Идефикс для болельщика или страсти по «лимите» + ОПРОС

Размышления на тему о влиянии лимита на легионеров

Идефикс, иде фикс (франц. idee fixe) - устаревший медицинский термин, обозначавший одержимость человека навязчивой, маниакальной идеей. В современном словоупотреблении (иногда иронически) - идея, всецело увлекшая, захватившая человека.

Мы не можем жить без эмоций, без увлечений, без ожиданий чего-то лучшего впереди. Существовать - можем, доживать - можем, а жить - не можем. Увлеченность чем-либо наполняет жизнь смыслом и энергией. Делает каждый день не таким, как предыдущий.

В зимнюю паузу нашим футбольным болельщикам развлекать себя становится несколько труднее. И всплывают с новой силой то тут, то там одни и те же глобальные идеи фикс о том, как нам улучшить наш футбол. Из самых-самых глобальненьких выделяю три: отмена лимита, сокращение нашего чемпионата и образование суперлиги СНГ (Украина-Россия). Последняя тема на время затихла, но очень скоро она снова всплывёт во всей своей грандиозной реформаторской «красе».

Поговорим об первой из этих идей более подробно. И хотя этим летом ФФУ ввела новые правила, которые приведены в соответствие с европейской программой «финансового Fair Play», и по которым лимит может быть отменён уже в 2015 году и заменён обязательной квотой на собственных воспитанников, тем не менее остановимся на ситуации, существующей в нашем футболе сегодня.

Костью в горле

Как же он нам мешает. Как же он тормозит развитие нашего футбола. Кто ж его вообще выдумал? Зачем? Неужели непонятна его глупая и зловредная сущность - развращение доморощенных талантов сверхвниманием и сверхзарплатами?

Тепличные условия, созданные введением лимита для своих футболистов, оказывают им, несомненно, медвежью услугу - «тепличность» приводит к замене естественного отбора на искусственный. К потере мотивации для дальнейшего роста, к соревновательной деградации, когда твоё место в основе уже твоё, если ты попал в заявку на сезон. Тебе незачем дальше расти, напрягаться, прилагать сверхусилия - контракт и стабильный минимум у тебя уже в кармане, если ты успел прорваться в приличный клуб и зацепиться там за основу.

И не потому ли наших футболистов в последнее время никто не торопится покупать в Европе? Они там попросту не нужны. Единичные случаи - продажа Тимощука (да и то сначала в Россию, и только потом уже в европейский топ-клуб) и продажа Чигринского в саму «Барселону», но что в итоге вышло из этой продажи, вы прекрасно знаете сами.

Читаем аргументы в пользу отмены лимита, и иной раз складывается впечатление, что люди, которые их приводят, на самом деле не понимают, что это такое и зачем оно нужно? Ну как такую «глупость» можно было вводить и до сих пор не отменить? Мало того, что не отменили, так еще не так давно последний вменяемый руководитель нашего футбола говорил об ужесточении лимита. В 2009 году тогдашний президент ФФУ обещал, что со следующего сезона на поле во время матчей внутреннего чемпионата и Кубка Украины одновременно должно находиться не менее 5 украинцев, а еще через год - не менее 6 украинских игроков.

«Это принципиальная позиция, и она будет соблюдена. Пусть говорят о том, что это несправедливо по отношению к кому-то, что одна команда тогда скупит всех украинских игроков, пусть говорят, пусть покупают. Но таким образом футболисты-украинцы будут иметь больше игровой практики, а сборная - более квалифицированных исполнителей. Как знать, если бы мы в свое время не ввели лимит, имели ли мы бы в настоящий момент этих молодых сборников - тех же Ракицкого, Кобина, Хачериди. Была ли бы у них тогда возможность проявить себя в клубах?», - объяснял тогда свою позицию Григорий Суркис.

Впоследствии Григорию Михалычу уже было не до лимитов - ему оставалось только довести свою федерацию и сборную страны до домашнего ЕВРО-2012, достойно провести, после чего расстаться с насиженным местом и помахать на прощание рукой.

Ну ладно, умные болельщики, озарённые идеей фикс об отмене лимита - это еще пол дела. Но когда в пользу его отмены говорят футбольные специалисты, - это уже становится на порядок весомее. Вот, например, слова Вячеслава Грозного: «Кто-то скажет: если убрать лимит, то агенты навезут тысячу посредственных легионеров. Не навезут. Потому клубы в посредственных иностранцах не будут заинтересованы. А сейчас их везут в Украину только потому, что четыре-пять зарубежных исполнителей стоят дешевле, чем один-два игрока с украинским паспортом. А если бы лимита не было, украинцы бы конкурировали за место в основе. И те же Кучер или Ракицкий прогрессировали, а не выходили бы в Шахтере только потому, что есть соответствующий закон. От того и сборная была бы сильнее».

