Нет хозяина - нет стадиона, или Петра Первого на вас нет

Свой «Олимпийский» появился и в России

Футбол в последние 10-15 лет как на Украине, так и в России сформировался на государственном уровне в качестве народного утешения (причем, в отличие от РФ, у нас только на этот вид спорта денег и хватает). Для обеих стран текущее десятилетие знаменуется большим футбольным турниром - у нас Евро-2012 уже прошел, в России чемпионат мира будет в 2018 г.

Хилая наша инфраструктура тянется к прекрасному, стимулируемая желанием не оконфузиться перед миром, а вот у чиновников зачастую совсем иные чаяния. В результате вместо отвлечения от реальности путем погружения в мир футбола болельщик еще глубже в ней погрязает, когда читает о фантастических суммах, потраченных на стадионы.

Настоящего хозяина никто не обворует

Надо сказать, стадионный вопрос - один из немногих, в которых Украина в последние годы опередила Россию, обзаведясь своим собственным, пусть иногда и негативным, опытом по этому поводу.

Любопытно, что те арены, которые у нас строились за государственный счет, пережили многие сложности. О том, сколько загадочных действий было во время реконструкции НСК «Олимпийский», после смены власти много рассказывал вице-премьер по вопросам Евро-2012 Борис Колесников. Были сравнения с шикарными новыми стадионами Европы, только догоняли мы Запад по истраченным деньгам, а не по полученному качеству.

Не меньше наделали ошибок с проектами и подрядчиками и львовяне, если, конечно, это называть ошибками, а не какими-то другими терминами, обычно используемыми представителями правоохранительных органов.

Получается, что у фразы «государство не может быть эффективным собственником», которую так часто употребляют сторонники приватизации, есть работающее ответвление.

И как пример иного отношения к делу - частная инициатива. Здесь можно вспомнить «Донбасс-Арену» Рината Ахметова. Упомянуть новый стадион «Черноморец» в Одессе, который был построен на средства хозяина клуба Леонида Климова и открыт за полгода до Евро, хотя сам футбольный чемпионат приморскому городу не доверили. К успешным можно отнести и харьковский пример, где в том числе государственные деньги тратились под присмотром инвестора, тогдашнего президента «Металлиста» Александра Ярославского.

Как говорил работодатель Леона-киллера, «если хранить деньги в банке, его могут ограбить, а меня не ограбит никто». Так и тут, настоящего хозяина никто не обворует, а вот у государства дитя остается без глазу.

Летающих тарелок не бывает - питерцы знают точно

Мы свое Евро, впрочем, худо-бедно пережили, а вот россияне, добившиеся права проведения чемпионата мира по футболу 2018 г., судя по всему, идут по украинским следам. Во всяком случае в плане сооружения стадионов. Показательна ситуация в Санкт-Петербурге, где деньги на новую арену тратятся вот уже пять лет, а результата все нет.

Наилучшее название новому стадиону, в свое время не придуманное, теперь можно было бы позаимствовать у премьер-министра Дмитрия Медведева. Стадион «Позор». Именно позорным назвал Дмитрий Анатольевич питерский долгострой, побывав осенью прошлого года на стройплощадке. В то же время граждане России уже не первый год используют и более крепкие слова в отношении этого проекта.

Как иначе реагировать на тот факт, что с 2006 г. стоимость арены с 6,7 млрд. руб. (250 млн. долл.) доросла до 43,8 млрд. (1,4 млрд. долл.). И на то, что дата сдачи объекта с конца 2008 г. сдвинута в конец 2016-го. Такими темпами можно и к чемпионату мира не успеть.

Конечно, столь феерическое подорожание стадиона можно смягчить, признав несуразной первую цифру. Что и сделали чиновники еще четыре года назад. Выяснилось, что первый проектировщик, японец Кисе Курокава, задумавший построить на месте бывшего стадиона им. Кирова новую арену в форме летающей тарелки, и его Kisho Kurokawa architects & associates «подсчитали стоимость работ на коленке» (по меткому выражению президента «Зенита» Александра Дюкова). Эксперты со стороны оценивали проект в 20 млрд., и осенью 2008-го к этой цифре подошли официально. Правда, компания Олега Дерипаски «Инжтрансстрой», выбранная для завершения проектирования и строительства стадиона, дала 30% скидки, и стоимость контракта составила не 18, а 13 млрд. руб. Иногда на протяжении этой эпопеи стадион «Зенита» дешевел, но по принципу «шаг вперед, два назад».

