РИВАЛДО: «В Бразилии второе место ничего не значит»
Интервью с Ривалдо – звездой бразильского футбола начала 2000-х годов
- 23 марта 2011, 14:09
- |
- 23 марта 2011, 14:11
- 6451
- 7
В футболе, как и в моде, всё винтажное вновь становится актуальным. На наших с вами глазах оживают герои 90-х годов. Йенс Леманн возобновил свою игровую карьеру, отозвавшись на откровенный зов помощи со стороны лондонского «Арсенала», Роберто Карлос соблазнился на миллионы махачкалинского «Анжи» и поднимает авторитет дагестанского клуба в Российской Премьер-Лиге, Ривалдо, когда все от него ждали «последнего вздоха» на футбольном поле, неожиданно перешёл в «Сан Паоло». Не доигрывать. Пресс-служба ФИФА решила поинтересоваться у действующего бразильского полузащитника секретом футбольного долголетия, заодно вспомнив самые яркие эпизоды в карьере Витора Борбы Феррейры.
ОТСТУПЛЕНИЕ
Я не случайно упомянул полное имя Ривалдо. Каждый из нас познавал футбол по-своему. Лично я отлично помню, как раз и навсегда запечатлел в своей памяти полные инициалы бразильской звезды. Случилось это в раннем детстве, в ту пору, когда футбол по телевизору ещё не предоставлялся в таком обширном количестве, а доступ к отечественной футбольной прессе был ограничен. Источником познания игры номер один служили… жвачки, выпущенные в яркой наклейке сразу после чемпионата мира-1998 по Франции. В Средней Азии всегда любили товары из Турции, жвачки исключением не стали. Вместе с вкусным товаром, портящим зубы, были специальные наклейки, которые я до сих пор бережно храню в ограниченном экземпляре под защитной плёнкой фотоальбома. В один прекрасный день, разворачивая в очередной раз наклейку, я с удивлением прочёл длинное имя уже тогда знакомого мне футболиста Ривалдо. «Витор Борба Феррейра» - стереть эти инициалы из моей памяти не получится даже путём полной «перезагрузки».
Самым блестящим отрезком в карьере Ривалдо стала вторая половина 1990-х годов и начало 2000-х, когда бразилец успешно выступал за «Депортиво» из Ла-Коруньи и каталонскую «Барселону». В 1997-м году за Ривалдо «Барса» заплатила двадцать шесть миллионов долларов США! Своим мячом через себя в ворота «Валенсии» в последней игре сезона 2000-2001 Ривалдо полностью оплатил по счетам. Специалисты до сих считают тот великолепный мяч бразильца одним из лучших в совокупности важности, красоты и неповторимости в истории мирового футбола. Уход из «Милана» ознаменовал с собой закат звезды южноамериканца. Для кого-то Ривалдо - образец для поведения, человек, который не пожалел в 1999-м году распилить свой «Золотой мяч» на шестьдесят пластин и раздать их всем причастным к успеху людям: игрокам, тренерам, врачам, массажистам, уборщице в раздевалке и даже клубному сапожнику. Для других Ривалдо был, есть и будет симулянтом, провинившимся на чемпионате мира-2002 в матче с Турцией. Полузащитник поджидал у углового флажка мяч для выполнения корнера, когда защитник турков Хакан Унсал слабенько подбросил «снаряд» в сторону Ривалдо. Бразилец, вызывая жалость, схватился за лицо и дождался удаления Унсала. После видеоисследования Ривалдо наказали на 11 тысяч 670 швейцарских франков. Для меня же Ривалдо всегда будет жить в ароматной от турецкой жвачки наклейке с надписью «Витор Борба Феррейра».
В тридцать восемь лет икона бразильской средней линии Ривалдо должен был завершить карьеру, но внезапно он оставил «Моджи Мирим» и перешёл на правах аренды в «Сан Паулу». В интервью пресс-службе ФИФА Ривалдо поделился воспоминаниями о своих чемпионатах мира, вспомнил незримую связь с Зинедином Зиданом.
- Ривалдо, каково это взять и вернуться в бразильский футбол после долгого отсутствия?
- Я действительно очень давно не выступал в Бразилии. Конечно, мне следовало заново привыкать к местным привычкам, обычаям, поступкам, ведь я провёл четырнадцать лет зарубежом. Я уже подзабыл, что такое разбитые на части тренировки и длительное пребывание в гостиницах перед матчами. Я сейчас пребываю в «Сан Паулу», поэтому могу смело заявить, что я никогда ранее не играл в команде со столь хорошей организацией. Здесь просто нельзя провалить тренировку: это настоящий рай.
