Юрий ЧЕБАН:«С приходом Булатова финансирование прекратилось»

Олимпийский чемпион рассказал о том, как в стране обстоят дела с греблей, и не только об этом

В среду, 25 июня, гостем редакции Sport.ua стал олимпийский чемпион Лондона-2012 по гребле на каноэ Юрий Чебан. Он рассказал о подготовке к чемпионату мира, об Олимпиаде и многом другом
- Были проблемы с проведением чемпионата Украины. Как сейчас обстоят дела?
- Нас тоже коснулась ситуация в стране. Это больше связано с финансированием. Соревнования провели, несмотря ни на что, потому что это были отборы на официальные соревнования. Один турнир был в апреле - Кубок Днепра, откуда можно было попасть на Кубок мира, а второй турнир прошел в мае - чемпионат Украины, где был отбор на чемпионат мира в России.
- Вы собираетесь ехать на чемпионат мира? Многие спортсмены бойкотируют соревнования в России.
- Легче всего сказать «я не еду». Как по мне, то лучше поехать и наказать их там. Я готов выигрывать его! Нужно наказывать на дистанции, лучше всего, когда российская команда остается сзади. У меня сейчас лодка разрисована в виде ракеты, хочу туда еще кое-что дописать. Сокращения всем известные.
- Политическая ситуация повлияла на вашу личную подготовку?
- Что сказать? Нормальная у меня подготовка. Не хочу углубляться в подробности.
- Как изменилась ваша жизнь после Олимпиады? Вы почувствовали, что это был пиковый момент?
- Нет, ничего особенного. Это соревнования, которые уже прошли. На тот момент были эйфория, пик возможностей и популярности, но это все прошло. Нужно двигаться дальше, мы же не музыканты. В спорте нужно постоянно доказывать, что ты самый сильный.
- Был ли у вас выбор вида спорта в детстве?
- Я занимался балетом, танцами, каратэ, боксом. У меня большой опыт в спорте. В гребле все получалось сразу, я подхватывал на лету все навыки, после чего уже начал заниматься с опытным тренером. Я влился в струю серьезных и перспективных ребят, и дальше пошло-поехало. Был момент, когда я хотел бросить все это дело, потому что в Одессе такого вида спорта фактически не было. Остался в гребле лагодаря моему тренеру, который был фанатом свое дела, вытаскивал меня из дому на тренировки, заставлял заниматься.
- Почему пропускали тренировки?
- Тренировка у меня была после школы, на нее надо было ехать на трамвае, троллейбусе и пешком идти. Дорога занимала около полутора часу. Иногда хотелось и сачкануть, ведь три часа на дорогу плюс еще там заниматься. Был переломный момент, когда мой тренер передал меня более опытному, и я перебрался в Южный выступать за одесский припортовый завод. Я переехал в Южный, учился там, поэтому деваться некуда было.
- Когда был первый успех, после которого вы решили, что точно не бросите греблю?
- Я в 2000м-м году начал заниматься, в 2003-м я стал призером по юношам, а в 2004-м я поехал на Олимпиаду. Каждый год было улучшение результатов. Когда в 2002-м году я выиграл чемпионат Украины, тренер сказал, что будет толк с меня.
- Сложилось впечатление, что больше всего «золото» Олимпиады хотела ваша мама, а не вы…
- Дело в том, что мама сама занималась греблей, но в свое время сделала выбор в пользу учебы, поэтому у нее остались какие-то нереализованные амбиции. Моя победа на Олимпиаде была для нее очень важна.
У меня таких амбиций нет, у меня все идет планомерно - чемпионат Европы, мира, Олимпиада.
- Что вы чувствовали в Лондоне, когда чуть не сбились в финале?
- Это не передать словами. Это был бы страшный провал. Готовишься четыре цикла, две тренировки в день, по 2,5-3 часа - и все это ради тех 40 секунд, когда проходишь дистанцию. Не знаю, что было бы, если б дал слабину в конце…
- Вы эмоциональный человек, как вы сосредотачиваетесь?
- Мы ездим по турнирам, чемпионаты мира и Европы. Все эти гонки - хорошая тренировка, за счет этого привыкаешь к различным напряжениям эмоционального характера. Любой спортсмен меня поймет, что нужно бороться с предстартовым мандражем. Нужно взять себя в руки и вспомнить, как ты работаешь на тренировках.
