Юрий СВИРИДОВ: «Иногда спрос превышает предложение»
Директор «Шахтера» по маркетингу объяснил, почему клуб прекратил продажу абонементов на сезон
- 24 августа 2011, 10:43
- |
- 24 августа 2011, 11:06
- 3142
- 1
Со следующего сезона «Шахтер» вводит программу «Лист ожидания». О новых правилах приобретения абонементов рассказал директор по маркетингу и коммуникациям ФК «Шахтер» Юрий Свиридов.
-- Юрий, все ли желающие смогут приобрести абонементы на сезон - 2012/13?
-- По большому счету, все. Но при условии, что в нынешнем сезоне эти болельщики будут посещать матчи «Шахтера». Есть два понятных способа приобретения абонемента на следующий футбольный год. Первый: быть абонементщиком этого сезона и посетить не менее трех игр. Второй: посещать матчи по билетам, но быть владельцем карточки Fan ID. Побывав на трех играх по этой карточке, можно быть включенным в «Лист ожидания», и опять же получить право приобрести абонемент в следующем сезоне после того, как это сделают владельцы сезонных пропусков. Возможно, три матча - это еще не та цифра, которая определяет лояльность. Но это первый этап. Мы на это пошли сознательно, чтобы исключить злоупотребление со стороны болельщиков, которые приобретают абонементы только из-за Лиги чемпионов или самых рейтинговых матчей. В прошлом сезоне «Шахтер» достаточно удачно выступил в Лиге чемпионов, пять матчей этого турнира были сыграны на «Донбасс Арене», и были у нас опасения, что спрос на абонементы очень сильно вырастет, что, в принципе, и произошло. В этом году мы продали 22 тысячи сезонных пропусков по сравнению с 17 тысячами прошлого сезона.
-- На сезон - 2011/12 продажа абонементов еще открыта?
-- Нет. Мы приняли принципиальное решение остановить продажу абонементов и работать по двум направлениям, о которых я уже сказал. Если кто-то не успел купить абонемент - пожалуйста, приобретайте билеты, посещайте матчи, но обязательно предъявляйте карту Fan ID. Кстати, болельщиков, владеющих этой карточкой, уже достаточно много. И в перспективе мы бы хотели, чтобы каждый из тех, кто по каким-либо причинам не смог приобрести абонемент, посещал матчи по карточке Fan ID. Только так мы можем понять, кто из болельщиков наиболее лоялен к клубу. И только так мы можем в будущем премировать тех, кто чаще остальных посещает матчи. Естественно, когда наступает время рейтинговых матчей, спрос превышает предложение. И получается, что болельщики, которые не всегда посещали матчи или вообще их не посещали, каким-то образом получают возможность приобрести билеты. Мы хотим уйти от этой системы и выстроить объективную, прозрачную схему продажи билетов самым лояльным, самым преданным болельщикам.
-- Что касается программы «Лист ожидания», насколько она важна?
-- Это достаточно важная программа, потому что она помогает нам по ходу сезона определить болельщиков, которые уже приняли решение приобрести абонемент на следующий сезон. Поэтому с одной стороны это удобный инструмент для нас, а с другой - для болельщиков, потому что они могут уже сейчас гарантированно забронировать себе место на следующий сезон. Болельщики должны понимать, что количество абонементов ограничено. Но будучи в «Листе ожидания», они имеют все шансы купить абонемент.
-- Что общего у этого «Листа ожидания» с тем, который вводился перед домашними матчами «Шахтера» в Лиге чемпионов прошлого сезона?
