Что мешает продать Украину туристам?
Гости Евро столкнулись с разбитыми дорогами, нехваткой уборных и не всегда качественным сервисом
- 07 июля 2012, 11:34
- |
- 07 июля 2012, 11:41
- 6374
- 21
После проведения Евро-2012 украинская власть с оптимизмом заявила, что теперь принимающие города станут популярными туристическими центрами для зарубежных гостей, а туризм - одной из главных стратегий развития этих городов и Украины в целом.
Впрочем, по мнению представителей отрасли, для этого необходимо устранить многие недостатки, которые пока существенно отличают страну от соседей, научившихся зарабатывать на туристах.
И прежде всего, говорят эксперты, следует позаботиться, чтобы большое количество людей, которые после проведения футбольного турнира узнали об Украине как о возможном маршруте для путешествия, могли получить достаточно информации о том, чем именно привлекательна эта территория.
Все те же «дураки и дороги»...
«Самой худшей вещью за всю поездку была дорога из Днепропетровска в Донецк - я был шокирован», - поделился впечатлениями с ВВС Украина английский болельщик Глинн Дэвис, который вел свой онлайн дневник в течение Евро-2012.
Он, как и многие другие на улицах принимающих городов, сказал, что в целом его впечатление от посещения неизвестной доселе страны были фантастическими и превзошли ожидания, а Киев, по его мнению, можно смело ставить в один ряд с Софией, Будапештом и Бухарестом для поездок на уикенд.
Но дороги - это минус, который иностранцы обычно называют среди первых: «О, дороги! Иногда мы должны были двигаться очень-очень медленно из-за ям на дороге. Хотя есть и очень хорошие дороги, как вот из Житомира в Киев, но в целом автодороги - это большая проблема», - рассказал ВВС Украина Петр Дроздович, который живет в Канаде и одиннадцать лет регулярно организовывает туры в Украину.
Четыре раза в год он привозит сюда группы туристов по 20-25 человек - в основном это потомки украинских эмигрантов. За 5 тысяч канадских долларов они получают укомплектованный двухнедельный тур, включающий Львов, Ивано-Франковск, Яремчу, Коломыю, Черновцы, Каменец-Подольский и Киев.
Г-н Дроздович говорит, что особый интерес для приезжих составляет жизнь в селах. Большинство из них, полюбив местных людей, еду и отели, обязательно со временем едут в Украину снова.
«В то же время, нарекания возникают по поводу туалетов для туристов. Мы путешествуем на автобусе, и это большое счастье - найти автостанцию, где больше одной уборной», - рассказал он.
Петр Дроздович удивляется тому, что за все время, которое занимается турами в Украину, ни один представитель туристической индустрии не поинтересовался у него, что они думают о путешествиях в эту страну и что следует улучшить.
Гостеприимство вместо сервиса
Кроме плохих дорог, среди типичных проблем называют также языковые трудности - буквы кириллицей выглядят совершенно незнакомыми. И, хотя перед Евро-2012 в Украине появилось немало табличек на английском языке, пока еще немногие украинцы владеют им, а иногда из-за этого трудно перемещаться из одного города в другой.
«Кроме того, время ожидания в ресторанах очень длительно. Хотя люди очень приятные», - вспомнил Глинн Дэвис. По его словам, в одном из ресторанов он и еще семеро его друзей ждали два часа, пока каждому принесут заказанную пиццу. Проблема оказалась в том, что все восемь пицц пеклись поочередно в одной духовке.
Слова туриста подтверждают замечания экспертов о том, что на фоне гостеприимства украинцев им пока не хватает профессионализма и опыта приема иностранных гостей. Сервис в отелях не всегда соответствует тому уровню, который привыкли видеть в заведениях с аналогичным количеством звезд на западе.
«Украина в сфере гостеприимства очень непрофессиональна. И владельцам заведений нужно обращать внимание на образование, повышение квалификации и повышение качества обслуживания туристов», - прокомментировал ВВС Украина президент Ассоциации отелей и ресторанов Дмитрий Заруба.
По его словам, исправить эту проблему должен сам туристический сектор, не дожидаясь первых шагов от государственных агентств.
«Сервис - это проблема владельцев, потому что в обучение персонала нужно вкладывать деньги. В то же время, это проблема всего государства. Потому что с распадом Советского Союза прекратили работу школы профессиональных сотрудников ресторанно-гостиничного бизнеса. Если говорить об официантах, барменах и администраторах - их очень мало осталось с тех времен, а новых уже не выпускают», - рассказал ВВС Украина председатель правления ассоциации официантов Олег Оникиенко.
«Все обучение происходит внутри компаний. Потеряны стандарты. Поэтому все действительно на очень низком уровне», - сказал он, добавив, что после Евро-2012 над этим задумались и начали исправлять ситуацию.
