Луис АДРИАНО: «Не прочь снова продлить контракт с Шахтером»
Нападающий «Шахтера» дал интервью накануне финала Кубка Украины против «Динамо»
- 15 мая 2014, 09:04
- |
- 1328
- 1
- Объявившись в Донецке в марте 2007 года, могли тогда предположить, что спустя семь лет по-прежнему будете выходить на поле в футболке «Шахтера»?
- Нет, конечно. Первый контракт был подписан на пять лет, и я не думал, что придется его продлевать.
- Когда заканчивается действующее соглашение с клубом?
- Летом 2015 года.
- И что дальше?
- Я не прочь снова пролонгировать контракт. Однако последнее слово - за клубом.
- В 19 лет, наверное, было трудно решиться на вояж в Украину?
- Я бы так не сказал. Нежный возраст ничуть не помешал мне сразу принять самостоятельное решение, сказать «да» селекционерам «Шахтера» и отправиться в Донецк.
***
- На чем основывалась ваша уверенность, что все сложится хорошо?
- Во-первых, я знал мнения соотечественников, которые уже играли в «Шахтере» и отзывались о клубе исключительно хорошо. Кроме того, была информация из других достоверных источников, подсказывавшая, что я собираюсь сделать правильный шаг в карьере.
- Всем донецким бразильцам задаю одинаковый вопрос: если бы вы знали, что в «Шахтере» не будет ни одного соотечественника, - приехали бы сюда?
- Интересно, что вам отвечают?
- Чаще всего присутствие других бразильцев называют одним из ключевых аргументов при выборе в пользу донецкой команды.
- Я о себе ничего подобного сказать не могу. Даже если бы оказался единственным бразильцем в «Шахтере», - все равно приехал бы. Кстати, я не знал, сколько моих земляков здесь находилось на тот момент.
- Знаю, что в «Шахтере» вам пришлось поменять игровое амплуа. На какой позиции выступали в своем первом клубе - «Интернасьонале»?
- Под нападающими. В «Шахтере» Мирча Луческу выдвинул меня на острие атаки. Пришлось переучиваться, развивать новые навыки.
- Трудно было?
- Да, особенно поначалу. Целый год ушел на адаптацию к команде. Плюс смена амплуа. Плюс освоение системы Луческу. И еще: не верьте, если какой-нибудь бразильский футболист начнет вам рассказывать, как он легко привык к холодам. Это будет пустая бравада.
***
- Насчет холодов - охотно верю без лишних слов. А вот о системе Луческу, пожалуйста, чуть подробнее. Не вы первый признаетесь, что к ней сложно приноровиться, а некоторым игрокам, как показывает опыт «Шахтера» последних лет, это сделать и вовсе не удается…
- Чем дольше я работаю с Луческу, тем больше задаюсь вопросом: почему он не родился бразильцем? Мистер словно создан для работы с бразильскими игроками. При том, что природа заложила в нас немало общих футбольных достоинств, в каждом можно отыскать не меньше индивидуальных качеств, требующих отдельного подхода. У Луческу это очень здорово выходит. Его тренерский дар, знания и опыт помогают игрокам осваивать систему, хотя всем нужно определенное время, сразу ни у кого не получается.
Даже при том, что мне удалось сравнительно быстро постичь основные игровые принципы нашего наставника, первых голов за «Шахтер» пришлось ждать целый год. Скажу так: стиль игры горняков - тренерское лицо Луческу.
- Сформулируйте в двух словах, в чем заключается этот стиль?
- В двух не получится. Лучше в одном: атака! Луческу требует от нас наступательной, зрелищной игры, которая, с одной стороны, строится на комбинациях, заученных на тренировках, с другой - на разумной импровизации каждого футболиста.
- Если судить по степени доверия к вам со стороны Луческу, можно считать Луиса Адриану фаворитом главного тренера?
- Луческу любит всех футболистов. Всех одинаково хвалит за хорошую игру и сурово ругает за промахи. Но при этом не исключаю, что ко мне у него действительно особое отношение. Потому что я попал в его руки 19-летним мальчишкой и благодарно впитывал все, чему он меня обучал. А к прилежным ученикам учителя обычно относятся с особой симпатией, разве не так?