Вторит ему и Сергей Палкин: «Когда вы делаете что-то искусственно, не стоит ждать результата. В итоге вы упираетесь в проблему, когда украинский футболист, мало-мальски способный ударить по мячу, начинает стоить очень больших денег. Ты начинаешь его «искусственно" ставить в состав, не давая шанса зарубежному игроку. В то же время я не думаю, что лимит, который есть на сегодняшний день, кто-то отменит. Это нереально. Хотя, если убрать лимит, то все футболисты будут находиться на одном уровне и изначально у всех будет исходная точка конкуренции в коллективе».

В том, что лимит является проблемой, убеждён и главный тренер харьковского «Металлиста» Мирон Маркевич: «Лимит на легионеров является проблемой для многих украинских команд. Это наше слабое место. У нас мало квалифицированных футболистов с украинским паспортом. Но это не только у нас. Такие проблемы есть фактически в каждой команде премьер-лиги. Даже, если мы и хотим взять какого-то украинского футболиста, то мне даже неудобно называть то, в сколько мне обойдется его приобретение. И это не учитывая подъемных и зарплат, а зарплаты они просят… прекрасно понимая выгодность своего положения».

«Нам бы понедельники взять и отменить!»

Вячеслав Грозный специалист, безусловно, авторитетный. И тем не менее возражу. Если бы не лимит, то ни Кучера, ни Ракицкого в «Шахтёре» господина Луческу и близко не было бы. Как не было там вообще ни одного украинца. Бюджет клуба позволяет покупать весьма дорогих игроков, и единственная проблема при этом только одна - не все достойные стремятся ехать играть в украинском чемпионате. Ну а Кучер с Ракицким/Чигринским/Пятовым сотоварищи может и конкурировали бы за место в основе, но только не «Шахтёра». И клуб их играл бы не в Лиге Чемпионов - максимум в ЛЕ. Мы же о прогрессе вроде как говорим, господин Грозный? Так где лучше прогрессировать, в каком соревновании?

Со спитчем Сергея Палкина еще проще. Там просто не правда. Никакой «украинский футболист, мало-мальски способный ударить по мячу», не начинает стоить очень больших денег. Украинские футболисты в принципе не стоят больших денег. Всё познается в сравнении. В сравнении с недавним переходом в Ваш клуб футболиста Тайсона за прописанные в контракте отступные, любой украинский футболист стоит копейки. Ну или можно сказать так: не дорого.

Если у кого-то плохо с памятью, то можно напомнить, кто стоит нам на самом деле дорого: Тайсон в перешел в «Шахтёр» за 20 миллионов долларов, Виллиан за 16 млн., Кастильо за 15, Матузалем - 14, Жулиано - 11, Илсиньо - 10, Морено - 9, Идейе - 9 млн, Рафаэль - 9, Андре - 8, Д.Коста - 8 млн, Алиев (из Локомотива в Динамо) - 8, М.Рубен - 8, Фернандиньо - 7,8, Элано - 7,6, Дентиньо - 7,5, М.Велозу - 7,5, Эдуардо - 7,2 миллиона долларов и т. д. Внутри украинского чемпионата был только один переход украинского игрока за сумму, подходящую под эту «весовую категорию». Верится с большим трудом в то, что за переход Дениса Олейника из «Металлиста» в «Днепр» было заплачено в районе 5-10 миллионов евро, но, говорят, что было заплачено примерно столько.


Так кто стоит «больших денег», господин Палкин?

И слова Маркевича про «даже неудобно называть» выглядят неубедительно. Удобно, Мирон Богданыч, удобно. Неудобно не называть главную причину, заставляющую клубных тренеров и функционеров негодовать по поводу существующего лимита. Именно лимит не позволяет вам закупить на все позиции иностранных кудесников мяча, с которыми проще будет бороться в еврокубках.

В этой связи стоит привести слова еще одного харизматичного футбольного человека, который был очень долгое время за суровое ужесточение лимита, и даже грозился бросить свою работу в случае если его (лимит) не ужесточат. А совсем недавно высказался в прямо противоположном ключе. Наверное, уже догадались, что речь идёт о бывшем тренере сборной и нынешнем тренере клуба Олеге Блохине.