Дальше основными факторами торможения оказались недостатки японского проекта и необходимость увеличить вместимость стадиона с учетом заявки России на проведение чемпионата мира. Вспомнили в Северной Пальмире и о требованиях международных футбольных организаций к стадионам. Говорилось об изменениях в проекте, касающихся бизнес-зон, расширения проходов для зрителей и т.д. Странно ли то, что многое было неучтено, если, по словам гендиректора первого подрядчика стройки, компании «Авант», Григория Фельдмана, «никакого проекта не было», а «был просто рисунок стадиона, эскиз, созданный, бесспорно, великим архитектором». Кстати, Кисе Курокава ушел из жизни в 2007 г.

Возникает вопрос: как в том числе подрядчик «Авант» работал над реализацией такого весьма приблизительного проекта? И какой проработанности можно было от него ожидать, если стоимость была подсчитана «на коленке»? При этом, когда в 2010 г. за перепроектирование взялся «Моспроект-4», подрядчику пришлось демонтировать ненужные элементы стадиона.

Дальше недостатки устранялись, а стоимость росла. Работы замирали в ожидании новых решений проектировщиков, и это логично, чтобы по крайней мере не приходилось переделывать. Открывались все новые ужасающие подробности, например, что в Питере болотистая почва. А еще, что в городе на Неве ветрено и холодно, может выпасть много снега, и его должна выдержать спроектированная раздвижная крыша. На этап адаптации «полета мысли» Курокавы и его летающей тарелки к реалиям местного климата были потрачены годы и миллиарды рублей. В общем, получился не космический корабль, а какая-то черная дыра. Но только ли северный климат всему виной?

Один стадион по цене десяти

К 2012 г., когда стоимость стадиона даже по сравнению с 20 млрд. увеличилась более чем в два раза и уперлась в потолок упомянутых 44 млрд., стали все чаще говорить о коррупции. Председатель комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Госдумы Игорь Ананских по этому поводу практически процитировал Юрия Деточкина: «Думаю, что деньги действительно воруют. Кто, сколько и на каком уровне - надо разобраться. Согласен, что стоимость стадиона превысила все допустимые мерки».

С тем, чтобы разобраться, кто и сколько, пока не получается. Депутаты Законодательного собрания Петербурга обратились по этому поводу в Счетную палату РФ и контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга. Результаты этой проверки обещают представить только летом. Впрочем, первые ласточки уже имеются. В ноябре главный специалист комитета по строительству города Александр Литвиненко заявил, что теперь стоимость арены составляет 37,7 млрд. Снова подешевел стадион именно в результате ревизионных мероприятий. При этом, по мнению губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, «нет оснований полагать, что что-то украдено». Учитывая, когда г-н Полтавченко приступил к работе, возможно, это именно тот случай, когда «все уже украдено до нас».

А у кого украдены деньги? Хотя средства на стадион выделяются из городского бюджета, но поступают они от налогообложения дочерних компаний «Газпрома», спонсора «Зенита». Эти «дочки» были специально для этого зарегистрированы в Питере. Поэтому «Газпрому» есть что ответить, когда городские власти кидают камни в огород этой компании. В частности, когда местные депутаты обращают внимание, что спонсор «Зенита» только на двух футболистов - Халка и Витцеля - минувшей осенью потратил 80 млн. евро, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер резонно отвечает, мол, «город уже получил финансовые средства на десяток самых современных стадионов». В любом случае «Газпром», если верить рекламе, является народным достоянием, следовательно, граждане России имеют все основания не понимать, почему за их деньги так плохо строится столь дорогой объект.

Андрей КРИКУНОВ, еженедельник «2000»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 02 мая 2024, 12:21 7

Наставник может не доработать до конца сезона

Комментарии