***
- Визитная карточка форварда - забитые голы. Сравнительно недавно, после матча чемпионата Украины против «Динамо», вы покинули поле НСК «Олимпийский» в звании «сотника». Из ста (теперь уже с хвостиком) голов за «Шахтер» легко распознать самый значимый - «Вердеру» в финале последнего Кубка УЕФА пять лет назад. Я прав?
- Да, других вариантов нет. На стадионе в Стамбуле Всевышний к нам благоволил, однако поставил условие: «Шахтер» по сюжету игры был обязан забить в ворота «Вердера» не меньше двух мячей. Мы с Жадсоном поделили эту работу на двоих: я ее сделал в начале матча, мой партнер - ближе к концу. Это были не просто голы - вехи в истории клуба. К результату стремилась вся команда, а забивать выпало нам с Жадсоном. Такое невозможно забыть.
- Виталий Старухин, Михаил Соколовский, Андрей Воробей - знакомые имена?
- (Смеется). Вы немного опоздали с викториной. Имена и фамилии игроков, забивших по сто и более голов за «Шахтер» до меня, уже успел выучить наизусть.
- На абсолютный рекорд Воробья - 114 мячей за карьеру в «Шахтере» - посягнуть собираетесь?
- В этом сезоне уже точно не успею. В следующем - попробую.
***
- На представление перед матчем с донецким «Металлургом» вы вышли с маленькой дочкой на руках. Что это означало?
- Для футбольного сообщества - ничего. Лично для меня - возможность осуществить задуманное: запечатлеть себя и Алисию на «Донбасс Арене» в присутствии зрителей. Такого фото и видео в нашем семейном архиве прежде не было. Должен признать, что мы, бразильцы, сентиментальны.
- Болельщики подчас очень жестко критикуют игроков, в чем вы лично могли удостовериться не раз за время пребывания в Донецке. На ваш взгляд, обратная реакция возможна? Если да, то при каких условиях?
- Выходя на поле, футболисты не всегда могут предъявить зрителям сто процентов своих возможностей, и это вызывает негативную реакцию трибун. Но стоит команде заиграть зрелищно и результативно, как на смену свисту приходят овации. Понятно, что болельщики всегда ждут побед, однако, по-моему, они еще должны понимать команду: если она борется изо всех сил, футболисты действуют на грани самопожертвования, то даже в случае поражения они не заслуживают осуждения.
- Вам не приходилось сталкиваться с проявлениями расизма со стороны болельщиков?
- Бог миловал.
***
- В свое время ходили разговоры, будто Луис Адриану позитивно отнесся бы к приглашению в сборную Украины. Под этим слухом есть какая-то подоплека или это просто пиар?
- Уже много лет нахожусь в стране, поэтому, считаю, мог бы сыграть за сборную. И если я об этом сам говорил, то прошу воспринимать всерьез.
- Вы готовы поменять гражданство?
- Да, с этим не будет проблем.
- Это правда, будто черту под клубной карьерой вы готовы подвести в Бразилии?
- Прежде всего, я был бы счастлив сделать это в «Шахтере», который мне так много дал. Это главное желание.
- «Норшелланн» часто вспоминаете?
- (Улыбается). Вспоминаю нечасто, но точно никогда не забуду.
- Вас тогда, что называется, переклинило?
- Нет. Просто я не видел начала эпизода и побежал забивать, как говорится, «на автомате».
- Всеобщую обструкцию со стороны приверженцев fair play тяжело переживали?
- Неприятно было. Получил кучу «дружеских» посланий через социальные сети. Что поделаешь: это тоже часть карьеры, в которой не может быть все гладко. По-моему, тяжесть моего проступка облегчила победа «Шахтера» со счетом 5:2. Дисквалификация всего на один матч от УЕФА была также следствием моего искреннего раскаяния. Более суровой кары я вряд ли заслуживал.
***
- Насколько изменился на ваших глазах чемпионат Украины?
