Путь Гвидолина
Насколько высоко сможет подняться «Удинезе» амбициозного тренера?
- 15 марта 2011, 15:26
- |
- 1621
- 0
26 сентября минувшего года заканчивался матч пятого тура чемпионата Италии, в котором «Сампдория» и «Удинезе» так и не порадовали зрителей, собравшихся на стадионе «Луиджи Феррарис», забитыми мячами. Для гостей этот матч был знаковым, ведь до него фриульцы потерпели четыре поражения подряд. Старт сезона был полностью провален. По лицу тренера «Удинезе», Франческо Гвидолина было видно, что этому первому завоеванному очку он не очень рад. И дело тут было не только в том, что кресло под тренером уже изрядно шаталось, и для обретения спокойствия нужна была победа. В конце концов, Гвидолину не привыкать уходить в отставку, дело было в том, что он не понимал, что нужно делать, чтобы вернуть команде то, что она потеряла еще при Паскуале Марино. В игре «Удинезе» не было видно легкости и жизни, не было тех красок, которые мы в последние годы привыкли видеть. Пройдет чуть меньше полугода и команда Франческо Гвидолина предстанет совсем другой, она станет грозой фаворитов, ее будут уважать и бояться, она будет способна громить «Палермо» в гостях с совершенно неприличным счетом. Кто тогда мог такое себе представить?! Тогда казалось, что пройдет еще пара туров и фриульскому клубу придется искать нового тренера. Сегодня кажется, что если тренер и покинет «Удинезе», то только ради большого клуба. Нужно только попасть в Лигу чемпионов.
Франческо Гвидолин принадлежит к тому типу тренеров, которые всегда были востребованы. В Италии есть целая каста специалистов, которые никогда подолгу не остаются без работы, но Гвидолин в этом смысле особенный. Он не спасатель, работа с командами, для которых единственная цель где-нибудь удержаться, его не интересует. Но и в топ клубы его не зовут. Вот уже более десяти лет не прекращаются разговоры о том, что пора бы этому тренеру попробовать себя в великом клубе, но пока все это остается на уровне слухов, не более. По иронии судьбы, в тот момент, когда карьера Гвидолина стремительно развивалась, его пригласили именно в «Удинезе», который покинул Альберто Дзаккерони, совершивший почти невозможное - занял в чемпионате Италии 97/98 третье место. А до «Удинезе» была «Виченца», именно тогда футбольная Италия впервые и заговорила о молодом талантливом тренере. Мало того, что Гвидолину удалось вывести этот клуб в серию А, он еще умудрился выиграть с ним Кубок Италии, а на следующий год был в шаге от того, чтобы играть в финале Кубка Кубков. То была замечательная команда, с такими футболистами, как Марсело Отеро, Франческо Коко, Доменико Ди Карло, Паскуале Луизо, Роберто Муржита, Массимо Амброзини и остальными. Они были отчаянно близки к тому, чтобы пройти «Челси» и сыграть в финале. Быть может, та команда этого заслуживала. Старенький, но уютный «Ромео Менти» раз за разом заполнялся под завязку. Красно-белый стадион, красно-белая «Виченца», команда города, который всегда славился своим неповторимым стилем. Все это останется в сердце Гвидолина навсегда, ведь именно после «Виченцы» он стал тренером, который никогда не остается без работы.
