Пост освобождается?
Главный тренер сборной Украины готов написать заявление об уходе
- 12 мая 2007, 17:00
- |
- 557
- 0
С главным тренером сборной Украины Александром СЕУКАНДОМ мы встретились на следующий день после бесславного проигрыша «сине-желтых» австрийцам (4:8). В Сокольниках, где базировалась наша ледовая дружина во время ЧМ-2007, наставник украинцев уделил «КОМАНДЕ» достаточно внимания, откровенно отвечая на самые животрепещущие вопросы.
- Александр Юрьевич, сборная Украины по делу выбыла из высшего дивизиона?, -- задаю первый вопрос нашему «рулевому».
- (После паузы) Да. Хотя была надежда, что мы обыграем датчан на первом этапе и сохраним прописку в элитном дивизионе. Как и в былые годы мы все-таки одержали одну победу на турнире, но не над тем соперником и не в том раунде.
- На чем основывались ваши надежды на благополучный исход по итогам турнира?
- Практически все ребята принимали участие в декабрьском и февральском этапах Еврохоккей-челлендж, что позволило им за короткий промежуток времени обрести взаимопонимание и командный дух. Я рассчитывал, что на таком масштабном турнире командный дух усилится в несколько раз, но этого не произошло. Очень не хотелось, чтобы история с вылетом сборной Украины была связана с фамилиями хоккеистов, которые, возможно, последний раз выступали за сборную в высшем дивизионе. Понятно, что первой в «черном» списке будет значится фамилия Сеуканда, не сохранившего команде прописку в элите, но ведь в истории неизменно останутся и имена хоккеистов, с которыми национальная команда выбыла в низший эшелон. Кому нужна такая cлава?
«Игроков как инвентарь не купишь»
- Как считаете, сколько хоккеистов сборной Украины не соответствовало уровню чемпионата мира?
- Я бы так не ставил вопрос, поскольку у нас произошел не отбор исполнителей, а набор. На турнир поехали все те хоккеисты, которые дали согласие выступать за сборную Украины. Как их можно упрекать? Считаю, даже этому составу было по силам обыгрывать Данию на первом этапе. Увы, травма Игоря Карпенко объективно ослабила нашу команду, но сваливать всю вину на Александра Федорова или Вадима Селиверстова, который физически был не готов к турниру такого уровня, не в моем праве. Все-таки играли не одни вратари, а команда.
- Если бы у вас была возможность вернуться на старт ЧМ-2007, что бы вы изменили или исправили в подготовительном процессе?
- К сожалению, машины времени не существует, поэтому даже задним числом ничего вернуть невозможно... Впрочем, считаю, молодых Егора Егорова, Владимира Алексюка и других игроков «Сокола» можно было бы смелее привлекать в национальную сборную. Может, по мастерству они и уступали бы нынешним сборникам, но, по крайней мере, рвение и мальчишеский задор в их действиях точно бы присутствовали. Все-таки в «топку» иногда следует что-то подбрасывать, дабы у всей команды затем глаза горели и сердце билось учащенно.
- Что вас больше всего разочаровало в действиях своих подопечных? Кто сыграл ниже своего уровня?
- Прежде всего, разочаровал результат. Еще в Киеве перед чемпионатом нам предрекали свидание с первым дивизионом, хотя, повторюсь, надежда на положительный исход жила во во мне не безосновательно.
- В чем вы, как главный тренер, видите свою ошибку на турнире в Москве?
- Мне следовало быть пожестче по отношению к своим тренерским принципам и требованиям. Моя вина в том, что не смог донести до игроков их игровые функции на льду, объяснить, как в «Соколе», зачем требуется выполнение тех или иных заданий.
- Вам не позавидуешь: у «Сокола» сезон провальным вышел, и сборная Украины не удержалась в элите. Черный сезон какой-то получился...
- К этому все шло на протяжении всех девяти лет, что мы принимали участие в высшем дивизионе чемпионата мира. Мы оттягивали свою участь до последнего, но рано и поздно наш вылет должен был произойти. Вдвойне обидно, что мы покинули высший дивизион сразу же после того, как у руля украинского хоккея стало новое руководство ФХУ. Благодаря ему у нас не было никаких материальных трудностей перед чемпионатом мира. Все то, что мы пожелали, нам предоставили, но ведь игроков, как в супермаркете инвентарь, не купишь.
«Украинский хоккей находится в загоне»
- Быть может, в сборной были проблемы не материального, а психологического характера?
