Роман ШИРОКОВ: «Достигли дна. Оттолкнулись. Всплываем»
От действий хавбека сборной России в сегодняшнем матче с ирландцами будет зависеть многое
- 06 сентября 2011, 11:18
- |
- 1528
- 2
От хавбека сборной России Романа Широкова в сегодняшнем матче с ирландцами будет зависеть многое. Потому что именно ему, скорее всего, придется сыграть и за себя, и за «того парня» - дисквалифицированного Игоря Денисова.
КАК ЗАМЕНИТЬ ДЕНИСОВА?
- Вспоминая первое свидание российской сборной с ирландцами в Дублине, Андрей Аршавин в интервью «СЭ» назвал одной из главных причин победы то обстоятельство, что ваше трио с Денисовым и Зыряновым сумело полностью «схватить» центр. Получится ли это сделать во вторник без Денисова?
- Игорь - это, конечно, большая потеря, тем более что сейчас он в очень хорошей форме. Но надеюсь, справимся и без него.
- Кто-то его механически заменит или придется перестраивать всю игру?
- Так, как Денисов, вряд ли кто-то сможет сыграть - и в плане отбора, и в плане объема совершаемой работы. Поэтому предстоит перераспределить его обязанности между центральными хавбеками, играть более компактно и предельно четко во взаимодействиях. Многое будет зависеть и от игры соперника: одно дело - комбинационный стиль македонцев, другое - дальние забросы и фланговые проходы ирландцев.
- При этом главная часть забот Денисова, судя по всему, ляжет именно на вас. При том что вам самому, насколько я понимаю, куда комфортнее играть ближе к атаке, чем цементировать оборону?
- Естественно. Но если нужно будет опуститься на место Игоря, никаких проблем для меня не возникнет.
- Вернемся к матчу с Македонией. Чем была вызвана некоторая неразбериха в нашей центральной зоне? Показалось, что при смещениях в центр Зырянова, номинально действовавшего на правом фланге, людей там становилось больше, чем нужно, а в результате Денисов несколько раз оставался один на один с Пандевым, не получая помощи...
- Скорее всего, так и было. В каких-то эпизодах мы надеялись друг на друга, поднимаясь достаточно высоко вперед, а при перехватах соперника в центре образовывалась настоящая куча, разобраться в которой всегда труднее. Не могу пока четко проанализировать отдельные эпизоды, потому что матч еще не пересматривал, но некий разнобой действительно имел место.
- Получается, смена схемы во втором тайме была не просто обоснованной - вынужденной?
- Менять действительно что-то надо было, потому что играть так же и после перерыва было категорически нельзя.
- В скорости и агрессии удалось добавить именно за счет смены схемы?
- Скорее за счет того, что каждый понимал: если не добавим, матч упустим. Мы с первых же минут второго тайма стали больше контролировать мяч, что сразу же изменило характер матча.
- Почему не удалось взять его под контроль еще в первом тайме?
- У нас самих не все получалось, да и македонцы, пока оставались свежими, успевали нас накрывать. После перерыва они уже подустали, а мы, напротив, стали двигать мяч быстрее. Но перестройка тоже поспособствовала изменению характера игры - появление Ромы Павлюченко помогло как в прессинге, так и в выходе из обороны в атаку.
- Для тройки центральных полузащитников клубная сыгранность принципиальна?
- Она, безусловно, важна - играя вместе в клубе, мы уже на автомате понимаем, кто куда бежит в той или иной ситуации. А тот же Игорь Семшов в «Динамо» играет несколько в другой футбол, его функции там значительно отличаются от наших. Но мы уже не раз играли с ним - в частности, в начале цикла, когда Гарик Денисов был травмирован. Так что неразрешимых проблем быть точно не должно.
ВРЯД ЛИ ИРЛАНДИЯ БУДЕТ РИСКОВАТЬ
- Что нужно сделать, чтобы не загнать себя в плохую позицию в дебюте встречи с ирландцами подобно тому, как это произошло с македонцами? Для них-то это вообще будет матч жизни или смерти.
- Не думаю, что они приедут кровь из носу выигрывать. Естественно, если такой шанс подвернется, они в него вцепятся. Но, как кажется, чрезмерного риска с их стороны ждать не приходится - синица в руках в виде второго места в группе перевесит призрачного журавля в небе.
- У вас в такой ситуации тоже перевесила бы?
- Понимаете, рассуждать до игры можно как угодно, но на поле все зависит от того, как эта игра пошла. И именно ее ход делает тот или иной результат оптимальным.
- А если не пошла?
- Тогда надо перестроиться и ждать своего шанса в контратаках. Правда, настроение уже будет совсем не такое бравурное.
Что же касается ирландцев, то не исключаю, а вернее, даже предполагаю вариант, при котором они постараются бурно начать, чтобы взять инициативу в свои руки. Но если первый порыв не удастся, игра с их стороны станет куда более аккуратной.
- Что нам надо сделать, чтобы порыв не удался? С Македонией-то мы позволили сопернику многое...