- Какие были для вас самые важные соревнования?
- После Олимпийских игр как-то успокаиваешься. Приходится самого себя толкать вперед. Были на Кубке мира, где я не попал в финал. Мне настучали по одному месту, это подстегивает к новым победам.
- Как обстоят в Украине дела с греблей? Кого вы можете назвать своими конкурентами?
- У нас есть много хороших ребят. Один из них - Максимчук Александр из Ровенской области. Есть молодой парень Алтухов, который очень перспективный. Стал чемпионом Украины на 500 метров. Вадим Ципан. Есть борьба. Первые соревнования в апреле я проиграл Максимчуку, сейчас я у него выиграл. Конкуренция - это хорошо, растет результат.
- Насколько ощутимы проблемы с финансированием?
- На сборы и соревнования мы ездим за свой счет. На сбор на человека уходит около пяти тысяч гривен, это на 20 дней. С момента прихода Булатова в марте у нас прекратилось финансирование. Не выделяется ни копейки - ни на сборы, ни на соревнования.
В марте должны были ехать в Италию, нам эту поездку отменили. Потом в Днепропетровске, поехали на Кубок мира за свой счет, сейчас опять сборы в Киевской области, опять же - платим сами.
- А как обстоят дела с зарплатами или стипендиями?
- Тоже задерживают.
- Вам уже сколько задерживают?
- Сейчас, если бы не один скандал, который произошел тоже с олимпийской чемпионкой, то задержали бы с марта.
- Задерживают, но, тем не менее, платят?
- Если приходишь и добиваешься. Если бы, опять же, не скандал, то задержали бы.
- А Вы лично обращались куда-нибудь? У Вас, все-таки, имя - на Вас как-то должны отреагировать в министерстве. Возможно, просто позвонить или написать?
- А кому? Булатову?
- Хотя бы Булатову, у него заместителей очень много стало.
- Целая гора заместителей, а толку никакого. Ну, вроде бы, говорят, что деньги есть в бюджете, но никто этим не занимается. Говорят, что все дрожат за свои места и никто ничего не хочет делать.
- А что касается призовых, которые были обещаны после Олимпиады, они были выплачены?
- Мы тогда еще удачно попали до всех этих печальных событий. Но сейчас, я слышал, ребятам еще не все выплатили, частями выплачивают.
- Это еще с летней Олимпиады?
- Нет, с зимней.
- Вам обещали квартиры за золото.
- Это все дали.
- Вам дали квартиру в Одессе?
- Да.
- Мы Вас поздравляем, потому что не всем дали после зимней.
- Многим дали. Я не со многими общаюсь. Но знаю, что девочкам-академисткам, Олимпийским чемпионкам, дали квартиры в Днепропетровске, в одном доме, по-моему.
- Чтобы не разлучались.)) А у Вас есть амбиции бороться за золото в Рио или как всё складывается в связи с нынешней ситуацией?
- За золото в Рио, конечно, да, потому что это престиж нашей страны, это очень важно. Но в этом году у меня больше амбиций не проиграть россиянам, чем выиграть потом. Потому что нам сказали, что никаких премиальных не будет. Просто гоняемся ради своего удовольствия.
- Было уже официальное заявление, что никаких премиальных не будет? Все-таки, любые мировые или европейские первенства должны как-то премироваться.
- Ну, Вы знаете, как у нас в стране все это делается - разговоры разговорами, а потом так и сделают. Все равно, когда ты едешь, ты не думаешь, каким ты заедешь; ты думаешь только о том, чтобы показать максимальный результат и проехать по своим сегодняшним силам, и пройти так, чтобы другие завидовали.
- Будем надеяться, что так и будет! А у нас есть вопрос от гостя: есть ли у Вас своя тактика прохождения на 200 и 500 метров? Если есть, то какая?
- Тактика простая. Не буду долго говорить. На 500 метров тактика совсем другая - идет раскладка дистанции: по 100 метров, потом 200 метров идет прокат, средний ход, и потом 150 метров уже идет финиш. 200 метров - там никакой раскладки нет, нужно взять старт и до финиша так и валить.

