«Для победы над Кличко Поветкин должен меня возненавидеть!»
Год назад Цзю взялся опекать Поветкина и, по словам очевидцев, уже добился потрясающего прогресса
- 24 января 2013, 08:59
- |
- 24 января 2013, 09:00
- 7345
- 15
…Наш разговор состоялся в новогодние праздники в одном из киевских ресторанов. Признаться, был ошарашен, увидев его там в компании десятка веселых лиц, поскольку ныне вся жизнь Цзю расписана буквально ежеминутно. «Приехал лично поздравить друзей с Новым годом, - пояснил легендарный боксер. - У меня много отличных приятелей в разных уголках бывшего СССР, в том числе и в Киеве. В этом прекрасном красивом городе я чувствую себя как дома! Жаль, что уже завтра улетаю…» Зацепившись за слово «завтра», мне удалось добиться согласия насчет интервью в этом же месте. Цзю не подвел, оказавшись там точно в оговоренное время. Лихо расправившись с фруктовыми блинчиками, суперзвезда мирового бокса излучал неимоверную энергию, которая тут же «зарядила» весь наш разговор…
МОЕ ДЕТСТВО КОНЧИЛОСЬ В 9 ЛЕТ
- Костя, ваша кипучая натура не может не вызывать восхищение! Вот и с обедом вы расправились за каких-то пару минут…
- Это сила привычки. Она выработалась еще в годы активной боксерской карьеры. Я без тренировок просто физически не могу. Каждый день хожу в спортзал, провожу там по несколько часов. Еще бегаю. Потому был и остаюсь эдаким «живчиком».
- Еще бы! 26 нокаутов в 34 боях - даже многие супертяжи о таком могут только мечтать…
- Стиль, которого я придерживался, всегда нравился публике. А я старался боксировать прежде всего для зрителей. Раз люди платят деньги, значит, нужно работать как можно красивее и эффектнее. Но при этом не терять свой шанс. Улучил мгновение, попал - и выиграл.
Кстати, так и в обычной жизни. Не стоит долго раздумывать, сомневаться, прицениваться. Нужно спешить жить! Постоянно преодолевать себя, что-то доказывать, бороться… Просто плыть по течению - это не про меня.
- Об этом свидетельствует даже название недавно изданной вами книги - «Костя… И вечный бой»…
- Вот-вот! Разве жизнь - это не вечный бой? Я начал понимать это уже с девяти лет, когда родители отвели меня в секцию бокса. На этом мое детство закончилось. А с 12 лет, начав тренироваться дважды в день, побеждать самого себя приходилось постоянно. Вставал в пять утра и бежал в зал. Затем школа и вновь боксерские перчатки. Но я считаю, что это правильно. Человек с детских лет должен искать себя, заниматься чем-то серьезным, развиваться. Поэтому зорко следил и за тем, чтобы у моих детей каждый день был загружен так же, как когда-то у меня. Так что в пять утра они уже были на ногах, а строго в девять вечера наступал отбой.
- Не протестовали?
- Они знали, что со мной нельзя спорить. Правда, чтобы руку на них поднять - никогда! Это когда пацаны маленькие были, мог нашлепать.
- Получается, они сами охотно шли по вашим стопам…
- К сожалению…
- Почему это?
- Раньше они занимались футболом, и весьма небезуспешно. Как вдруг старший Тимофей мне заявил: «Папа, я хочу стать боксером!» И это почти в 15 лет… Я не стал его отговаривать, хотя осознавал, что ему будет очень тяжело. Ведь Тимофею из-за постоянного сравнения со мной придется «держать планку», опуститься ниже которой он не имеет права.
- Так ведь, насколько я знаю, он ее и держит…
- Сказать откровенно, Тимофей поднял ее еще в три годика. Была такая история… Они с дедом устроили шуточный спарринг. Мой папа на мгновение отвлекся, и сын… выбил ему челюсть! Что называется, попал в самую точку. Вот с тех пор и держит. Особенно последние три года, когда решил сменить футбольный мяч на боксерскую грушу. За это время он провел более 30 боев и ни одного не проиграл.
- Конечно, имея такого папу-тренера!
- А я его не тренирую! Безусловно, даю советы, но не вторгаюсь в процесс обучения. Моя цель - правильно направлять его развитие. Не хочу навязывать ему свой стиль ведения боя. Пусть сам ищет индивидуальную уникальную «визитную карточку». Как, кстати, и младший Никита, который тоже перебрался с футбольного поля в боксерский зал. Уверен, только это может привести их к чемпионским вершинам.
