Художественная гимнастика на Олимпийских играх. 1996 год
Продолжаем экскурс в олимпийское прошлое художественной гимнастики: Олимпиада в Атланте
- 28 сентября 2011, 17:27
- |
- 29 сентября 2011, 13:14
- 30102
- 3
В СССР было много интересных и сильных гимнасток, но, из-за ограниченного количества мест в сборной, возможность выйти на мировую арену была далеко не у всех талантливых спортсменок. Развал Советов пошел гимнастике на пользу, т.к. подарил поклонникам этого вида спорта целую плеяду звезд международного уровня. Если в 80-е борьба за звание лучшей гимнастки разворачивалась между Болгарией и СССР, то в 90-х Болгария оставила былые позиции и борьба переместилась в страны, ранее входившие в Союз - Белоруссию, Украину и Россию.
Художественная гимнастика на Олимпийских играх. 1992 год
Художественная гимнастика на Олимпийских играх. 1988 год
Художественная гимнастика на Олимпийских играх. 1984 год
Героини Игр в Атланте - Екатерина Серебрянская, Яна Батыршина, Елена Витриченко, Амина Зарипова. Но прежде чем начать разговор об Олимпиаде и ее героинях, автор расскажет об именах, которые сыграли в истории гимнастики далеко не последнюю роль.
Итак, после Игр 1992 года блистательные Тимошенко и Скалдина завершили спортивную карьеру. Но к началу нового олимпийского цикла подросла достойная смена в лице Екатерины Серебрянской и Елены Витриченко.
Екатерина Серебрянская представляла крымскую школу художественной гимнастики. Родилась в спортивной семье, папа - тренер по футболу, мама - по гимнастике. Путь у маленькой Кати был один - в зал. Под руководством мамы Екатерина выиграла первенство Европы среди юниоров, после чего переехала в Киев и стала тренироваться в школе Дерюгиных.
Путь Елены Витриченко ничем не отличался от пути Серебрянской. Мама Лены - Нина Витриченко, была тренером по художественной гимнастике. Разминуться со спортом у девочки не получилось.
Когда молодые Катя и Лена стали показывать первые результаты, их пригласили тренироваться в школу Дерюгиных. Альбина Дерюгина возглавляла сборную, подготовка сборной команды велась под ее руководством. Олимпийские перспективы у наших граций были самые радужные. Однако, грации хотели выступать автономно от главного тренера, а именно под руководством своих мам, и на этой почве возникли скандалы. Часть информации попала в СМИ, например, о том, что Дерюгины монополизировали гимнастику и без их протекции в сборную не попасть. Мнение, быть может, интересное, но вот не совсем логичное.
В гимнастике региональные спортивные школы готовят гимнасток с 4-5 лет, на чемпионатах страны перспективных гимнасток просматривают и приглашают тренироваться в центр олимпийской подготовки. Сборный команды возглавляет главный тренер. Такие тренеры как Дерюгина, Винер, Робева, Лепарская - создали целые эпохи в художественной гимнастике. За этими именами стоят результаты, опыт, знания. Специалисты такого уровня просто так не возглавляют национальные сборные команды.
Вернемся к участницам Олимпиады.
После трагической гибели Оксаны Костиной сборная России осталась без лидера. Были молодые гимнастки: Юля Рослякова, Инесса Гизикова, Амина Зарипова, Яна Батыршина, но все они были только в начале своего пути в большом спорте и не тянули на роль лидера. Две последние гимнастки приехали в Россию в 1992 году вместе со своим тренером Ириной Винер.
Ирина Александровна родилась в Ташкенте, там же занималась гимнастикой и была неоднократной чемпионкой Узбекистана. После окончания института физкультуры стала работать тренером в Ташкенте, а позже возглавила сборную республики. Несколько лет Винер работала главным тренером сборной Великобритании, а в 1992 году приехала в Россию. В молодости Винер обладала красотой и феноменальной гибкостью. Эти же данные можно увидеть у всех ее учениц, начиная с Венеры Зариповой и Веры Шаталиной - самых известных учениц Винер периода СССР.
Ирина Винер, руководившая сначала одной сборной, затем другой, приехала в Москву, в которой были свои порядки. Но время для смены порядков было подходящее: одно государство развалилось, другое на его месте только-только делало первые шаги. Откровенно говоря, было не до спорта. Для решения таких вопросов, которые раньше обеспечивало государство - сборы, подготовка к соревнованиям, участие в них, нужен был человек со связями и финансовыми возможностями. Этим человеком была Ирина Александровна. Винер привезла в Москву свою команду - врача, массажиста, тренеров. И, обладая административным ресурсом в лице состоятельного супруга, с первых шагов стала устанавливать свои порядки. Эта женщина сыграет в истории гимнастики одну из главных ролей первого десятилетия 21 века, но это будет позже.
Обе ученицы Винер обладали фактурой и природными данными. Тоненькая как струна, Амина Зарипова обладала невероятной красоты стопой и строптивым характером, откровенно говоря, ленилась. Яна Батыршина красотой стопы похвастаться не могла, но обладала природной гибкостью и могла похвастаться совершенно очаровательной улыбкой.