- 200 - Ваша коронка? Вам удобнее 200, когда «взял со старта и валить»?
- С каждым годом меняется. Начинал я с 1000 метров. В 2003 году, как я уже говорил, я стал призером мира среди юношей, как раз 1000 метров тогда было. Следующий год я тоже по 1000 ходил и выигрывал. Потом постепенно перешел на 500, а вот сейчас уже 200. На всех дистанциях у меня были хорошие результаты, хорошие показатели. На данный момент, конечно, 200 метров, потому что это Олимпийская дистанция. Ну и 1000 тоже, но невозможно совмещать эти две дистанции, потому что у них разные свойства. Для 1000 метров нужны стайерские способности, а это совсем другая наработка на тренировках. А 200 метров считается супер-спринт, это совсем другое направление работы.
- А в каком графике Вы сейчас живете до чемпионата мира? Как часто у Вас тренировки? Есть какая-то специальная диета? Как это все происходит?
- Как обычно перед соревнованиями, мы тренируемся 2 раза в день, в общем, 10 тренировок в неделю. По средам и по субботам - по полдня, в воскресенье - выходной, чтобы хорошо восстановиться перед новой нагрузочной неделей. Плюс сауны релаксирующие, плюс массажист, который подготавливает тело к еще большим нагрузкам, плюс диета - у нас есть повар, который готовит специальное меню, но без излишеств: каши, мясо, салаты, - все, что нужно для хорошего роста, для калорийности, для хорошей работы.
- А с кем Вы обычно ездите на соревнования? Кто в Вашей команде? Только тренер и Вы или есть еще массажисты, медик, кто-то еще? Говорят, психологи даже бывают? Или у Вас всего этого нет?
- Был бы это футбол, то ездил бы психолог, медик, массажист и еще массажист, который бы разминал массажиста, чтобы тот не уставал. Это я отвлекся. Мы ездим втроем: я, тренер и массажист - обязательная троица. Это если мы не ездим с основной сборной командой. Если едет сборная, то едет медик и три массажиста.
- На всю сборную?
- Да.
- В детские школы сейчас кто-то приходит?
- Сейчас в Южном, где я живу и тренируюсь, есть молодежь, которая занимается. Я пообщался с ребятами со школ, который сказали мне, что после Олимпиады народ повалил заниматься. Естественно, летом всегда был интерес, но сейчас есть и те, кто зимой занимается. Даже показывают кое-какие результаты.
Совместно с НОК мы раздавали атрибутику, у детей загорались глаза, через пару дней даже приходили и говорили «Я хочу быть как Юра Чебан». В больших городах тяжело говорить о ситуации.
- Гребля дорогостоящий вид спорта?
- В Южном, например, есть все условия для этого. Благодаря заводу есть и лодки, и весла. Поэтому нужно только желание.
А вообще, последняя модель стоит 2-3 тысячи евро. С такой лодкой можно быть «крутым перцем». Если ты бережно относишься к ней, то хватит одной лодки на соревнования и тренировки.
- Где можно заниматься греблей в Украине?
- А где угодно. У нас за греблю денег не берут. Есть школа в Южном, Днепропетровске, Ковеле, Полтаве - это самые «зубры».
К сожалению, в Украине нет ни одной базы, которая отвечала бы европейским стандартам. Либо есть вода, но нет условий для проживания, питания. Нам нужно все в комплексе. Поэтому мы ездим на подготовку заграницу - Португалия, Италия. В радиусе километра есть водоем, жилье, сауна, тренажерный зал, питание…

Беседовала Татьяна ЯЩУК,
Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 23 ноября 2024, 09:00 18

Уход в другую команду этим исполнителям нужен, прежде всего, чтобы не загубить карьеру…

Комментарии