- Что будет Вашим самым серьёзным вызовом в этом сезоне?
- Всё в этой жизни - вызов, но масштаб вызова лично для меня намного больше обычного из-за возраста. Люди смотрят на тебя и спрашивают, задаются вопросами, а сможет ли он сыграть все девяносто минут матча. Каждый футболист устаёт. Конечно, я не супермен: я тоже устаю, и это абсолютно нормально. Но каждый раз через пятнадцать, двадцать минут после начала второго тайма, практически все начинают смотреть на меня. Иногда во время матча вас меняют из-за различных поводов, усталости, тактическим причинам, но когда это случается со мной, люди говорят примерно следующее: «это потому что он измочален». Но, позвольте, это далеко не так! Я принимаю участие в каждой тренировочной сессии, утром и после обеда, будьте разумными, с моей формой всё в порядке. Если ты можешь тренироваться с остальным составом, в таком случае, ты выдержишь девяносто минут игры. Я не нуждаюсь в дополнительном отдыхе только потому, что мне тридцать восемь лет. У людей имеются определённые предрассудки в отношении взрослых футболистов. Вот именно это немного мешает и давит.
- Какие приёмчики Вы ожидаете от соперников? Мы видели, насколько жёстко бразильские защитники действовали против вернувшегося на Родину Роналдо. С Вами случилось что-то подобное?
- Со мной люди хотят обмениваться футболками. Есть игроки, которые говорят мне о том, что я был лучшим футболистом на чемпионате мира в 2002-м году. Согласитесь, такими высказываниями не бросаются на публику, и они заставляют меня вкалывать на поле на полном пределе. Если говорить о футболе, то в середине поля царит хаос, борьба. Во время матчей нет времени для разговорчиков, верно? Нужно действовать с холодной головой, предельно быстро. Иногда мне достаются соперники, которые нещадно лупят меня по ногам. После завершения эпизода они извиняются и говорят мне: «Мой тренер приказал мне крепко держать Вас и не дать Вам пойти вперёд. Я знаю, Вы - великий игрок». Но я не обижаюсь на них, всегда говорю, что всё в полном порядке. Он должен делать то, что должен делать.
- На публике Вы всегда предпочитали оставаться несколько в стороне. Вам было сложно справиться со всей этой шумихой после возвращения?
- Я справился с этим. Я спокойный, скромный человек. Не люблю софиты и переполох вокруг себя. Я наслаждаюсь своей работой, и я счастлив сотрудничать с прессой, давать ей интервью, но я предпочитаю разговаривать тет-а-тет, как сейчас. Но я также обладаю мастерством осуществлять пресс-конференции. Когда всё прошло, мне даже аплодировали! Думаю, что должность президента в «Моджи Мириме» серьёзно помогла мне, потому что я должен был постоянно находиться на связи, быть голосом клуба. Правда, я всё ещё не люблю находиться на телевидении. Я не хочу зависеть от того, что скажут обо мне люди, чтобы я чувствовал себя хорошо: игра в футбол - вот, что мне действительно нравится!
- Когда Вы только начинали свой путь в «Санта Крусе» в 1991-м году, могли представить себе, что у Вас получится столь блестящая карьера?
- Я не думаю, что кто-нибудь может представить себе нечто подобное и спрогнозировать развитие событий. Когда я был полупрофессиональным футболистом в «Санта Крусе», моей мечтой было подписать профессиональный контракт с серьёзным клубом. Даже проведя много игр за первую команду «Санта Крус», у меня на руках всё ещё не было контракта до тех пор, пока я не оказался в «Моджи Мириме». Я пробыл в «Моджи Мириме» всего неполные полтора года и внезапно передо мной открылись новые шансы для роста. Я отправился в «Коринтианс», поначалу мне было там немного страшно. Затем я начал адаптироваться к новой среде. Я понимал, что могу достичь большого пути в «Коринтиансе» или «Палмейрасе». Позже в мою жизнь ворвался «Депортиво» из Ла-Коруньи. Всего пару игр мне понадобилось для того, чтобы осознать собственные перспективы в испанском чемпионате. Я мог ещё расти и расти. В 1996-м году я был признан одним из лучших иностранных футболистов, играющих в Испании. Лучше меня оказался только Роналдо. Я забил двадцать один мяч, а Роналдо провёл тридцать четыре точных удара за «Барселону». Я остался в «Депортиво» ещё на один год, а затем заменил Роналдо в «Барселоне». На меня оказывалось большое давление, но я всегда говорил примерно следующее: «Роналдо есть Роналдо, Ривалдо - это Ривалдо». Вы должны принимать меня таким, какой я есть на самом деле. Я не был ударным нападающим, я всегда был полузащитником - именно поэтому Роналдо провёл тридцать четыре гола, а я - двадцать один. События в Барселоне сразу же стали развиваться в мою пользу. Пошли забитые мячи, я осознал, что могу занять свою нишу среди болельщиков «Барселоны», стать их кумиром. Однажды я понял, что смогу стать лучшим футболистом в мире. Всё встало на свои места.
