Западный акцент украинского чемпионата
Как рождаются деньги. Перспективы. Что же будет дальше?
- 04 декабря 2006, 17:00
- |
- 3354
- 0
Футбол на телевидении - продукт высшего спроса на рынке рекламы во всех развитых странах Мира. Многомиллионные спонсорские контракты, высокие телерейтинги, забитые до отказа трибуны стадионов. Все это является надежным финансовым фундаментом английской Премьер Лиги, итальянской Серии А и даже Премьер Лиги России. Телетрансляции матчей национальных чемпионатов приносят миллионные доходы не только организаторам, но и самим клубам. Как это? В этой статье мы попытаемся раскрыть некоторые секреты футбольной коммерческой кухни.
Как рождаются деньги
Итак, заглянув "за бугор" и ознакомившись с маркетинговой деятельностью Чемпионатов Англии, Италии, Франции и соседней России, можно прийти к выводу, что главным залогом финансового успеха любого Чемпионата является единый телевизионный "пул" (в переводе с английского - "соглашение между конкурентами"). По-простому говоря - это объединение футбольных клубов в одно целое ради общего успеха. В итоге выигрывают все участники соглашения: Чемпионат и участвующие в нем клубы. А главное, имидж футбола страны в целом.
За объектом исследования далеко ходить не пришлось. Наше Национальное первенство под названием "Союз-Виктан Чемпионат Украины по футболу" также имеет свой пул! Хотя этот пул был сформирован совсем недавно, но стоит отметить, что разум в украинском футболе победил. А это означает, что коммерческая привлекательность украинского Чемпионата вовсе не такая низкая, как кажется, и повышаться она должна с каждым сезоном. Может быть это смешно звучит, но как показывает практика, наличие спонсорского брэнда (в нашем случае "Союз-Виктан") в названии Чемпионата Украины говорит о многом. Если податься в статистику ранее обращаемых на себя внимание чемпионатов и заглянуть в современные учебники по спортивному маркетингу, можно со стопроцентной уверенностью сказать, что наличие Титульного спонсора - это первый шаг к дальнейшим перспективам. По крайней мере, небезызвестные западные чемпионаты в свое время начинали именно с этого.
Западный акцент.
Вернемся к нашему родному "Союз-Виктан Чемпионату Украины по футболу". Когда на экранах телевизоров стало появляться все больше спортивных телеканалов и "западного" футбола, наш Чемпионат просто стал терять телезрителя. Хотя, что тогда можно было увидеть - один, максимум два матча за неделю. В связи с этим "хозяин" в лице Профессиональной Футбольной Лиги принял кардинальные меры по спасению своего детища под названием Чемпионат Украины по футболу. В первую очередь был найден маркетинговый партнер в лице компании "Медиа Спорт Промоушен", которому совместно с ПФЛ суждено было творить историю по-новому, как говорят, с западным акцентом.
В ходе работ по созданию в Украине единого пула, матчи Чемпионата сезона 2005-2006 г. были разведены по турам в 2 игровых дня. Также заранее стало утверждаться время начала матчей, что привело турнир к стабильности аудитории и постепенному увеличению рейтингов футбольных трансляций. А именно эти рейтинги являются главным фактором в поиске инвесторов.
Перспективы
Но звезды с неба не падают, также как и деньги. Спонсор маштабно не шел в украинский Чемпионат. Но все-таки МСП удалось сделать продукт. Главное, что обращало на себя внимание, так это значительное увеличение украинского футбола на телевидении и рост телерейтингов.
По окончании 15-го Чемпионата Украины по футболу, коммерческие дела зашевелись в лучшую сторону. В наш футбол впервые пришел Титульный спонсор, а с ним и увеличение количества и качества телетрансляций. Что мы имеем по окончании первого круга чемпионата нынешнего: 64 матча в прямом эфире украинских и российских (НТВ+) телеканалов и 120 по итогам сезона. По словам Генерального директора МСП Сергея Харченко, в 2007-2008-м годах мы увидим минимум 150 матчей национального первенства, что составляет 200% роста по сравнению с количеством трансляций 2005 года.
Что же будет дальше?
Как видим, потенциал для прогресса у Чемпионата Украины есть. Что же до недостатков, так их, следует признать, хватает. Главными из них являются: полупустые трибуны на матчах, посредственное состояние стадионов, уровень квалификации футбольных комментаторов и спортивных корреспондентов. Но если посмотреть глазами оптимиста, строительство ультрасовременных стадионов в Донецке, Днепропетровске, Запорожье, большой интерес у других городов к строительству новых стадионов перед возможным Евро-2012 в нашей стране, а также повышение интереса к Чемпионату Украины и "чистка" изживших себя кадров на телевидении, дает большие надежды на то, что через несколько лет мы увидим итальянскую Серию А на полях Украины.
Детально проанализировав коммерческую ситуацию в нашем Чемпионате, можно сказать: мы пока далеки от Запада, но стоим на пороге революции развития. Развития профессионализма. Как видим, первый большой шаг уже сделан. Теперь главное не оступиться и не сбавлять темп. Будем ждать. Ведь шоу должно продолжаться.
Денис Давыдов