- Хуже, чем с Македонией в первом тайме, играть, по-моему, уже нельзя. Так плохо, во всяком случае, в нынешнем отборочном цикле мы точно не играли. Имею в виду официальные матчи, конечно. То есть мы достигли некоего дна. А когда достигаешь дна, отталкиваешься от него и всплываешь на поверхность. Оттолкнулись. Будем всплывать.
- Все сейчас в один голос говорят, что матч с ирландцами станет совсем другим, нежели игра с македонцами. Адвокат сказал даже, что он будет легче. Вы тоже так считаете? И что вкладывается в понятие «совсем другой»?
- Игры, безусловно, будут разными, хотя бы потому, что ирландцы действуют на поле совсем иначе, чем македонцы. И тактически, и по стилю. Стоит ждать прежде всего дальних забросов и проходов по флангам.
- Будет ли необходимость достижения результата кровь из носу давить на соперника?
- Я уже сказал, что ирландцы вряд ли будут добиваться победы во что бы ни стало. Это для нас потеря очков с македонцами стала бы катастрофой, а для Ирландии главная задача во вторник, как мне кажется, не проиграть. И уже по ситуации - попробовать выиграть.
- Наши установки отличаются от ирландских?
- Наша главная задача - сыграть в свой футбол. А принципиально дома команда должна думать о победе в куда более императивных тонах, чем в гостях.
- Можно ли сказать, что в «Лужниках» нас ждет прежде всего сшибка характеров, а тактика может отойти на второй план?
- Перед последней игрой «Зенита» с ЦСКА все тоже говорили о сшибке характеров и о том, что команды вряд ли смогут удивить друг друга. Но наш главный тренер такую возможность нашел.
- Адвокат сможет придумать что-нибудь подобное?
- Надеюсь на это.
- Валидольная концовка матча в Дублине, где вы едва не упустили преимущество в три мяча, чему-нибудь научила? Ирландцы ведь будут бороться и при 0:5?
- Ну, при 0:5 это вряд ли. А что касается 0:3, то любая команда боролась бы. Забиваешь гол - и уже появляются какие-то шансы. Мы бы точно так же бежали вперед и, если бы удалось зацепиться, зацепились бы. Другое дело, что, стремясь только вперед, гораздо проще получить четвертый мяч в свои ворота (что, кстати, в Дублине и должно было произойти - Павлик Погребняк мог забивать и хоронить ирландцев), но это уже у кого как сложится.
При этом выводы из гостевой концовки мы, безусловно, сделали и в подобной ситуации будем еще больше стараться отодвигать игру от собственных ворот. Главное, чтобы она, такая ситуация, возникла.
ГОРЕ-ФАНАТЫ ПУСТЬ ОСТАЮТСЯ ДОМА
- Что во вторник будет важнее всего непосредственно в футбольном плане?
- Положить мяч на землю и контролировать его. От единоборств с ирландцами в любом случае не уйдешь, но надо сделать так, чтобы они больше бегали за нами, а не толкались.
- За счет чего это можно достичь?
- За счет хорошего движения и точных передач. Если они будут получаться, даже бегать много не придется.
- Кто-то из ирландцев запомнился вам по первому свиданию?
- Честно говоря, нет. Естественно, Макгиди я знаю лучше всего, еще Кина. А из остальных вроде бы хорош молодой форвард из «Вулверхэмптона» - Дойл.
- Насколько в пятницу вам помогли болельщики? И чего вы ждете от них во вторник?
- Помогли просто здорово. А жду еще большей поддержки. И, слава богу, что неуверенный начальный свист в адрес Юры Жиркова сменился к концу матча овацией в его честь. Значит, болельщики сумели перестроиться, что очень хорошо.
- Может, особо ревностные хулители Жиркова просто последовали вашему совету после Сербии и остались дома?
- Не знаю. Но, думаю, сами свистуны ничего не решают. Им сказали - они свистят, дали другую отмашку - прекращают.
- А как вы относитесь к тому, что часть спартаковских болельщиков призывает игнорировать сборную, в которой нет красно-белой крови?
- Думаю, что большинство болельщиков «Спартака» поддерживает национальную команду - тем более что в ней хватает спартаковских воспитанников. А подобные призывы идут от радикально настроенных фанатов, отсутствие которых на трибунах только на благо футболу.
- То есть лучше играть при полупустых трибунах, нежели на стадионе, заполненном такими фанатами?
- Когда на домашней игре болеют против тебя - это абсурд. Горе-болельщики действительно пусть остаются дома. Да и пустым стадион в любом случае не останется. Если ты болеешь против конкретного игрока или клуба - иди на матчи этого клуба в Москве и самовыражайся, но устраивать футболистам обструкцию на игре сборной - это за гранью.
- Как думаете, ситуация вокруг матчей Жиркова в сборной окончательно устаканилась?
- Хочется верить - да, тем более что вся пресса активно встала на сторону Юры и призывала к прекращению безумных акций.
МИФЫ ВОКРУГ СБОРНОЙ
- Среди ряда журналистов есть мнение, что освистывание Жиркова в игре с Сербией только больше сплотило команду. Оно имеет под собой основание?
