Виталий СЕМЕНЧЕНКО: «Уровень ПХЛ растет»
Интервью с тренером-селекционером ХК «Беркут»
- 28 декабря 2011, 10:57
- |
- 28 декабря 2011, 11:11
- 2500
- 1
Тренер-селекционер ХК «Беркут» о тонкостях работы селекционной службы, своей карьере игрока и особенностях ПХЛ.
- Виталий Сергеевич, Вы тренер-селекционер в ХК «Беркут». В чем заключается Ваша работа?
- Название моей должности говорит само за себя. У меня есть ряд функций. Я ищу связь с агентами, клубами, хоккеистами, и по заданию тренерского штаба подыскиваю игроков для команды. Например, нужен защитник, крайний нападающий: леворукий, праворукий и т.д. - я ищу подходящие кандидатуры. Если есть варианты выбора - это согласовывается с тренерским штабом. Именно тренеры команды решают, какой игрок им подходит.
- А бывает так, что Вы предлагаете игроков на ту или иную позицию, мол, есть такой-то игрок? Либо же работаете только по заказу главного тренера?
- У нас хороший диалог между селекционной службой и тренерским штабом: каждый высказывает свое мнение, свою позицию. Допустим, один может согласиться, двое не согласны, или наоборот, - в результате приходим к общему знаменателю. И начинается процесс подбора игрока.
- Профессиональная хоккейная лига была создана только в этом году. В связи с этим, насколько охотно игроки с Беларуси, России, других стран Европы соглашаются попробовать свои силы в «Беркуте», в чемпионате Украины?
- В самом начале пути было очень сложно пригласить к нам игрока из России или Европы. Но уровень ПХЛ растет, и команда «Беркут» прилагает все усилия для того, чтобы популяризировать хоккей, развивать позитивный имидж клуба. На данный момент - «лед тронулся». Постепенно появляется доверие к нашей команде, к нашей Лиге. Уже есть конструктивный диалог между игроками и теми людьми, которые ведут переговоры… Но определенные сложности пока еще есть. Даже когда мы ездили на сбор в Швейцарию, было сложно договориться с игроками, с командами - так как многие клубы имеют вековые традиции, а «Беркут» только в процессе становления. Но, как Вы знаете, сбор у нас получился удачный.
- Насколько сложно бывает договориться с тем, или иным игроком. Кто - наибольшая победа селекционной службы «Беркута»?
- Труднее всего, заполучить того игрока, который имеет контракт и находится на ведущих ролях в своем клубе. У нас есть ряд игроков, которых долго пришлось уговаривать и убеждать перейти к нам. Вот, например, Дмитрий Михайлов, Юрий Елисеенко. Есть и очень опытные, мастеровитые игроки, как Виктор Блинов, который и за сборную Латвии поиграл, и в Беларуси в ведущих клубах, и заграницей, в частности в Скандинавии. Он во время переговоров мне сказал, мол, «я уже устал, когда мне что-то обещают»; но я сумел его заверить в том, что «Беркут», хоть и в начальной стадии формирования команды, но здесь если, что-то обещают, то обещания выполняют. Мы позиционируем себя, как профессиональный клуб, а не как клуб, который приглашает игроков и обманывает их. Вы можете спросить у всех игроков, с кем нашей команде пришлось расстаться по тем или иным причинам, я уверен, что все скажут, что здесь было все нормально, и мы с ними расстались по-хорошему. В этом большая заслуга нашего руководства - Сергея Харовского и Давида Жвании.
- Расскажите о новобранцах команды. Форвард - Павел Волчек, защитник - Петр Сенкерик, вратарь - Ян Хован. Почему выбор пал именно на этих игроков?
- По вратарской линии… В любое время сезона тяжело найти хорошего вратаря. У нас было три варианта - все более-менее достойные, но и у всех были контракты. Кого из этого трио удалось заполучить - это Хован. Будем надеяться, что он не подведет. Первое - у него возраст хороший, второе - он драфтованый, третье - он поиграл в Северной Америке. Ян также выступал в Беларуси. Перед тем, как начать с ним переговоры, я собрал информацию о нем и у тренеров, и у игроков, с которыми Ховану приходилось играть. Никто о Яне ничего плохого не сказал. Будем надеяться, что он в полной мере раскроется в нашем клубе. С другим вратарем переговоры не сложились, вернее, с клубом, - представители команды считали, что они продают Гашека на пике формы, соответственно, и требовали немыслимые финансовые компенсации. Там разговор не сложился. О каком вратаре речь? - пусть это пока останется секретом. С ним мы еще попробуем наладить связь в следующем году.
Если говорить о защитнике Петере Сенкерике. Мы его пригласили на сбор в Швейцарию. Он - чех: ни визы, ничего другого ему не нужно было. Мы посмотрели и поняли, что парень молодой, горит желанием играть, работать и расти. В матче с «Цюрихом» его даже отметил тренер соперника Боб Хартли, который выиграл Кубок Стэнли. Это польстило нам. Мы с нашим тренерским штабом обсудили все «за» и «против» - приняли решение, что с ним можно работать. Хотя он немного сыроват, но горит желанием. Парень он хороший, в коллективе адекватно себя ведет. Видно, что деньги у него не на первом плане, а главное - хоккей.
Теперь о Павле Волчеке. Он - из тех игроков, которые имеют стержень. Хотя я лично с ним не знаком был, но достаточно против него играл. И, знаете, против него было очень некомфортно играть. Волчек - и мастеровитый, и по габаритам прилично выглядит, и на протяжении всей своей карьеры всегда показывал хороший результат. Нам удалось найти точки соприкосновения с ним самим и с его предыдущим клубом. Кстати, интересный момент: как мне рассказали знакомые, мы Волчека увели из-под носа у другого белорусского клуба, - мне позвонили и сказали, мол, «шустро сработали».
