Слава из-за океана
Безработный двухкратный чемпион НБА Станислав Медведенко рассказал о своих радостях и злоключениях
- 23 июня 2007, 17:00
- |
- 805
- 0
Один из лучших украинских баскетболистов, по традиции, отпуск проводит в Киеве. Нынче он самостоятельно поддерживает форму и ждет предложений от клубов НБА, где отыграл семь сезонов. Свою карьеру в Америке Медведенко начинал в «Лос-Анджелес Лейкерс», дважды в его составе стал победителем Ассоциации, а минувший сезон провел в «Атланте Хоукс».
Разговор у нас начался с самой горячей темы - недавнего финала НБА, в котором «Сан-Антонио» не оставил ни малейшего шанса «Кливленду» и в четвертый раз за последние девять лет стал чемпионом.
- Ничего из ряда вон выходящего не произошло, - считает Слава (именно это имя должно было значиться в его паспорте, если бы не банальная ошибка при оформлении документа. - Ю.Д.). - «Сан-Антонио» на сегодняшний день действительно является лучшим клубом Ассоциации, на стороне «Шпор» огромный опыт. Что касается «Кливленда», то, на мой взгляд, игроки этой команды элементарно не выдержали напряжения финальных встреч. Да и по составу «Кавалеристы» слабее. У них есть гениальный Леброн Джеймс, неплохо смотрится Жидрунас Иглаускас, но в баскетбол-то играет команда, а не один человек.
- Слава, вам не раз приходилось противостоять на площадке тому же Джеймсу или лидеру «Шпор» Тиму Данкану. В чем феномен этих спортсменов?
- Прежде всего они безумно талантливы, что проявлялось еще в глубоком детстве. Кроме того, настоящие звезды свои природные данные приумножают колоссальной работой на тренировках, ведь на одном Божьем даре далеко не уедешь. Нужно оттачивать мастерство каждый день и никогда не останавливаться на достигнутом. Все великие спортсмены каждый раз находят новую мотивацию для побед.
- Если не возражаете, вернемся к неприятным событиям марта 2006 года, когда вас освободили из «Лейкерс». Все-таки в этом клубе вы завоевали два чемпионских перстня...
- Я бы не сказал, что уход из «Лейкерс» негативный момент, который так уж не хочется вспоминать. Все шло к разрыву контракта: я был травмирован, а клуб нуждался в усилении. Дело в том, что в составе команды не может быть более 15 человек, вот меня и отзаявили. Ведь до конца сезона на площадку я выйти уже не мог, поэтому у руководства «Лейкерс» не было никакого смысла держать в команде баскетболиста, чей контракт по окончании сезона истекал.
Между прочим, боссы лос-анджелеского клуба в минувшее межсезонье предлагали подписать новый контракт, но я решил сменить обстановку. Все-таки шесть лет в одном коллективе - это большой срок.
- Какое повреждение заставило вас лечь на больничную койку?
- Мне сделали сложную операцию на спине. Врачи говорили, что после таких травм большинство спортсменов вообще завершают карьеру, мне же удалось выкарабкаться и снова выйти на площадку.
- Помнится, некоторые средства массовой информации распространили новость по поводу того, что вы страдаете сердечной недостаточностью.
- Это произошло после того, как я потерял сознание в лифте гостиницы. Причиной стало банальное переутомление. У меня закружилась голова, что может произойти с любым человеком. Ну а прессе только дай повод...
- Как вы поддерживали форму после травмы?
- Работал по индивидуальной программе. Некоторое время тренировался в Америке - у меня за океаном есть друзья, которые предоставляли зал. Потом перебрался в Киев, где занимался со своим первым тренером Александром Коваленко. Кстати, этому человеку я и обязан своей карьерой. Именно Александр Дмитриевич привел меня в баскетбол, заприметив на улице. В школьные годы я выделялся высоким ростом, вот он и пригласил в свою секцию. Правда, попал туда я только с его второй попытки. Сначала и не думал играть в баскетбол. И даже назвал тренеру неправильный домашний адрес. Но Коваленко оказался настойчивым и все-таки разыскал меня. На сей раз я уже прятаться не стал и теперь очень благодарен Александру Дмитриевичу.
- Немалую роль в вашей судьбе сыграл и президент БК «Киев» Александр Волков, во многом благодаря которому вы оказались в «Лейкерс». А вариант с «Атлантой» возник случайно не с его помощью? Ведь в бытность игроком Волков несколько лет выступал за этот клуб.
- У Александра Анатольевича в Атланте осталось много знакомых и связей. Но мой переход произошел без его помощи. Контракт с «Ястребами» - это работа моего агента Марка Флэшера. Это довольно влиятельный человек в НБА, ведущий дела многих известных баскетболистов - к примеру, самого полезного игрока плей-офф-2006/2007 Тони Паркера.
Еще во время предсезонной подготовки мы с генеральным менеджером «Хоукс» Билли Найтом договорились, что как только я наберу форму после операции, подпишу контракт до конца сезона. В канун Нового года - 28 декабря -- мы и скрепили соглашение подписями. Кстати, когда я играл в «Лейкерс», матчи против «Атланты» мне практически всегда удавались. Наверное, это тоже сыграло свою роль.
- Были ли у вас предложения из других клубов?