- Тимофею уже 18, на него впору обратить внимание тренерам сборных Австралии или России…
- Нет, любительский бокс нам не интересен. А вот профессиональный - очень даже! Думаю, если Тимофей продолжит работать с таким же рвением, как все последние годы, и будет постоянно прогрессировать, то его ждет славное будущее. Естественно, я буду его опекать, выполнять функции менеджера, дабы он по молодости лет не наделал присущих многим его сверстникам ошибок. Но вмешиваться в тренерский процесс не собираюсь. Во всяком случае - пока…
РЕЦЕПТ ПОБЕД И ТРЕНЕРСКОЕ КРЕДО
- Зато вы вмешались в этот самый процесс у Александра Поветкина, и весьма небезуспешно. Что заставило вас все-таки заняться тренерской деятельностью?
- Сашу я знаю очень давно, и всегда видел в нем огромный потенциал. Поэтому, когда год назад у его тренера Александра Зимина случились проблемы со здоровьем, и меня попросили помочь Поветкину подготовиться к следующему поединку, я с радостью согласился. Чувствовал, что могу серьезно помочь ему с точки зрения стратегии и тактики боя. Однако не собирался и не собираюсь менять его стиль, благодаря которому Саша стал олимпийским чемпионом и чемпионом мира в профессиональном боксе. Хватает других аспектов. Вот, скажем, за недолгое время нашей работы он уже прибавил порядка 50% в «физике» и 35-40% - в тактическом мышлении.
- Вы - жесткий тренер? Наверняка, как не жалели самого себя, так не жалеете и его?
- А как иначе?! Я и сейчас себя не жалею. Как я смогу что-либо объяснить Саше, если сам буду физически неготовым? Поэтому, считайте, мы тренируемся вместе. Но Поветкина не нужно подгонять. Он мне доверяет, и после своей недавней яркой победы над Хасимом Рахманом, кажется, окончательно убедился в справедливости моих требований к нему.
Другое дело - еще один мой подопечный Денис Лебедев. Тот страдает непунктуальностью, может опоздать на тренировку: мол, в «пробке» застрял. Хотя тот же Поветкин почему-то всегда является вовремя. Да и в моей методике занятий Денис, очевидно, сомневается. Часто переспрашивает, постоянно о чем-то раздумывает. Поэтому и прогрессирует не так заметно, как Саша.
- Всемирная боксерская ассоциация обязала менеджеров Поветкина к 17 января договориться о поединке с представителями Владимира Кличко. В противном случае в этот же день должны пройти промоутерские торги. Как думаете, их бой все же состоится?
- Это вопрос не ко мне. Я всего лишь тренер. Моя задача заключается в том, чтобы Саша был готов к поединку. Причем не только физически, но и морально.
- Вы что, правда верите, что Поветкин способен победить Кличко?!
- Это некорректный вопрос. Если бы я не верил, что Саша сможет выиграть у Володи, то грош мне цена! Безусловно, сделать это архисложно. Я хорошо знаю братьев Кличко и очень их уважаю. Поэтому признаю, что сегодня они действительно сильнейшие. Но моя работа с Поветкиным в том и заключается, чтобы покончить с доминированием украинских супертяжей!
- Каким образом?
- Работать нужно. Даже не работать, а пахать. Пахать, пахать и пахать! Поверьте, у Саши есть потенциал, чтобы победить Володю. Но его нужно раскрыть!
- Времени для этого хватит? Ведь поединок, по всей вероятности, состоится уже в апреле…
- Открою вам секрет: есть одно средство. Я буду «нагружать» Поветкина так, чтобы он меня возненавидел. Чтобы он полностью лишился комфорта, в котором пребывает сегодня. Чтобы не имел ни секунды покоя. Если я этого добьюсь - Саша выйдет на бой в идеальной готовности. Он будет гореть желаем получить за эту «пахоту» должное вознаграждение, и для победы над Кличко сделает даже больше того, что может на самом деле. Вы знаете другой рецепт успеха? Я не знаю. По-моему, только так можно стать великим чемпионом.
- Есть вероятность, что поединок может состояться в Киеве на НСК «Олимпийский»…
- Отлично! Бой при десятках тысяч зрителей - мечта любого нормального боксера. Впрочем, ныне Поветкина это должно волновать в двадцатую очередь…
МОЙ ПИТОН ЕЩЕ ДЕТЕНЫШ
- Если бы можно было вернуться в детство, вы бы все равно выбрали бокс?
- Однозначно! Меня сразу же заинтриговал ринг. Конечно, пришлось рано повзрослеть, но не жалею об этом. К тому же с 15 лет, благодаря спорту, начал зарабатывать деньги. Помню, как принес домой первую зарплату - 180 рублей. У меня тогда родители вдвоем столько не зарабатывали…
- Олимпийское золото 1992 года могло бы умножить ваше благосостояние в десятки раз. Но на Игры в Барселону вы не поехали…
- Действительно, я бы наверняка выиграл Олимпиаду. Но вспомните, какое тогда наступило время. Развал Советского Союза заставил хорошенько обдумать свое будущее. Ведь сразу после победного чемпионата мира 1991 года я получил предложение переехать в благополучную во всех аспектах Австралию. Откажись тогда - второго предложения могло не последовать. И я согласился. О чем, впрочем, никогда не жалел.