- Думаю, это один из мифов вокруг сборной.
- Один из? Значит, существуют и иные? Какие, не назовете?
- Ну вот, например, тот, что футболисты сборной не хотят общаться с прессой. Журналисты сами его придумали, сами раскрутили и буквально вложили в уши читателям и зрителям, которые думают теперь, что сборная заперлась в отеле, как в осажденной крепости, и всех игнорирует. Даже, когда мы приходим на пресс-конференцию, оказывается, что у нас лица не те и на вопросы мы отвечаем не так.
А если мы займем такую же позицию? Придем на пресс-конференцию, посмотрим на журналистов и заявим: нам вот эта физиономия и еще вот эта не нравятся, они оскорбляют наши эстетические чувства. После чего развернемся и уйдем. Что тогда будет?
Сборная на самом деле открыта для общения, во всяком случае, большая ее часть. Другое дело, когда читаешь, как извращают твои ответы даже на пресс-конференции, уважение к некоторым журналистам пропадает само собой. И желание общаться с ними, естественно, тоже. Но мы тем не менее на пресс-конференции приходим, значит, отнюдь не закрываемся.
- При этом вам пеняли за односложные ответы на этой пресс-конференции…
- Мне интересно: а как, по мнению обвинителей, нужно отвечать? Задают вопрос: прокомментируйте матч ЦСКА - «Спартак». Что я на это должен ответить, если матч этот не видел? Мы игроки другого клуба, так корректно ли нам вообще комментировать ту встречу? Тем более что пресс-конференция посвящена делам сборной.
- Имелось в виду то обстоятельство, что в матче «Спартак» - ЦСКА получил травму основной вратарь сборной.
- Об этом мы сказали, посочувствовав и пожелав Игорю скорейшего выздоровления. Но нас же пытались заставить комментировать сам матч! Если вас интересуют прежде всего клубные дела - приезжайте к нам на базу в Удельную. Там и поговорим.
НА ВТОРОЕ МЕСТО НЕ СОГЛАСЕН
- И все-таки - если существует конфликт, виновны в нем обычно обе стороны.
- Может быть, отношения сборной с прессой недостаточно выстроены, и стоило бы, к примеру, составить четкий график, кто когда общается с журналистами после тренировок. Но при этом пресса к этому общению тоже должна подходить более профессионально и более, скажем так, благожелательно. А приходить с дурацкими вопросами, потом перевирать ответы и обвинять при этом сборную в закрытости - проще всего. Но и неэффективнее всего - тоже.
- Вы резче всех своих партнеров отреагировали на высказывания Дмитрия Губерниева в адрес Славы Малафеева. Природное чувство справедливости взыграло?
- Да я отреагировал не на высказывания даже, а на последующую реакцию комментатора. Отлично понимаю, что он не хотел сказать то, что сказал в эфир. Но если уж это случилось, найди в себе силы либо заявить, что да, я так и думаю, либо извиниться. Если ты такой и есть, соответственным будет и отношение к тебе, и последующие Славины шаги. А придумывать какие-то нелепые оправдания о вратаре сборной Дании и так далее - это издевательство или просто глупость. Да и позиция канала, который вместо четких извинений заявил о намерении их принести, тоже удивила.
- Вы в курсе шуток, которые ходят о вашем увлечении твиттером? Такая есть, например: Широков только что отдал голевую передачу, почему он еще не сообщил об этом в твиттере?
- В курсе. Отношусь к ним абсолютно спокойно. Если шутка смешная - сам посмеюсь.
- И согласны с образом абсолютно твиттерозависимого персонажа?
- Я просто знаю, что этот образ не имеет ничего общего с действительностью. Уделяю твиттеру час в день максимум, а чаще всего захожу лишь на 10-15 минут.
- Вернемся к футболу. В новейшей истории сборной России вокруг нее случались самые разные предматчевые настроения - от эйфории перед Германией до тревоги перед Арменией. Как чувствуете, к какому из полюсов ближе нынешнее? И как ощущает себя сама команда?
- Тревоги точно нет. А болельщики могут, как мне кажется, ждать победы и хорошей игры - к этому есть все предпосылки.
- Какие именно?
- Неудачная предыдущая игра, сильный неуступчивый соперник, судья, при котором разные сборные в официальных матчах уже шесть игр подряд проигрывали дома… Разве этого недостаточно, чтобы все преодолеть и победить?
- Выход в финальную часть для сборной России - это само собой разумеющееся плановое задание, мечта или, может быть, вовсе чудо?
- Нельзя говорить о том, что такой выход сам собой разумеется, но в подобной группе мы, строго говоря, обязаны занимать первое место.
- Сейчас, когда напряжение достигло апогея и каждый следующий матч может перевернуть ситуацию как в сторону первого места, так и в сторону третьего, согласились бы на второе не глядя?
- По-моему, наша турнирная ситуация совсем не располагает к подобным соглашениям.
- А если…
- А вот про «если» давайте не будем!
- На данный момент кто видится главным соперником - Ирландия или Словакия?
- Ирландия. Тем более что верю: армянская сборная даст словакам настоящий бой.
Sport.ua