- Работает ли селекционная служба на перспективу? Сотрудничаете ли с ДЮСШ, смотрите ли юниоров?
- Эта работа ведется. Есть некоторые заготовки, о которых пока не стоит говорить… Мы сейчас на такой стадии, когда постоянно приходится что-то догонять, как и остальным клубам. Все движется так динамично, то вверх, то вправо, то влево, - нужно успевать за всем. Сейчас руководство клуба и мы об этом думаем - предпринимаются определенные шаги. Но давайте поговорим об этом немного позже.
- Виталий Сергеевич, у Вас достаточно богатая игровая карьера. Расскажите вкратце о ней. Скажем, поэтапно. Карьера в Украине.
- Я - воспитанник киевского хоккея. В 20 лет уехал в Москву - играл в «Динамо», ЦСКА. Потом жена забеременела, в этот период как раз поступило предложение из Польши. Переезд в Польшу, в город Новый Тарг (Карпаты), куда меня пригласили в клуб «Подгале», - это был неординарный шаг. Ты утром встаешь, у тебя в тридцати метрах река течет, форель плавает, над тобой дикие птицы летают. Я хотел, чтобы жена пожила там: мне там очень понравилось, были хорошие отношения с руководством. По-моему, до сих пор мой рекорд результативности по забитым шайбам в этом клубе никто так и не побил.
У меня там родился ребенок. Все устраивало. И тут приехали немцы с клуба «Нойвид». Я хотел остаться, но супруга убедила меня, мол, поехали. Мы и поехали. Там тоже все было хорошо… Я скажу так, везде, где я играл, у меня все складывалось замечательно. В Германии я играл в одной тройке с Александром Андриевским, который сейчас тренер в «Динамо» (Минск). Мы шли достаточно уверено - на втором месте, после «Дюссельдорфа», у которого была цель попасть в DL. У нас задачи такой не было - не позволял стадион и спонсоры не ставили такой цели. Как-то захожу в раздевалку, говорят - банкротство. Я - в шоке, никаких даже слухов не было, еще жена во второй раз беременна. Я, честно говоря, напрягся, язык же даже толком не успел выучить. Но президент клуба подошел, говорит, мол, не переживай, у тебя есть новый контракт.
В этот же день я поехал в «Хайльброннер». Подписал контракт и сразу же перевез жену. Там отыграл два года. Вскоре был организован Евросоюз - и всем россиянам, белорусам, украинцам было очень сложно получить визы. Начали больше звать канадцев, финнов, чехов - пришлось переехать Беларусь. Опять же я не прогадал, все понравилось.
Правда, из Беларуси пришлось переехать в Омск, но из России снова вернулся в белорусскую экстралигу. В целом, я своей карьерой доволен.
Дважды в составе минской «Юности» становился чемпионом Беларуси. Побеждал и в чемпионате России, в составе омского «Авангарда». Очень почетно было стать чемпионом Суперлиги. Да и в целом в Омске очень приятный коллектив подобрался тогда. Говоря на сленге, «респект и уважуха» всем тем, кто был в тот год в этой команде.
- Почему решили завязать с «активным» хоккеем? Многие ребята в Вашем возрасте еще демонстрируют неплохой уровень игры - Литвиненко, Николишин, Брызгалов, Валуй… Список можно продолжать…
- Я еще не собирался завязывать с игровой карьерой. Хотел еще пару лет поиграть и именно в Украине. Ведь так сложилось, что с 20-ти лет я не играл в Украине. Мне на тот момент было 34 года. Я начал смотреть в сторону Киева, чтобы обжиться, супруга захотела постоянства, так как сын занимается футболом в «Динамо» (Киев), дочка в школе и в секциях разных. Жена просто не успевала сама заниматься детьми. Я решил подписать контракт с «Соколом», плюс я постоянно выступал за сборную, а «Сокол» считался базовым клубом для Национальной команды. Александр Сеуканд, который возглавлял на тот момент киевлян, предложил мне для начала только просмотровый контракт. Меня это не устроило - и я решил просто закончить игровую карьеру.
- Если бы не завязали с игровой карьерой, осилили бы нынешний уровень ПХЛ?
- Так сразу? В 37? Не знаю. Это ведь не детский сад. Но если потренироваться, думаю, еще немного бы смог поиграть. Но зачем? Я много поиграл на своем веку.
- Как вообще оцените уровень ПХЛ?
- Есть определенная динамика, но также есть и большие разбежности в уровне клубов. Есть стабильные клубы, есть клубы, которые показывают приличный хоккей, есть команды, которые, вообще ничего не показывают. Существует большой контраст. Лига постепенно развивается. Есть определенное зигзагообразное развитие в некоторых клубах - то они что-то догоняют, то они что-то перегоняют.
Иногда возникают какие-то вопросы по развитию клуба и, Вы знаете, у всех команд есть диалог с руководством ПХЛ. Можно всегда позвонить, проконсультироваться, провести диалог. Там всегда снимается трубка и можно урегулировать тот или иной момент с игроком или с документами. То есть, развитие идет своим чередом. Ну, а какие-то итоги, выводы можно будет сделать по окончанию сезона. Отмечу, то, что ПХЛ в Украине организовалась и развивается - это дорогого стоит.
- Оцените, пожалуйста, выступления сборных - Национальной и молодежной?
- Следили за выступлениями «сборников» по Интернету, прозванивали... «На карандаш», правда, никого не взяли, потому, что для этого нужно смотреть игры. Очень приятно, что Национальная и молодежная команды очень достойно выступили, тем более, что в обоих командах были наши представители - Павел Таран в главной сборной, а Максим Мартышко и Владимир Романенко стали чемпионами мира в составе молодежной команды Украины.