководства клуба не выступил в мою поддержку!» Бездеятельность объяснялась тем, что уход Павлова был выгоден определенной группе лиц. Это была борьба за власть, за влияние и право принимать решения. Некоторым людям в руководстве мариупольского клуба давно не давал покоя тот факт, что Павлов обладает слишком широкими полномочиями. Они хотели командовать и под крышей футбольного клуба решать свои вопросы.

Обратите внимание, что после прощания с Павловым поиск нового наставника долго не затянулся. На эту должность (сначала с формулировкой «исполняющий обязанности») был назначен Иван Балан, который долгое время работал ассистентом главного тренера. Снова приходится констатировать, что так было выгодно тем людям, которые выиграли борьбу за власть. Ни для кого не секрет, что Балан, став «главным», получил далеко не все те полномочия, которыми обладал его предшественник. Он был просто тренером. В самом прямом смысле этого слова. А селекцию, клубную инфраструктуру и прочие организационные вопросы окончательно взяла под свой контроль группа «вице-президентов», «исполнительных директоров» и прочих должностных лиц.

Как они выполняли свою работу, не понаслышке знают все, кто по роду своей деятельности сталкивался с ФК «Ильичевец». Начнем с главных моментов. Итак, селекционная работа. Она для мариупольцев заключалась в подписании контрактов с теми футболистами, которые получили статус свободных агентов или стоили совсем недорого (уже в районе 100 тысяч долларов компенсация за трансфер считалась завышенной), плюс игроки, арендованные у «Шахтера».

О приобретении классных исполнителей на проблемные позиции речь вообще не шла. Иван Балан не уставал говорить о плохой реализации голевых моментов, о необходимости приобретения забивного нападающего. Что было сделано для решения проблемы? Ничего.

Приезжал, правда, прошлым летом в Мариуполь на переговоры Василии Сачко, но общего языка с руководителями «Ильичевца» так и не нашел. Что, впрочем, вполне понятно. Сачко точно не подходит под принцип «вроде неплохой игрок, а главное - недорогой», которого руководители «Ильичевца» придерживались в работе на трансферном рынке.

Из тех, кто был приобретен по такому шаблону, действительно значимым для «Ильичевца» футболистом стал лишь Олег Мазуренко. Прошлой зимой мариупольцы сделали неплохое приобретение в лице Владимира Олефира, но он получил травму и в концовке
чемпионата ничем помочь своей команде не мог, с большим старанием играл Александр Малыгин. А дальше сплошные вопросы. Время от времени попадали в основной состав Сергей Лащенков и Денис Кулаков, из-за травм не смог проявить себя в полной мере Игорь Скоба, по той же причине всю весеннюю часть чемпионата пропустил Руслан Ярош, ни одного гола на двоих не забили братья Акобяны. Еще около десятка исполнителей за последние два года сыграли в «Ильичевце» эпизодические роли. Подписывали контракты, проводили с командой все тренировочные сборы, а в официальных матчах выходили на поле от силы один-два раза.

В итоге всю тяжесть ответственности за результат тянули на себе одни и те же исполнители (Игорь Шуховцев, Александр Мальцев, Андрей Конюшенко, Олег Краснопёров, Дмитрий Есин, Эдуард Цихмейструк), а игра команды в нынешнем сезоне потеряла былую легкость и непредсказуемость. Мариупольцам часто не удавалось выдерживать темп, предложенный соперниками, приходилось даже на своем поле играть вторым номером, пытаясь найти свое счастье в контратаках. Такая тактика могла бы приносить успех при наличии в передней линии парочки быстрых, техничных футболистов, которые могли бы убежать от защитника, разобраться с вратарем. В «Ильичевце» таких исполнителей не было и, учитывая принципы трансферной политики, быть не могло.