Дороже Дрездена, Хельсинки и Софии
Несмотря на риск наткнуться на сомнительный сервис, тур в Украину - недешевое удовольствие. В значительной степени на цену влияет отсутствие дешевых авиалиний и нехватка бюджетных отелей - по словам Дмитрия Зарубы, эти проблемы следует решить в первую очередь.
К примеру, сайт одного из британских туроператоров предлагает поездку в Крым и Киев по цене от 1350 фунтов. Посещение Киева и Чернобыля будет стоить от 995 фунтов с человека. За три ночи во Львове нужно заплатить минимум 435 фунтов, в Одессе - от 610.
Тур в соседнюю Польшу на том же сайте можно приобрести за 940 фунтов, путешествие через Прагу, Вену, Братиславу и Будапешт - за 799 фунтов, «роскошный отдых» в Дрездене обойдется британцу в 445 фунтов, три ночи в Хельсинки - 320 фунтов, а три ночью в Софии - 285 фунтов.
Именно дороговизна украинских гостиниц была одним из главных нареканий международного сообщества накануне Евро-2012 и оттолкнула часть туристов.
Хотя на англоязычном сайте украинского туроператора можно встретить более дешевые предложения визита в Украину - от 285 долларов. При этом количество туристов, желающих посетить страну, не сопоставимо с потоком посетителей других европейских стран, рассказал ВВС Украина Игорь Юрчук - заместитель директора компании Unipress, которая занимается въездным туризмом в Украину.
И Евро-2012, по его мнению, лишь частично может изменить ситуацию, поскольку большинство изменений в инфраструктуре делали именно для проведения турнира, а не для дальнейшей пригодности Украины для туризма.
«Здесь многое надо менять. Развивать гостиничную базу, делать дороги, продвигать страну как туристическое направление», - сказал он.
«Сегодня мы просто не успеваем за темпами развития мирового туристического рынка, в результате существенно снижается конкурентоспособность отечественных туроператоров на международной арене», - прокомментировал ВВС Украина президент Ассоциации лидеров турбизнеса Иосиф Андрик.
Создать украинский миф
Несмотря на то, что по прогнозам представителей гостиничной отрасли, цены теперь будут постепенно падать, жилье не является основным препятствием на пути Украины к туристической популярности.
«Представьте себе ситуацию: двое молодых людей сидят в Париже и говорят: «Слушай, куда поедем отдохнуть? О, поехали в Киев - там дешевые и качественные отели». Смешно... Такого никогда не будет, и это - не мотивация», - сказал в комментарии ВВС Украина председатель комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма Александр Бригинец.
До сих пор Украина вообще не продвигала себя на международном туристическом рынке, считает глава Всеукраинской ассоциации туроператоров Игорь Голубаха.
«Я надеюсь, что сейчас в государстве начнут серьезно относиться к туристической отрасли. До этого туризм в Украине был каким-то приложением к тому или иному органу, и к нему относились не как к отрасли экономики, а как к чему-то непонятному - как, знаете там... поехать отдохнуть и не более того «, - сказал эксперт ВВС Украина.
«Надо определиться с позиционированием этой страны, поскольку у нас есть огромный потенциал как для экскурсионных туров, так и для пляжного отдыха. Но у нас нет целостной концепции развития всего этого. Нет рекламы страны», - сказал представитель турагентства Игорь Юрчук.
«Вот Евро было мотивацией, но она имела разовый характер. Например, посещение Египта - это отдых в холодное время года и пирамиды. Есть в каждой крупной туристической стране какие-то придуманные мотивации. В Украине своя уникальность не поднята на государственный уровень - то есть государство не нашло и не разработало эту мотивацию «, - сказал он.Евро-2012, считает глава комиссии Киевсовета, познакомил всех со словом «Украина», но эта популярность может быть временной. Чтобы обеспечить ее на длительный период, следует разработать украинский туристический миф.
И такого потенциала для развития собственной туристической концепции у страны, которая до сих пор держала в тайне все свои прелести, более чем достаточно - начиная от природного фонда, исторического наследия, до более конкретных направлений, таких как интересные культурные и художественные мероприятия, древние православные храмы, отличающиеся от всего, что можно увидеть в Европе, или туристические маршруты, связанные с известными на весь мир выдающимися людьми.
«Прежде всего, нужно сконцентрироваться на выработке туристических продуктов, которые без сомнения были бы доступными, понятными - где их можно приобрести, как до них добраться, сколько они стоят и что вы получите за свои деньги. По моему мнению, в этом смысле все еще есть недоработки. Здесь существует много возможностей, но если вы попытаетесь найти центральный туристический офис в Киеве, где можно получить информацию обо всех этих продуктах - это будет действительно сложно», - рассказал руководитель проекта «Консультирование и создание управленческих мощностей для Евро-2012» Матиас Брандт.
Для начала, утверждают эксперты, стоило бы по крайней мере создать полноценный интернет-ресурс о туризме в Украине для иностранцев.