В середине 90-х гимнастика все еще напоминала о истоках этого вида спорта, а именно - о балете и хореографии. С приходом в мировую гимнастику Ирины Винер, этот вид спорта, синонимом которого было слово искусство, уйдет на youtube, а синонимом новой гимнастики станут два слова - «китайский цирк», главной идеей которого было удивить физическими возможностями человеческого тела. Но эта эпоха только-только начиналась, Зарипова и Батыршина были первыми ласточками новых тенденций в гимнастике.
На ковре комплекса UniversityofGeorgiaColiseumпервенствовала Екатерина Серебрянская.
Гимнастка отлично исполнила игривое по характеру упражнение с булавами, лиричный мяч под романс «А напоследок я скажу…», с маленькой заминкой прошла задорную ленту и просто блестяще исполнила упражнение со скакалкой. Без сомнения, это упражнение - одно из лучших упражнений со скакалкой за всю историю гимнастики.
Яна Батыршина, занявшая на Играх второе место, демонстрировала возможности человеческого тела, такие как гибкость и растяжка. Упражнения с булавами гимнастка исполнила под музыку Минкуса из балета «Дон Кихот», с мячом - под симфоническую сюиту Римского-Корсакова «Шахерезада». Обратите внимание на последнее равновесие Яны, исполненное абсолютно чисто. Исполняя упражнение с лентой, Батыршина потеряла предмет, а вот упражнение со скакалкой под музыку Арама Хачатуряна, прошла без явных ошибок.
Елена Витриченко безукоризненно прошла все виды, но поднялась только на третью ступень пьедестала. На одном дыхании сделала упражнение с мячом, невероятное по красоте и четкости исполнения. Так же превосходно было исполнено упражнение со скакалкой под джазовую композицию «Sing, sing, sing».
Внимательный любитель художественной гимнастики, посмотрев видео ниже, не сможет не заметить большой разницы в стиле российских и украинских гимнасток, а она была видна уже тогда. Если украинки использовали элементы как составляющую композиции, выражали в своих упражнениях музыку и ее характер, то российские гимнастки исполняли элементы ради элементов. Например, в упражнении со скакалкой Екатерины Серебрянской звучит фрагмент из песни «Катюша» (в народе она известна как «Расцветали яблони и груши…»), в упражнении присутствуют элементы народного танца, что делает композицию целостной. Яна Батыршина исполняла упражнение с мячом под сюиту «Шахерезада» Римского-Корсакова. Однако, то, что делает гимнастка на ковре, мало похоже на персонаж из сказки «Тысяча и одна ночь» или балет Михаила Фокина.
Новые тенденции постепенно, но уверенно начинают вытеснять то, что раньше означало слово «художественная». Уже тренируются совсем молодые Анна Бессонова и Алина Кабаева и уже скоро зазвучат их имена. Эти имена не просто зазвучат, а сыграют ведущие роли в гимнастике.
Художественная гимнастика, пожалуй, самый субъективный вид спорта. Субъективный читай несправедливый. Гимнастика двадцать первого века будет доказывать это на каждом соревновании, а недоумевающий зритель не понимать: «почему та, а не эта гимнастка занимает высшую ступень пьедестала?»
Поворотным моментом станет Олимпиада 2000 года в Сиднее. Об этом в следующей заметке.
Амина Зарипова, Россия
Яна Батыршина, Россия
Пьедестал почета
Екатерина Серебрянская, Украина
Елена Витриченко, Украина
Наталья УКРАИНСКАЯ, для sport.ua
Individual AA Finals
Games of the 26th Olympiad Atlanta (USA) 1996
Games of the 26th Olympiad Atlanta |
Rope |
Ball |
Clubs |
Ribbon |
Total |
||
1 |
Ekaterina Serebrianskaya |
UKR |
9.950 |
9.950 |
9.950 |
9.833 |
39.683 |
2 |
Yanina Batirchina |
RUS |
9.850 |
9.916 |
9.933 |
9.683 |
39.983 |
3 |
Elena Vitrichenko |
UKR |
9.866 |
9.800 |
9.849 |
9.816 |
39.331 |
4 |
Amina Zaripova |
RUS |
9.783 |
9.866 |
9.832 |
9.783 |
39.265 |
5 |
Maria Petrova |
BUL |
9.733 |
9.783 |
9.733 |
9.750 |
39.000 |
6 |
Eva Serrano |
FRA |
9.683 |
9.700 |
9.700 |
9.733 |
38.817 |
7 |
Larissa Lukyanenko |
BLR |
9.466 |
9.750 |
9.700 |
9.750 |
38.666 |
8 |
Tatiana Ogrizko |
BLR |
9.583 |
9.682 |
9.599 |
9.666 |
9.530 |
9 |
Almudena Cid Tostado |
ESP |
9.700 |
9.566 |
9.683 |
9.566 |
38.515 |
10 |
Magdalena Brzeska |
GER |
9.516 |
9.600 |
9.566 |
9.633 |
38.315 |
Серебрянская. Булавы
Серебрянская. Лента
Серебрянская. Скакалка
Батыршина. Булавы
Батыршина. Мяч
Батыршина. Лента
Батыршина. Скакалка
Витриченко. Лента
Витриченко. Мяч
Витриченко. Скакалка