В этом отношении наставник команды Иван Балан оказался в тупике. Наверное, и в его работе были какие-то просчеты. Возможно, что-то было сделано не так во время летнего межсезонья, которое в год проведения чемпионата мира получилось непривычно долгим. Возможно, стоило больше доверять молодым исполнителям, которые долгое время «мариновались» в дубле и «Ильичевце-2», и где-то отступить от сложившихся стереотипов, проявить жесткость. Но с другой стороны, стоит признать, что Балан оказался заложником той политики, которую осуществляли господа вице-президенты. Если бы они каждые полгода делали по два-три стоящих приобретения, не сомневаюсь, что опытный тренер, чья квалификация сомнений не вызывает, сумел бы создать такую команду, в отношении которой не пришлось бы говорить, как о претенденте на вылет.

Со старым багажом навыков и умений «Ильичевец» неплохо стартовал в чемпионате (после четырех туров мариупольцы с 7 очками в активе занимали 5-е место в турнирной таблице), но потом пошли матчи с лидерами, дали о себе знать проблемы с комплектацией, и команда вошла в пике на целых 10 туров. За это время азовцы набрали лишь два очка и оказались в «подвале». Как оказалось, всерьез и надолго. На мой взгляд, зимой «Ильичевец» еще можно было спасти. Провести нормальную работу на трансферном рынке, ввести в основной состав пять-шесть новых футболистов, встряхнуть тем самым старожилов команды, заставить всех работать на пределе возможностей. В такой ситуации мариупольцы могли бы поправить свое турнирное положение.

Но за зиму в «Ильичевце» ничего существенным образом не изменилось. На просмотре побывало около двух десятков футболистов, остались в команде семеро, но, как уже говорилось выше, только Олефир и Малыгин (кстати, оба защитники!) сумели закрепиться в «основе». Все так же хромала атака, голы давались с большим трудом. Весной в семи матчах под руководством Ивана Балана мариупольцы не одержали ни одной победы. После этого началась тренерская чехарда, больше похожая на агонию. Ни Александр Червоный, ни Юрий Керман поднять тонущий корабль со дна были не в силах. Они тоже стали заложниками допущенных ранее ошибок в комплектации, работе на трансферном рынке...

Хотя что это я все о селекции да трансферах? Как будто в остальном работа в «Ильичевце» организована на высшем уровне. Вопросов хватает. Не уделяется должного внимания деятельности пресс-службы, совершенствованию официального сайта клуба, чей дизайн и содержание не выдерживают никакой критики, не проводятся акции для привлечения болельщиков на стадион. Остаются незамеченными инициативы людей, которые по-настоящему любят футбол. Как можно было не оценить. например, ту работу, которую провели бывший пресс-атташе клуба Сергей Катрич и статистик Александр Бояренко? Очень сложно представить, сколько сил и времени они потратили, чтобы собрать газетные материалы, уникальные фотографии, свидетельства очевидцев, которые легли в основу книги по истории мариупольского футбола. Как к этой работе отнеслось руководство клуба?
Первый том издания вышел тиражом 200 экземпляров, второй - 300, при этом в свободной продаже их приобрести нельзя. Презентации не было, никакой благодарности авторам...

Разговор о «странностях» существования «Ильичевца» можно продолжать долго, если вспомнить о подготовке резерва, работе футбольной академии (где ее выпускники?), которая содержится на средства того же многожильного металлургического комбината имени Ильича, о том, как мариупольскую команду покидали Владимир Яксманицкий, Валентин Платонов, Эдуард Цихмейструк и Андрей Конюшенко... Все это звенья одной цепи, результат того, что в клубе нет сильных менеджеров, иными словами - управляющих, которые могли бы организовать деятельность футбольного клуба в соответствии с требованиями нашего времени. Очень хочется верить, что в Мариуполе поймут это хотя бы после того провала, который пережил «Ильичевец» в совсем недавно завершившемся сезоне.

Дмитрий КУШНИРОВ, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Теннис | 09 января 2025, 06:00 20

В ночь на 9 января состоялась жеребьевка основной сетки австралийского мейджора