- В самом начале Вашей карьеры было что-либо памятное?
- Моя жизнь менялась в зависимости от того, как я становился известным футболистом. Помню, как я однажды провёл гол за «Моджи Мирим» с центрального круга прямиком со штрафного удара в ворота «Нороэсте». Если я не ошибаюсь, это случилось восемнадцатого апреля 1993-го года. Моё имя было во всех газетах на следующий день. Все говорили о том, что мне покорился удар, который остался мечтой Пеле. Мне не было даже двадцати одного года, а я уже в чём-то обогнал самого Пеле. В футболе иногда случаются маленькие эпизоды, которые меняют всю жизнь. Для меня, это обстоятельство открыло дверь в большой футбол.
- Расскажите о своих самых лучших играх в карьере?
- Могу я не ограничиваться одним событием? Первый финальный матч бразильского чемпионата 1994-го года между «Палмейрасом» и «Коринтиансом», завершившийся со счётом 3:1. Игра против «Валенсии» в 2001-м году, когда я провёл «хет-трик». Также можно вспомнить матч «Барселоны» против «Милана» на «Сан Сиро» в Лиге чемпионов 2000-2001, когда я забил все голы каталонцев при счёте 3:3. Кроме того, не забуду финальный матч чемпионата мира-2002, когда я был причастен к двум голам Роналдо. Да, он забил мячи, но Вы можете видеть также меня в повторах на телевидении.
- Возвращаясь к 2002 году, как Вы считаете, за счёт чего «Селесао» добилась победы на турнире, хотя перед началом Мундиаля критиковалась многочисленными специалистами и СМИ?
- Мы проделали тяжёлую работу в отборочном турнире, и только в заключительной игре против Венесуэлы обеспечили себе путёвку на чемпионат мира. Для меня, квалификационный период сложился очень сложно, потому что отсутствие Роналдо сказывалось во всём. В игре против Колумбии на стадионе «Морумби» (в Сан Паулу в ноябре 2000-го года) мы победили со счётом 1:0 благодаря мячу Роке Жуниора в самом конце. Мы были единой командой, стояли друг за друга. Оказавшись за пределами Бразилии, мы стали ещё монолитнее, результаты начали приходить сами собой. Наша уверенность в собственных силах росла.
- После обидного поражения в финале чемпионата мира-1998 во Франции, чувство радости от победы в Японии и Южной Корее в 2002-м году должно было быть непередаваемым.
- Всегда следуют разговоры о командном единстве после победы, но мы ещё оставались единым коллективом в 1998-м году под руководством Марио Загалло, несмотря на то, что в финальном матче проиграли Франции. Наши лидеры были в отдохнувшем состоянии, но в конце дня всё изменилось и мы ровно на одну игру стали в разы слабее французов. Я не собираюсь говорить о том, что произошло с Роналдо в ночь перед финальным матчем, потому что в составе «Селесао» оказались люди, которые ещё до меня поспешили рассказать обо всём прессе. Каждый говорит то, что хотел говорить, но их слова разнились. Моё мнение таково: даже если бы Роналдо находился на пике своей формы и действовал бы на все сто процентов, мы бы всё равно проиграли французам, потому что играли заметно хуже. Я знал, что с ним случилось неладное перед игрой, я находился рядом с Роналдо в гостиничном номере, чтобы увидеть его и поддержать. Когда ты выходишь на поле, ты забываешь обо всём, что преследует тебя в обычной жизни. Если бы мы выиграли, все бы принялись говорить о других вещах, о нашем единстве, но раз уж мы проиграли, в центр внимания попал инцидент с Роналдо. Что касается меня, то я выглядел на поле неплохо. По крайней мере, я не находил заметных отличий в худшую сторону по сравнению с другими проведёнными матчами. Франция показала свой лучший футбол на турнире, а Зидан забил два мяча, которые вывели нас из колеи. Безусловно, не стоит забывать о том, что мы выступали на чужом поле, находились на большом отдалении от дома, тогда как хозяева получили