-- «Лист ожидания», который мы вводили под Лигу чемпионов, был способом приобретения билетов на один конкретный матч для тех болельщиков, которые не имеют возможности посещать поединки «Шахтера» в чемпионате Украины. У нашего футбольного клуба есть достаточное количество поклонников по всей стране и за ее пределами, и мы обязаны предоставить возможность каждому болельщику приобрести билет. Таким образом, зарегистрировав себя в этом списке, первые 500 человек гарантированно получали возможность купить два билета. И, насколько я знаю, процентов 80 из них пользовались своим правом, приезжали на игру из Одессы. Киева, Западной Украины, России… Теперь мы создали «Лист ожидания» на приобретение абонементов. Посетив три матча по ходу сезона, можно себя в нем зарегистрировать и ждать права на покупку сезонного пропуска на следующий футбольный год. Кстати, уже сейчас порядка двух тысяч человек по карте Fan ID посетили три матча, а то и все четыре в этом сезоне на «Донбасс Арене» и зарегистрировались в «Листе ожидания». Мы понимаем, что сезон только начался и, может быть, не все еще решили стать владельцами абонементов. Но мы работаем с ними, созваниваемся, общаемся. В процессе общения болельщики понимают преимущества, и постепенно этот список увеличивается. Мы уже запустили специальную программу, и сейчас каждый болельщик может зайти на сайт, посмотреть свою позицию в «Листе ожидания». То есть эта процедура достаточно прозрачна.
-- Возможна ли ситуация, что спрос превысит предложение, и желающих приобрести абонементы на следующий сезон будет слишком много? Сколько времени в таком случае придется ждать болельщикам из «Листа ожидания»?
-- В будущем, думаю, приобретать абонемент будет все сложнее. И болельщики, которые не смогут это сделать в будущем сезоне, останутся в очереди на следующий год. В принципе, такая система работает во всех ведущих футбольных странах. Там тоже у болельщика нет гарантии, что он купит абонемент на будущий сезон, и «Лист ожидания» растягивается на годы. Болельщики должны понимать, что приобрести абонемент не так просто и что, однажды его купив, они должны им дорожить. Ведь это ваше место на стадионе на долгие-долгие годы.
-- При создании программы «Лист ожидания» на опыт каких европейских клубов опирался «Шахтер»?
-- Сложно сказать, потому что мы создали во многом уникальную систему. Насколько я знаю, карты, подобной нашей Fan ID, нет ни в одном клубе. Мы идем по своему пути развития, при этом изучая опыт лучших клубов. Как я уже сказал, наилучшая посещаемость и наибольшая доля продажи абонементов - в Англии. В прошлом году мы посетили лондонский «Арсенал» и достаточно много информации почерпнули оттуда. Но у них немного другая ситуация. В «Арсенале» есть понятие Membership: болельщики, будучи членами клуба, ежегодно платят определенный взнос. И там порядка 200 тысяч таких людей. И учитывая, что стадион «Эмирейтс» вмещает всего 60 тысяч человек, из которых 50-55 тысяч - абонементщики, «Лист ожидания» состоит даже из разных групп - по приоритетности приобретения билетов. Но понятно одно: чтобы купить билет на матч, в большинстве случаев нужно быть членом клуба и иметь соответствующую карточку. То есть бумажный билет никто не покупает.
-- То есть карта Fan ID - это не что иное, как своеобразное удостоверение члена ФК «Шахтер»?
-- В какой-то степени да, потому что благодаря этой карте мы понимаем, кто наш болельщик, мы имеем возможность с ним связаться, мы видим, как он посещает матчи, и мы отдаем ему приоритетное право на приобретение билетов на рейтинговые игры и еврокубковые матчи.
-- Может быть, звучит нелепо, но что делать владельцу абонемента, если он пропустил матчи по уважительной причине? Например, уезжал на долгое время или, не дай Бог, болел?
-- Для этого пока и существует, скажем так, нижний предел в три матча. Если человек за весь сезон не посетил даже трех игр, согласитесь, это уже достаточно подозрительно. Если болельщик не может сходить на футбол и действительно дорожит своим местом и правом продлить абонемент на следующий сезон, а также правом первым приобрести билеты на Лигу чемпионов, то есть смысл передать свой абонемент друзьям, родственникам, знакомым. В таком случае мы только популяризируем футбол. То есть наш абонементщик может пригласить друзей, которые, быть может, никогда не ходили на футбол. Посетив стадион, побывав на матче, окунувшись в эту атмосферу, ощутив уровень сервиса, есть достаточно высокая вероятность, что они сюда вернутся уже самостоятельно. Здесь я не вижу никаких проблем.
Пресс-служба ФК «Шахтер»