- Австралия стала вашим вторым домом, хотя вы всегда подчеркивали, что ваш адрес - Советский Союз…
- У меня очень много друзей, которые всегда готовы принять в гости в России или Украине. А в их распоряжении - мой австралийский дом (четыре этажа на семь уровней, в 300 метрах от моря. - Прим. С.Д.).
- А еще ваш маленький зоопарк...
- Это преувеличение. Хотя… Несколько лет назад умер мой любимый краб - я долго по нему горевал. Зато жив-здоров трехметровый питон. Я его Джейком назвал. В память о боксере Джейке Родригесе по кличке TheSnake- Змея, после победы над которым я получил свой первый пояс IBF. Это было в 1995 году. А через год я взял себе Джейка. Кстати, питоны - долгожители. Лет по 80 живут, так что мой еще детеныш.
ХАТТОН УДАРИЛ МЕНЯ НИЖЕ ПОЯСА
- Возвращаясь к боксу, назовите ваш наиболее знаковый успех…
- Звание абсолютного чемпиона мира среди профессионалов, которое я завоевал 3 ноября 2001 года в Лас-Вегасе, нокаутировав во втором раунде знаменитого Заба Джуду. Это история, которая останется на всю жизнь. На тот момент боксеров, одновременно владевших поясами WBC, WBAи IBF, было не так уж много.
Но самая трудная победа получилась в 1994 году над Эктором Лопесом. После боя утром открыл глаза - темно. Они так заплыли, что свет не пробивался. Руки разбиты в кровь, все болело... Тошнило дня два, ничего не мог есть. С этого дня я стал настоящим профессиональным боксером.
- Как на это отреагировала ваша жена?
- С ужасом. Слава Богу, Наташа тот бой не смотрела. Потому что когда я проиграл свой первый поединок, они с мамой как раз находились в зале. Представляете, каково им было? После этого Наташа сказала: «Все, с меня хватит! Дерись, но я смотреть на это не желаю».
- Это правда, что на последний в вашей карьере поединок против Рикки Хаттона вы вышли с переломом?
- У меня был разрыв связки плеча. Однако я об этом тогда не знал. Плечо побаливало, но терпимо. А вот в ринге, когда мне необходимо было задействовать мощные удары левой, боль стала невыносимой. К тому же местные судьи в Манчестере попросту закрывали глаза на грязные приемы Хаттона. Так, в девятом раунде я получил очень сильный удар ниже пояса…
- Почему не потребовали реванша?
- У меня не было для этого мотивации. Совершенно! Деньги уже не интересовали. То, чего я достиг в ринге, могут добиться единицы. И я ушел. А сейчас получаю удовольствие от того, как живу.
ПОНАЧАЛУ ВЫГЛЯДЕЛ НА КОНЬКАХ КАК КОРОВА
- Костя, вы в прямом смысле успешны во всем. Какие качества помогли вам добиться успеха?
- Есть хорошая английская фраза: Nevergiveup- никогда не сдаваться и постоянно работать над совершенствованием своих талантов. Помнится, тренеры не раз пытались выгнать меня из зала. Мол, отдохни, ты перетренировался. Но для меня такого понятия не существует. Опять же английская фраза: Nolimitationofyourabilities- нет предела твоим возможностям. То есть, нет предела совершенству. Поэтому я постоянно старался находить для себя что-нибудь новое. Главное - не бояться экспериментировать, верить в свои силы.
- Именно об этом вы повествуете на своих многочисленных лекциях?
- Их суть проста: как подняться, если упал. Нужно уметь превращать свои поражения в победы. Помню, как мой первый проигрыш практически убил меня. Мне казалось, что все кончено. Я полностью ушел в себя. Вытащила меня из депрессии семья, за что ей безмерно признателен.
Я говорю людям: человек жив, пока у него есть цели. Доказываю это своим примером. Закончил спортивную карьеру - постигаю что-то новое. Потому я и согласился выйти на танцевальный паркет и коварный лед. Скажи мне кто раньше, что я встану на коньки - только посмеялся бы! Но затем решил бросить вызов самому себе. Насколько удачно получилось - судить вам…
- По-моему, великолепно! А ваши поддержки - просто на зависть нынешним мастерам!
- Правда? Мне говорили, что в «Ледниковом периоде» только я рисковал делать поддержки одной рукой. А ведь до этого даже стоять на коньках не умел! Я поначалу катался в наколенниках и налокотниках, выглядел как корова на коньках. Потому скинул защитную амуницию и… неожиданно поехал.