неповторимую поддержку. Мне очень хочется увидеть, как любая другая национальная сборная поведёт себя, скажем, когда проиграет со счётом 0:1 против Бразилии в финале чемпионата мира в 2014-м году. Для Франции был отличный, великий шанс, но я не думаю, что даже они ожидали преимущества со счётом 2:0 после первого тайма после двух схожих голов. Это - мой самый худший матч, самое обидное поражение в карьере. Было очень грустно. Негатив усилился в самолёте, когда мы летели на обратном пути и до нас уже в воздухе доносились скандальные подробности предшествующих событий. Моя мама всегда говорит мне, что у нас не было ни одного шанса победить в том матче и что подобные игры иногда случаются в карьере каждого игрока. Людям сложно понять, насколько сильно по самолюбию футболиста бьёт поражение в финальном матче чемпионата мира. Вдесятером мы летели двенадцать часов до Бразилии и, хотя никто из игроков не хотел отправляться на встречу с президентом страны, нас всё-таки заставили. Второе место в Бразилии ничего не значит. Люди ругали нас, проклинали, в толпе находилось только два-три человека, кто поддерживал нас. В других странах - другие случаи, но когда подобное случается в Бразилии и на чемпионатах мира - нужна только победа.
- За пару лет до победы на чемпионате мира Вы были признаны лучшим футболистом мира, завоевав специальный приз.
- Я находился в самом лучшем футбольном возрасте, между 26 и 27 годами, в возрасте, когда игроки находятся на пике своей формы, и когда каждый соперник уважает тебя. Когда Вы завоёвываете награду, люди подумают три или четыре раза перед тем, как пойти против нас. Соперники относятся к Вам с обязательным уважением. Это даёт несколько метров преимущества на поле. Я отлично помню игру против мадридского «Реала», когда в их составе уже присутствовал Зинедин Зидан. Он бесконечно владел мячом, а я следовал за ним по пятам. Когда мяч был у меня, Зинедин также следовал за мной по всему полю. Каждый из нас уважал друг друга на каком-то незримом, космическом уровне, который не требует дополнительных комментариев. Вы можете быть сконфуженными, понимая, что имеете дело с Зиданом и Ривалдо, но Вы не можете позволить себе этому случиться. Куда лучше позволить им владеть мячом, посмотреть вокруг себя и отдать передачу кому-либо другому.
Ривалдо Витор Борба Феррейра
Дата рождения: 19.04.1972 г.
Место рождения: Паулиста
Амплуа: полузащитник
Игровая карьера: «Санта Крус» (1991-1992), «Моджи Мирим» (1992-1994, 2011), «Коринтианс» (1993-1994), «Палмейрас» (1994-1996), «Депортиво» Испания (1996-1997), «Барселона» Испания (1997-2002), «Милан» Италия (2002-2004), «Крузейро» (2004), «Олимпиакос» (2004-2007), АЕК Афины Греция (2007-2008), «Бунёдкор» Узбекистан (2008-2010), «Сан Паулу» (2011-…).
Достижения: чемпион мира-2002, обладатель Кубка Америки-1999, обладатель Кубка Конфедераций-1997, чемпион Бразилии-1994, чемпион штата Сан Паулу (1994, 1996), чемпион Испании (1998, 1999), обладатель Кубка Испании-1998, обладатель Кубка УЕФА-1997, победитель Лиги чемпионов-2003, обладатель Кубка Италии-2003, обладатель Суперкубка УЕФА-2003, чемпион Греции (2005, 2006), 2007), обладатель Кубка Греции (2005, 2006), чемпион Узбекистана (2008, 2009), обладатель Кубка Узбекистана-2008, лучший игрок мира по версии ФИФА-1999, обладатель «Золотого мяча»-1999, игрок года по версии журнала «Уорлд Соккер»-1999, лучший бомбардир Кубка Америки-1999, самый ценный футболист Кубка Америки-1999, лучший футболист чемпионата Испании-1999, лучший бомбардир Лиги чемпионов-2000, член символической сборной ЧМ-1998 и ЧМ-2002, лучший иностранный футболист чемпионата Греции-2006, 2007, лучший бомбардир чемпионата Узбекистана-2009, входит в список «ФИФА 100».
Валерий КАРАПЕТЯН, Евро-Футбол.Ру