- Это нужно у ребят спросить. Скажу только, что мы постоянно проводили плановые собрания с разбором полетов, просмотров предыдущей игры и анализом собственных ошибок, но это все плановые мероприятия. Единственное, что прошло спонтанно, перед матчем с Норвегией лидеры команды, так называемая инициативная группа, собрались без тренерского состава и по-мужски поговорили между собой. А мы, в свою очередь, поддерживали связь в телефонном режиме во главе с президентом федерации Анатолием Брезвиным. Кроме того, не могу не отметить, что тренерский штаб сделал все возможное, чтобы встряхнуть команду в нужный момент, перепробовал все варианты: это и вышеупомянутая индивидуальная беседа игроков, разговоры один на один с хоккеистами, перетасовка звеньев, универсализация наших игроков, используя некоторых как в защите, так и в нападении. Другие методы воздействия на хоккеистов мне не известны. Не садить же кого-то, или самого себя на электрический стул. Бывает, что игроки ставят себя в такие рамки, что ни о чем, кроме хоккея, не думают. Но это удавалось далеко не всем, хотя условия, предоставленные сборной Украины, позволяли игрокам сосредоточиться только на игре. Некоторые перестроиться не смогли.
- Александр Юрьевич, на ваш взгляд, сможем ли мы уже через год вернуть себе место в элитном дивизионе?
- Я уже говорил в интервью одной из российских телекомпаний: это не сватовство -- вышел и сразу вошел. Люди, которые знакомы с хоккеем не поверхностно, знают, что украинский хоккей находится в загоне. Среднее звено хоккеистов у нас пропало, но я стараюсь подключать к выступлениям в том киевском «Соколе» молодых игроков. Однако сейчас меня больше волнует другое. Как бы новое руководство федерации не охладело к хоккею, к тем программам, которые они хотят воплотить в жизнь. Я хочу верить в то, что даже неудачное выступление нашей команды не повлияет на выполнение поставленных задач ФХУ. Конечно, если бы мы сохранили прописку в высшем дивизионе, в Украине было бы легче развивать и популяризировать хоккей.
- И все же, на что можно рассчитывать через год болельщикам сборной Украины? Многие ведущие хоккеисты заканчивают свою карьеру. Есть ли у нас достойный резерв?
- Будет очень сложно, но для того, чтобы выполнить эту задачу, нужно уже сейчас занимать селекционной работой, составить расширенный список игроков, которые могут помочь национальной команде, начинать вести с ними переговоры, а не собирать сборную в последний момент. Я практически уверен, что перед командой будет стоять только максимальная задача. Согласитесь, Украина со своими хоккейными ресурсами, опытом, не может выступать на задворках мирового первенства. Конечно, появись в сборной нынешнего созыва все сильнейшие, остаться в элите было бы намного проще.
Между прочим, за девять лет, что Украина выступала в элите, у нас в стране не было построено ни одного хоккейного спортсооружения. Быть может, сейчас, когда команда показала отрицательный результат, в нашей стране начнется движение в поддержку развития хоккея. А не так, как в былые годы: мы приезжали с позитивным результатом, сборную поддержали или покритиковали, а затем вновь наступала тишь да гладь.
«Возможно, я напишу заявление по собственному желанию»
- Александр Юрьевич, поставленную перед нами цель сохранить прописку в высшем дивизионе команда не выполнила. Какие оргвыводы последуют?
- Сейчас нужно приехать в Киев, осмотреться, осмыслить все, что произошло на чемпионате мира. Возможно, я напишу заявление по собственному желанию -- такой вариант не исключен. Конечно, я несу огромною ответственность за результат, но мои «почитатели» не дождутся того, чтобы я повесился.
- Готовы ли вы покинуть свой пост главного тренера национальной сборной?
- Место главного тренера я пожизненно не покупал, поэтому последнее слово останется за исполкомом федерации хоккея Украины (ориентировочно заседание состоится в конце мая. -- Прим. авт.).
- Не испытывали ли вы давление со стороны Федерации хоккея Украины?
- Наоборот, команда чувствовала только поддержку, начиная с самого первого дня подготовки к чемпионату мира. Со всеми озвученными мною кандидатами в сборную руководство Федерации согласилось, а единственным вопросом было привлечение в команду тренера-консультанта. Я ответил отказом, так как есть тренерский штаб, который должен выполнять свою задачу. А что требовать от потом от тренера-консультанта? Я этого не знаю и не понимаю. Если руководящий орган не согласен с тренерской политикой тренера, меняйте его и отдавайте все полномочия консультанту, или новому наставнику.
- Кого же вам «навязывали» в консультанты?
- Это два известных российских специалиста.
- Один из них Александр Якушев?
- Да, но он работник российской Федерации хоккея, так что не мог принять предложение из Украины.
- А вторая кандидатура?
- Михайлов Борис Петрович.
- Александр Юрьевич, а вы можете себе представить на посту главного тренера сборной Украины иностранного специалиста, не знающего русского языка? По такому пути несколько лет назад пошли белорусы, пригласившие к себе американца Глена Хэнлона.
- Такой вариант возможен, но для этого нужны серьезные финансовые стимулы. Но я не думаю, что уважающий себя специалист, дорожащий своим имиджем, согласится приехать на пустое место. Тренер должен сначала изучить свое будущее место работы.
Вячеслав ВОЛКОВ, газета «КОМАНДА»