Джеймс ЭЛЛИСОН: «Мы обратили внимание на головы»

В целях безопасности пилотов, болиды Формулы 1 могут сделать полностью закрытыми

- Джеймс, насколько серьёзно обновление аэродинамического тоннеля с 50 до 60 %?
- Что ж, было проделано много работы, без сомнений. Люди называют модели для продувки в трубе «моделями», но по сути это совсем не модели. Это вещи, которые стоят почти столько же, сколько и реальные машины, и почти так же сложны. Просто изменение модели с 50 % до 60 % уже является сложной инженерной задачей, но в нашем случае рабочие секции аэродинамической трубы не были достаточно большими, чтобы обеспечить работу 60-процентной модели, так что нам было нужно всё разобрать и заменить деталями, которых достаточно для новой модели. Проект был начат примерно год назад, а недавно наступила его кульминация.

- Как вы думаете, сколько времени вы потеряли? И можно ли сказать, что сейчас работа ведётся по полной?
- Времени в аэродинамической трубе было потеряно очень мало, ведь одна из самых главных задач для всех команд - сохранять работу аэродинамического тоннеля и обеспечивать продолжение развития аэродинамики. Мы сделали максимум, чтобы минимально повлиять на наши тесты в тоннеле. Он не работал 12 дней.

- Вы стали председателем технической группы FOTA. Какие у вас обязанности?
- Ответственность серьёзная. Думаю, все согласятся, что FOTA - это группа, которая заметно действовала в интересах спорта, очень конструктивно работая в сфере технического регламента - рабочая группа является одной из важных составляющих ассоциации. Это подразделение, которое старается конструктивно смотреть на среднесрочную и долгосрочную перспективу и вносить свой вклад в то, чтобы правила работали хорошо. Группа серьёзно работает вместе с FIA, и, надеюсь, я смогу продолжить дело, начатое моими предшественниками, эффективно проводя все собрания.

- Перед этой гонкой вы сказали, что пусть машины говорят за себя сами, когда речь идёт о сделанных модификациях. И что они сказали сегодня?
- У нас был достойный день. Когда я говорил про то, что пусть машины скажут всё сами, я имел ввиду, что у нас будет ряд обновлений по ходу следующих гонок, которые, как мы надеемся, позволят нам стать ближе к той форме, которая была на старте сезона, а не к той, какая была в последние две-три гонки. Очень легко говорить: «У вас есть это и это». Но намного приятнее реально внедрить всё, чтобы все могли видеть эффект. Надеюсь, так и будет.

- У FIA есть идея сделать машины закрытыми по соображениям безопасности. Хотелось бы узнать ваше мнение об этом. Думаю, вся аэродинамика изменится…
- Это то, что немного обсуждалось на заседаниях Технической рабочей группы. Мы обращаем внимание на головы пилотов - имея ввиду как большие предметы вроде шин, так и маленькие детали - памятуя об инциденте Фелипе. Есть несколько предложений: одно из них - сделать полностью закрытую капсулу. Другое - новый визор, при котором пространство перед головой пилота остаётся открытым, но впереди него есть визор. Есть и третий тип предложений. При нём впереди нет никакого стекла, но зато есть защитная структура, которая может отражать все крупные предметы. Все эти вещи обсуждались, вы видели это из предложений FIA, которые были недавно опубликованы. Эти предложения показывают, что были проведены начальные исследования, чтобы оценить практичность предложений, но есть есть много вопросов, на которые нужно ответить. Закрытая капсула окажет эффект на аэродинамику - неплохой, так как будет проще управлять потоком воздуха, чем при открытом кокпите. Но есть вещи, которые надо обсудить - например, лёгкость эвакуации в случае аварии, сохранение капсулы чистой, ведь она может покрываться маслом и так далее. Так что у каждого из предложенных решений есть свои достоинства и недостатки, и нам нужно провести базовое исследование, чтобы выбрать лучший путь.

- Я бы хотел узнать ваше мнение насчёт того, что Международная федерация решила с 2014 года использовать лишь электрические устройства во время передвижения по пит-лейну. Вы согласны с этим? Как вы считаете, может ли такое решение вызвать оппозицию внутри Всемирного совета по автоспорту?
- Стефано довольно чётко всё прокомментировал. Есть технические сложности, которые нужно прояснить, чтобы это произошло, но ничего невозможного нет - просто нужно исполнить вещи, чтобы изменить конфигурацию машины по сравнению с нынешней. Это сложно с точки зрения дизайна, но не невозможно. Насколько я понимаю, идея обсуждалась в различных группах и получила в основном позитивные отзывы как полезная инициатива. Но есть доводы за и против, которые мы всё ещё обсуждаем.

www.lotusrenaultgp.com

Михаил Шаповалов Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 22 декабря 2024, 05:23 1

Это был бой-реванш за титул чемпиона мира в супертяжелом весе