Вот слова Олега Владимировича, сказанные им в 2004 году: «В любом клубе как минимум пять украинцев должны выходить на поле в каждом матче. Давайте посчитаем: в каждой команде высшей лиги будет по пять украинцев (да еще столько же - среди запасных, чтобы можно было проводить замены), тогда и выбирать тренерам сборной будет из кого. В данном вопросе можно найти оптимальное решение. Хотя, конечно, сложно повлиять на президентов клубов, которые платят деньги, чтобы команда хорошо играла. Но давайте тогда спросим: зачем нам детские школы, "Динамо-3", "Шахтер-3"? Для кого они работают? На какого-то дядю? Вот молодежь и пропадает. С другой стороны, я могу понять и молодых ребят. Вот я играю-играю, играю-играю, а мне шанса не дают. Как же мне играть? Куда же мне расти? Вот и теряем. И дальше будем терять».

А это было сказано на пресс-конференции, посвященной выступлению сборной на Евро-2012: «Я буду требовать ужесточения лимита, чтобы больше украинцев выходили на поле. Если отменить лимит, то сборной не будет, она будет просто не нужна. Влиять на ситуацию я не могу. Это прерогатива президентов клубов и их тренеров. Исходя из их бюджетов и целей, которые перед ними стоят, они и закупают легионеров. Для меня это, конечно, печально. Но что поделаешь».

Но самые свежие высказывания по теме лимита прямо противоположны предыдущим высказываниям: «Придя в «Динамо», стал вникать в трансферные вопросы - и обнаружил, что цены на украинских футболистов на данном этапе непомерно завышены. Все потому, что существует лимит, и одновременно на поле должны находиться как минимум четверо своих игроков. Автоматически ребята снижают требования к себе, полагая, что схватили, благодаря лимиту, «бога за бороду» - их тренер вынужден ставить в любом случае. Возможно, со временем это ограничение будет отменено - для клубов такое решение было бы благом. С отменой лимита у украинских игроков появится больше стимулов себя проявить».

Получается, как справедливо заметил в своей вэб-конференции вице-президент ФФУ С.Стороженко, «место сидения определяет образ мышления». И еще получается, что нет одной общей правды в этом вопросе - есть та правда, которая выгодна кому-то на данный момент. И суть этой правды такова, что тех, кто вкладывает в наш футбол свои деньги, проблемы сборной страны по большому счету не волнуют!

«Ты помнишь, как всё начиналось?»

И всё-таки Допустим, что лимит - это зло, беда нашего футбола. Откуда эта беда пришла на нашу родимую футбольную землю? За что эта «напасть» на нас свалилась? Даже самые молодые, наверное, в курсе, что понятия «футбольный легионер» в Советском Союзе не было. Была одна большая страна, и если кавказец или прибалт играли за Москву или Киев, то легионерами они не считались в принципе - они были наши. Даже венгр Сабо был наш, советский.

После распада СССР, в лихие 90-ые, было особо и не до футбола, и не до легионеров. За «Динамо» 90-х хоть и выступали белорусы, россияне и грузины, но легионерами их никто тогда не считал и проблем с этим не было и близко.

Но всё хорошее когда-нибудь да заканчивается. Равно как и плохое И на смену первоначальному накоплению награбленного капитала пришли времена, когда этот капитал нужно уже было тратить.

В наш футбол хлынули первые серьезные деньги. Но поток этот случился в стране, в которой футбол был не целью, а средством. Поэтому хлынули эти деньги не в создание далёкой перспективы в виде собственных футбольных школ, академий, популяризации спорта и массового увлечения/вовлечения детей в футбольные секции - хлынули прежде всего в имиджевую составляющую новых хозяев жизни. В покупку команд, тренеров, легионеров. В попытку достичь результата и успеха здесь и сейчас.

Амбиции наших футбольных олигархов состоят в том, чтобы красоваться на фоне футбольных побед своего клуба, а не на фоне стабильной самоокупаемости! Это для европейца «имидж ничто - жажда всё», как было сказано в одной рекламе из тех самых девяностых. Для наших футбольных бонз - имидж всё! Так почему не заплатить за него и покупкой талантливых украинских футболистов, которых нужно ставить в основу своих команд еще и для того, чтобы потом было кого поставить в основу сборной страны?

Уже сейчас, при еще существующем лимите, тренеру сборной Украины приходилось ставить на чемпионате Европе игроков, часто греющих лавку в своих клубах. Дальше будет то, что ставить в основу придётся игроков команд, занявших в турнирной таблице УПЛ места от пятого и ниже. Ибо у первых четырёх клубов в основе будут играть только иностранцы, на которых, наверное, и цены не завышены, и супер контрактами они не разбалованы, и вообще, в отличии от наших бездельников, которых лимит развращает, иностранцы отрабатывают всё до последнего цента, прям «умирая» при этом на поле за честь клуба своего работодателя-благодетеля...