- Так может, будете готовиться к Олимпиаде-2014 в новом амплуа?
- Не стоит! Я оказался не безгрешен. Был момент, когда надо было держать свою партнершу Марию Петрову над собой на вытянутой руке. А ведь это только с виду она такая миниатюрная. Ну вот, поднял я ее, и вдруг чувствую, как мои ноги уходят вперед, а спина - назад. Поднял голову - а там лезвия ее коньков. Успел только подумать: «О, Боже!» И упал. Маша - на меня. Лежим… Вдруг Маша засмеялась: «Как же больно я ударилась!» А я под ней чуть живой, слова вымолвить не могу. Так что фигурное катание - все же не моя стихия.
КОСИЧКА НА МИЛЛИОН
- А танцевальная? Кстати, неужели вы, совершенно не зная азов танцев, сразу же согласились на участие в австралийском шоу?
- Нет, конечно. Когда мне предложили в первый раз, я назвал их сумасшедшими. Через год снова пригласили - идите, говорю, в баню! Но на третий раз все-таки уговорили. Деньгами!
- Ага, так все же главная составляющая ваших творческих успехов - деньги?!
- Не без этого. Считаю, настоящая звезда всегда должна держать финансовую марку. Но на самом деле деньги для меня - не главное. Как-то прочитал в одной «желтой» газетке, что я поставил перед собой цель заработать к 40-летию 100 миллионов долларов. Чушь какая! Большие деньги ломают людей. Я это понял еще в 19 лет, когда правительство Кореи предложило мне миллион только за то, чтобы я согласился представлять на Олимпиаде их страну. Представляете, такие деньги в 1988 году! Хорошо, что мне хватило ума тогда отказаться. Иначе перед вами сегодня был бы не Костя Цзю, а его алчное подобие.
- И все же страсть к дорогим вещам у вас очевидна. Одни только четки чего стоят…
- Это что-то вроде талисмана удачи. Я никогда с ними не расстаюсь. Мне их сделал чудо-мастер по спецзаказу из кости мамонта, а бусинки-перчатки - из чистого золота. Перебирая их, я расслабляюсь. Своеобразный полезный наркотик!
- А часики и кольца…
- О, я обожаю часы! Даже собственную линию выпустил, сам придумал и разработал их дизайн. Кольца… Одно - обручальное. Второе - на юбилей свадьбы сделано, а третье - так, просто. А вообще, вы правы - я неравнодушен к золоту. Но в разумных пределах.
- Тогда откройте и тайну вашей фирменной косички…
- Вот-вот, она - моя «торговая марка». Ее история начинается с Олимпиады-1988, где блистал знаменитый бегун Карл Льюис. Его прическа навела меня на мысль найти и свою зрительную индивидуальность. Я сбрил виски, затылок и начал отращивать хвостик. Эдакий панк получился! А через пару месяцев вызвали меня в сборную СССР. Посмотрели на мое ноу-хоу и говорят: «Надо убрать! Это не по-советски. Ты позоришь имидж нашей страны!» Ну, время такое тогда было… Однако я твердо сказал: «Нет!» И поскольку побеждал всех и вся, то меня вскоре оставили в покое. В конце-концов, прежде всего был нужен результат.
- Правда, что вы застраховали вашу косичку на миллион долларов?
- Если честно, то даже на более крупную сумму...
КАК Я «НАГРУЖАЛ» Рассела КРОУ
- Слышал, у вас намечался дебют и в кино…
- Намечался… Это был наш совместный проект с Сашей Абдуловым. Боевик со смыслом. Моего персонажа звали Кореец - своеобразная фигура. Но Саши вскоре не стало, а снимать фильм без него я не захотел - у меня есть понятие чести и совести. Зато много раз на киноплощадке был консультантом. В частности, помогал своему хорошему другу Андрею Соколову, когда тому предстояла главная роль в сериале «Адвокат». Вообще, у меня много друзей-актеров. И частенько бывает так, что им по сценарию выпадает необходимость помахать кулаками. Соответственно, требуется грамотный совет человека, знающего об этом все. Вот и обращаются.
Консультировал я и звезд мирового киноискусства. Например, Рассела Кроу, когда снимался фильм о боксе «Нокдаун» с его участием. Потрясающий парень! С отменной физической подготовкой и выносливостью. Я его «нагружал» по полной, а он ни разу не пикнул. Профессионал! Соответственно, фильм получился классным, а Кроу отыграл бесподобно.
Уверен, я тоже все-таки стану актером. Мне это интересно. Вот только сначала помогу Поветкину стать суперчемпионом. Пусть даже через три, пять или семь лет. А потом можно и на съемочную площадку. Хочу и на этом поприще добиться успеха. Иначе я буду не я...
Сергей ДАЦЕНКО, Спорт-Экспресс в Украине