- Эволюция произошла довольно серьезная. В командах появилось много мастеровитых иностранных игроков, повысивших уровень турнира. «Шахтер» должен быть готов к новым вызовам, которые делает чемпионат.
- Как влияет на вас сегодняшняя взрывоопасная ситуация в Украине?
- Что касается футбола, то не очень влияет. Однако то, что происходит за пределами стадионов, оптимизма не прибавляет. Очень горестно видеть, как гибнут люди. Это тяжело и печально для любого нормального человека.
- Как вы разгоняете тоску, боретесь с плохим настроением?
- Самый лучший способ - проводить время с семьей и друзьями.
- Судя по вашему досье, за «Интернасьонал» в Бразилии юный Луис Адриану сыграл всего 12 матчей, в основном, выходя на замену. На этом основании можно говорить, что как футболист вы сформировались в Донецке?
- Не можно, а нужно. Да, как профи я начинался в Бразилии, однако как игрок всего достиг в «Шахтере».
- Так уж и «всего». Вы выступали за молодежную сборную Бразилии, а намека на национальную команду не возникало никогда?
- Нет. Отчасти могу объяснить это тем, что ни один тренер в мире не имеет такого широкого выбора игроков, как тренер сборной Бразилии.
***
- Ваш великий соотечественник Эдсон Арантес ду Насименту, он же Пеле, однажды сказал, что «золотой возраст футболиста - 28 лет». Вам сейчас 27…
- (Улыбается). Надеюсь, слова Пеле окажутся пророческими, и через год наступит мой персональный золотой век.
- Поддерживаете отношения со своими бывшими одноклубниками Фернандинью и Виллианом, которые удостоены чести сыграть на чемпионате мира в Бразилии?
- Время от времени разговариваю с Фернадинью, а вот с Виллианом контакт утерян. Что касается участия в мундиале, то в равной степени рад за обоих.
- Бернард тоже поедет на чемпионат мира. Судя по всему, он любимец Сколари, однако в «Шахтере» никак не может выйти на достойный уровень игры. Как думаете, почему?
- Да, Сколари любит Бернарда за его игровую манеру. Что касается «Шахтера», то здесь игрок еще пребывает в периоде адаптации к украинскому футболу в целом и к системе Луческу в частности. Все еще впереди. Не сомневаюсь, что Бернард скоро выйдет на требуемый уровень в клубе.
***
- Кроме всех прочих регалий, Луис Адриану носит титул лучшего бомбардира «Шахтера» в еврокубках. По значимости эти голы для вас намного выше, чем все остальные, забитые в Украине?
- По значимости - пожалуй. По сложности - не уверен. В еврокубке обе команды, как правило, играют в атакующий футбол, а в Украине соперник в полном составе подчас отходит назад - так что не подберешься к воротам. Самый свежий пример - кубковый матч в Черкассах, где мы были вынуждены оставаться на поле лишние полчаса, чтобы переломить ход событий в свою пользу.
- В феврале «Шахтер» уступил «Виктории» в Лиге Европы, потому что вам уже неинтересно играть в этом турнире?
- Ошибочный вывод. Хотя разница между Лигой чемпионов и Лигой Европы действительно существенная. Но что касается неудачного противостояния с «Викторией» - это был несчастный случай. Сыграв вничью в гостях, мы не сумели реализовать свое подавляющее преимущество дома, да еще умудрились пропустить на «Донбасс Арене» два гола. Разумеется, они перевесили 15 голевых моментов, созданных у чешских ворот. Однако это не значит, будто «Шахтер» несерьезно отнесся к турниру. Просто удача от нас отвернулась.
- Будучи признанным бомбардиром в «Шахтере», вы впервые в этом сезоне ввязались в спор за «Золотую бутсу» Украины с соотечественником Жуниором Мораэсом из донецкого «Металлурга». Насколько важна для вас победа в этом соревновании?
- Конечно, она не сопоставима с победой «Шахтера» в чемпионате, тем не менее, не скрою, тоже желанна. Особенно если учесть, что этого приза у меня никогда еще не было.
Спорт-Экспресс в Украине