«Сорвал джек-пот и теперь в шоколаде»

«Он еще совсем молодой, ничего еще толком не выиграл, а у него уже всё есть», - можно часто слышать и от болельщиков, и от специалистов по поводу молодых отечественных звёзд. «Зачем ему расти дальше и к чему-то стремиться - он и так уже «ухватил Бога за бороду», разъезжает на дорогом авто, даёт интервью, девушки не дают прохода, и каждый торопится с ним подружиться и угостить? А вот если бы лимита не было, он бы грыз землю для того, чтобы зацепиться за основу и чтобы в итоге это всё заработать.»

Блестящая «логика» и невероятно «глубокие» аргументы от «специалистов» в области психологии и житейской мудрости. Скажите, господа психологи, а вот когда игрок безо всякого лимита заработает себе имя, славу и деньги, без лимита всё равно пробьется в основу и получит контракт, - то что тогда? Включите логику, ребята. Он же тогда, по вашей логике, в любом случае потеряет мотивацию - ведь у него всё это будет, хоть и без лимита.

Почему, например, один игрок украинской команды «пропадает» в ночных клубах и «зависает» в богемных тусовках, а его партнёр, у которого тоже «всё есть», почему-то не «пропадает» в весёлых заведениях? Может, личный выбор «весёлой жизни» следствие не лимита, а чего-то другого? Чего-то, что к лимиту отношения не имеет?

Вообще забавно это всё. Мы живём в стране, в которой детки-мажоры депутатов, прокуроров, судей, бандитов и элитных шлюх вовсю гуляют на папины деньги, гуляют часто по беспределу, зная, что родители их, в случае чего, отмажут. Но когда большие деньги начинают получать заработавшие их своим пОтом, переломами и кровью футболисты, оказывается они получают незаслуженно много. Лимит надо убрать. А то большие деньги их, видите ли, развращают.

А еще это забавно и потому, что эти самые «большие деньги» им платят отнюдь не болельщики, которые их осуждают - им их платят те, кто имеет куда бОльшие деньги. И за куда менее честный и уважаемый «труд».

Но никто же не хочет платить лишнее. Есть ли есть шанс сэкономить, богатые, как правило, экономят. Если есть повод кинуть в толпу идею о тлетворном влиянии на молодых футболистов больших зарплат, кинут. А толпа с удовольствием их «заклюёт» под лозунгами: «вот, позажирались. Получают миллионы, а в ворота с двух метров попасть не могут, еле ногами перебирают весь матч. Обнаглели совсем, бездельники!» Толпе приятно, что те, кто добился в жизни большего, чем она, в чем-то не правы.

Футболисты давно уже получают большие деньги. И какой смысл критиковать кого-то за то, что он честно получает то, что получает? Для того, чтобы попасть в касту лимито-неприкасаемых в украинском топ-клубе, нужно пройти достаточно большой путь во многом себе отказывая.

Задолго до того, как в наших краях появились футбольные легионеры, ввели лимит и прочее, было всё тоже самое. Одно и то же и у нас, и у них, и везде - десятки, сотни, тысячи молодых, талантливых, перспективных получали своё первое признание, успех, свои первые гонорары и не выдерживали испытание славой и «медными трубами». И очень немногие из тех, кто мог их в этом упрекнуть, имели на это моральное право.

Что дальше?

Как известно «... с сезона 2012/13 в регламенте ФФУ вводится новое правило, по которому команда по списку А может заявить только 25 человек, из которых четверо обязательно должны быть «футболистами, подготовленными в структуре клуба». С каждым последующим сезоном количество «футболистов, подготовленных в структуре клуба» будет увеличиваться:

- с сезона 2013/14 - шесть человек;
- с сезона 2014/15 - семь человек;
- с сезона 2015/16 - восемь человек.
В том случае, если клуб не имеет возможности заявить необходимое количество «своих» игроков, заявка сокращается. Например, если команда в сезоне 2012/13 заявляет по списку А всего два таких человека, то заявка по списку А составит 23 футболиста, а в сезоне 2015/16 - 19 игроков.

В том случае, если клубы УПЛ выполнят эти правила, то с сезона 2015/16 будет отменен лимит на легионеров.»


К чему приведут новые правила, покажет время. Новые ограничения направленные на то, чтобы «клубы самостоятельно готовили больше футболистов, а футбол оставался спортивным соперничеством, а не соревнованием по «закупке» лучших футболистов» (из Правил ФФУ).

Но в любом случае футбольные иммигранты и дальше будут приезжать к нам в поисках своего футбольного счастья.

TylerSport
Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 02 мая 2024, 06:35 6

1 мая «Боруссия Д» обыграла парижан 1:0 в первом матче 1/2 финала Лиги чемпионов

Комментарии