- Велись переговоры еще с несколькими представителями НБА, звали в итальянские команды, испанскую «Уникаху», очень настойчив был греческий «Олимпиакос». Однако после шести сезонов в НБА мне не хотелось возвращаться в Европу. В Америке потрясающая атмосфера вокруг матчей. Тамошний баскетбол - словно игра с другой планеты.
- Вы перебрались из мегаполиса в весьма скромный по сравнению с Лос-Анджелесом город. Адаптировались сразу?
- Особых сложностей не было. Атланта тоже немаленькая, к тому же большую поддержку мне оказала семья Александра Волкова.
- За время, проведенное в Лос-Анджелесе, у вас наверняка появилось много друзей. Вы даже свой дом за несколько миллионов долларов продали одному из российских хоккеистов.
- Это произошло еще до того, как я расторг контракт с «Лейкерс». Получилось совершенно случайно. Александр Фролов из «Лос-Анджелес Кингз» решил приобрести хорошее жилье, я же во втором доме особо не нуждался, вот мы и оформили сделку. У меня просто было два коттеджа, теперь остался один. Вполне достаточно.
- В хоккейном клубе «Атланта Трешерс» тоже выступают игроки из стран бывшего СССР - наш Алексей Житник, россияне Илья Ковальчук, Вячеслав Козлов... Вы успели познакомиться с ними?
- Пообщаться толком ни с кем не удалось. Свободного времени не было, да и знакомство с новым городом прошло не в один день. Пока осваивался, уже и сезон подошел к концу.
- Сменив «Лейкерс» на «Атланту», вы существенно потеряли в деньгах. После лос-анджелесских трех с лишним миллионов не обидно было подписывать контракт на сумму, если верить Интернету, в 865 тысяч долларов за год?
- Эта цифра не соответствует действительности. На деле я получал еще меньше, но финансовый вопрос на первое место не ставил, а просто хотел играть. Главным было - вернуться в баскетбол.
- В составе «Атланты» вы выступали под номером «3», хотя ваш любимый «14-й», под которым играли в Украине, «Лейкерс» и сборной, был свободен...
- Просто захотелось что-то поменять. Новый коллектив, новый город, новые задачи ну и заодно новый игровой номер. Почему именно тройка? Я особо не размышлял по этому поводу, просто сестра посоветовала остановить выбор именно на этой цифре.
- Насколько ощутима разница популярности баскетбола в Лос-Анджелесе и Атланте?
- Контраст просто огромен! «Лейкерс» является культовой командой не только в Калифорнии, но и во всей Америке. За нее болеют голливудские знаменитости - Джек Николсон, Сильвестр Сталлоне, с которыми мы, бывало, после матчей перебрасывались парой фраз. Внимание таких суперзвезд лишний раз рекламирует «Лейкерс» по всему миру. В каждом городе США у команды множество поклонников, так что поддержка ощущалась и во время выездных поединков. Кроме того, в пользу «Лейкерс» говорят и богатые традиции: на протяжении долгих лет другой задачи, кроме как стать чемпионом, у коллектива не стоит.
Что касается «Хоукс», то клуб выступает в таком городе, где собраны все профессиональные команды. Баскетбол, хоккей, американский футбол, бейсбол, американский мини-футбол
(есть и такая игра) - все эти виды спорта представлены Атлантой в своих лигах. А еще там хотят организовать клуб по соккеру - обычному футболу. Так как город не настолько огромен, как Лос-Анджелес, его жителям приходится отдавать предпочтение какому-то одному виду спорта. Поэтому «Ястребы» и не столь популярны. Впрочем, это касается всех команд, выступающих в Атланте. Негативно сказывается и тот факт, что ни в одной лиге тамошние клубы не идут в лидерах - типичные середняки.
- В Атланте жильем не обзавелись?
- В этом не было смысла, так как по контракту я должен был отыграть за «Хоукс» всего полгода. Я с семьей снимал квартиру, никаких проблем в Америке с этим нет. С покупкой, а затем и возможной продажей недвижимости только лишние хлопоты.
- За семь лет, проведенных в Америке, вы не привязались к местным видам спорта? Хоккеист Дмитрий Христич, к примеру, неплохо играет в гольф.
- Я никогда не пробовал приобщиться к клюшкам для гольфа, меня не прельщает этот вид спорта. По телевизору могу посмотреть «Супербоул» - финал американского футбола, а также бейсбольные поединки серии «Мировая лига». Пожалуй, все.
- Сейчас у вас закончился контракт. Какие планы на будущее?
- Ситуация прояснится не раньше августа-сентября. Сейчас я тренируюсь по индивидуальной программе с Александром Коваленко. Где я в итоге окажусь? Скажу так: клубы Старого Света меня не прельщают, так что рассчитываю продолжить карьеру исключительно в НБА.
- При первой же возможности вы приезжаете в Киев, А ведь большинство спортсменов, долгое время проведя за океаном, как, к примеру, россияне Александр Могильный или Сергей Федоров остаются в Канаде или США навсегда.
- Я сейчас, можно сказать, живу на два дома. Полгода провожу в Америке (как я уже говорил, у меня есть дом в Лос-Анджелесе), полгода здесь. Что будет по окончании карьеры, пока не думал. Но, скорее всего, вернусь в столицу Украины, все-таки в Киеве у меня родители, друзья. Это моя родина.
Юрий ДАНИЛОВ, газета «Киевские ведомости»