О кругообороте тел и чувств в природе

Постскриптум к первому дню соревнований

Сначала - одно несколько отстраненное от гимнастики рассуждение. Наблюдая вчера за соревнованиями, я то и дело вспоминала высказывание известного человека, к гимнастике никакого отношения не имеющего. Речь идет о выдающемся украинском дирижере Романе Кофмане. Как-то в интервью он посетовал на то, что из-за своей профессии (точнее, специфического для дирижера симфонического оркестра восприятия мира) он лишен возможности поехать отдохнуть, например, в санаторий или Дом отдыха - по той простой, что в подобных заведениях (во всяком случае, в тех, что находятся на просторах бывшего Союза) с утра до вечера повсюду громко и очень навязчиво звучит, мягко говоря, не самая лучшая в мире музыка. А поскольку любой звук дирижер воспринимает всей сущностью, то долго находиться в подобном месте для него столь же мучительно, как обычному человеку - обитать рядом с большой помойкой.

Слушая вчера безмерное количество разной (по жанрам и стилям) музыки (к слову, только в сильнейшей группе «личниц» было исполнено 40 упражнений), я время от времени задавалась вопросом: как себя чувствовал бы на соревнованиях по художественной гимнастике Роман Кофман или какой-нибудь другой «звуковой гурман»? И смею предположить, что, по крайней мере, пыткой это для него не было бы. Потому как у большинства тренеров-постановщиков все-таки очень хороший музыкальный вкус.

Вообще, для настоящего меломана соревнования по художественной гимнастике - это что-то на подобии викторины. Вот звучит композиция - и тебе в ней слышится что-то очень знакомое. И начинаешь вспоминать название произведения или имя автора, или название фильма, в котором, как тебе кажется, звучал этот саунд-трек. А проблема в том, что подтвердить или опровергнуть свои предположения не представляется возможности. Это на соревнованиях по фигурному катанию (извините уж, уважаемые читатели, что я в каждом репортаже вспоминаю родственный по красоте вид спорта) в телекартинке обязательно указывается, под какую музыку будет исполнена программа.

Увы, на соревнованиях «художниц» такую информацию не предоставляют даже журналистам. Что удивительно, порой даже сами гимнастки не знают, название музыкальной композиции, под которую они выступают. Хотя, как по мне, то это не только интересно, но и важно для общего развития юной спортсменки…

Но это все лирика. Перейдем к итогам (пока предварительным) соревнований. Как мы уже сообщали, после двух видов команда Украины, представленная Алиной Максименко и Анной Ризатдиновой, идет третьей, проигрывая белорускам больше пяти баллов и меньше чем на балл опережая сборную Азербайджана.

Вообще, борьба за бронзу сегодня наверняка будет очень упорной, ведь и болгарки с израильтянками отстают от нас не намного. А вот судьба командного золота, и серебра, похоже, уже решена. К первому на всех парам мчится сборная России в составе Евгении Канаевой, Дарьи Кондаковой и Дарьи Дмитриевой. Россиянки опережают белорусок более чем на четыре балла. Помешать им победить может разве что только чудо. Не меньшее чудо может отобрать у белорусок серебро.

Несколько отдельных слов - о выступлении Евгении Канаевой. Честно говоря, когда смотришь соревнование вживую, ее упражнения производят ошеломляющее впечатление. Помнится, Ирина Винер когда-то сказала, что между Алиной Кабаевой и Евгенией Канаевой разница - только в одной букве фамилии. Но, на мой взгляд, их гимнастические жанры совершенно непохожи. Если гимнастика Кабаевой представляла собой трюкачество в чистом виде, многократно помноженное на потрясающее личное обаяние спортсменки (из-за чего ей, наверное, и прощалась явная «грязь» в поворотах, линиях и т.д. ), то исполнительский стиль Евгении Канаевой - это, прежде всего, потрясающая чистота в мелких движениях.
Как ни странно, но глядя вчера на выступление Евгении Канаевой, я опять-таки вспомнила фигуристов - американский танцевальный дуэт в составе брата и сестру Шибутани, который в этот году сенсационно (впервые выступая на взрослом уровне) выиграл бронзовые медали. Их произвольный танец был не очень эмоциональный, но с точки зрения техники владения коньком выглядел феноменально. Это было просто какое-то фантастическое кружево, когда один элемент переходит в другой.

Точно таким же «кружевом» мне показались упражнения Канаевой. Все выверено до миллиметра, ни одного лишнего движения! И, на мой взгляд, точно такая же, как у Шибутани, экономия чувств. В этом смысле Канаева - абсолютная противоположность Кабаевой, которая просто излучала килоджоули энергии!..

Наша Алина Максименко в этом смысле гораздо ближе к Кабаевой. Каждое свое упражнение она выполняет, как говорится, на разрыве аорты. И эта эмоциональная сверхчувствительность иногда, мне кажется, ей мешает. Так, вчера Алина на какое-то мгновение утратила контроль над мячом. Причем это был не высокий бросок, а работа в партере - предмет просто укатился в сторону. Ерундовая, в общем-то, ошибка, стоившая в итоге спортсменке попадания в финал (в «мяче» у Алины девятый результат).
Вообще, соотношение техники и артистизма - это очень тонкий вопрос. Он существует в гимнастике, фигурном катании, балете. Так, несколько месяцев назад я имела удовольствие лицезреть в Национальной опере Украины как балерина, блестяще прокрутив 32 фуэте, вместо финальной позы очень «артистично» села на пятую точку (просто мысленно, наверное, сказала себе - ну все, докрутила, какая же я молодец, и тут же получила по полной программе).

С другой стороны, наша жизнь (спорт и искусство - в том числе), наверное, была бы гораздо менее интересной, если бы в ней не существовало противоречий…

Светлана НАКОНЕЧНАЯ из Минска, Беларусь, специально для Sport.ua
СК «Гармония-Элит» за возможность освещения ЧЕ в Минске

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 25 ноября 2024, 06:23 36

Шахтер после разгрома Ингульца продолжает идти на третьей позиции

Комментарии