Он родился в маленьком городке региона Венето, того самого, в который входят Верона, Виченца и Венеция. Это особенный регион, где живут удивительные люди. Строго говоря, это не совсем итальянцы. Отсюда и такая необычная, на первый взгляд, фамилия: Гвидолин. Тем не менее, для этой области она очень типична. Помните знаменитого итальянского баскетболиста, Дино Менегина, отца чемпиона Европы Андреа? Так вот, он тоже родился в Венето. На характер местных жителей накладывает отпечаток относительная близость Австрии - тут во всем чувствуется почти немецкий порядок. Почти - потому, что это все еще Италия. Вот во Фриули-Венеция-Джулия, регионе, который расположен по соседству, итальянского еще меньше. Пусть вас не обманывает слово «Венеция» в названии этого региона, никакой Венеции там нет. Это слово всего лишь дань уважения великому городу, который волею случая относится как раз к соседнему Венето. Как бы там ни было, у жителей этих двух областей много общего, их даже можно назвать близкими родственниками. У них большая склонность к прагматизму, к работе, к порядку, у них совершенно отсутствует лень. В них нет излишней эмоциональности, которая так свойственна итальянцам других, особенно южных регионов. Они не привыкли бросать слова на ветер, они сдержанные и требовательные и говорят, что даже мстительные. Последнее, впрочем, больше относится к венецианцам, которым наш сегодняшний герой не является. Еще будучи игроком, Гвидолин колесил в основном по родному региону. Начинал в «Вероне», в которую потом возвращался еще три раза и столько же раз уходил. Особенно обидно было для него уходить из «Вероны» в свой четвертый, последний раз, ведь команда год спустя стала чемпионом Италии. Как бы там ни было, большого футболиста из Гвидолина не получилось, и тогда он стал тренером. То, что не удалось по разным причинам воплотить на футбольном поле в качестве игрока, предстояло воплотить в качестве тренера. Начал он с команды родного города, с «Джорджоне», потом был ряд клубов серии С и только потом первый клуб, который он вывел в серию B - «Равенна». Город, хранящий останки Данте принес молодому тренеру первую удачу, после которой его пригласили попробовать свои силы в «Аталанте», где и случилось первое фиаско - Гвидолин был уволен еще в начале сезона. Многие в такой ситуации ломаются, но это не тот случай, ведь первый большой успех был уже близок, Гвидолина пригласила «Виченца»…
Почему после «Виченцы» ему так и не дали попробовать себя в клубе, который мог выиграть чемпионат? Во-первых, в то время в Италии был избыток классных специалистов, и существовала серьезная конкуренция, особенно в больших клубах. Представить себе нынешнюю ситуацию, когда тренер без опыта работы получает в свое распоряжение «Интер» или «Милан» было невозможно. Во-вторых, Гвидолин, провалившись с «Удинезе», возглавил «Болонью», где провел не лучшие свои годы. По ряду совершенно субъективных причин местные тифози испытывали к тренеру явную неприязнь. Ряд матчей на «Ренато Даль?Ара» начинались с того, что болельщики упражнялись в оскорбительных для Гвидолина кричалках. Как он это выдерживал почти три года, уму непостижимо. Таким образом, про Франческо, как про тренера, который прогрессирует и развивается, на какое-то время забыли. Он немного «закис» в «Болонье. А потом был «Палермо», в который он возвращался, как когда-то в свою бытность футболистом в «Верону», три раза. «Дзампарини снова уволил Гвидолина» - эта фраза даже стала шуткой. В «Палермо» Гвидолин действительно мог попасть в Лигу чемпионов, он снова был близок к этому, но снова не сложилось. А в промежутках, между увольнениями из сицилийского клуба, он успел немного поработать в «Дженоа» и «Монако», он по-прежнему был крайне востребован. Но время шло, он не молодел и шансы стать кем-то большим, чем тренер середняков, стремительно падали. В «Парме» он снова подтвердил свой класс и мастерство крепкого тренера, пармезанцы едва вернувшись в серию А, финишировали в десятке и показывали весьма симпатичный футбол.
И тут поступило предложение от «Удинезе». Он того самого «Удинезе», с которым молодой Гвидолин, герой Виченцы, один из самых перспективных тренеров Италии, провалился в сезоне 98/99. Тогда ему досталась команда, лидеры которой ушли вслед за Альберто Дзаккерони в «Милан». В этот раз он пришел в клуб, из которого только что ушел Симоне Пепе. Не бог весть кто, но тоже один из лидеров. Как всегда, он взялся за работу с большим энтузиазмом. И были четыре поражения подряд на старте сезона, и были слухи об увольнении, и была странная и непривычная для «Удинезе» тактика с тремя защитниками. Если бы клуб из Фриули возглавлял южанин Дзампарини, Гвидолин был бы уже уволен. Но хозяева «Удинезе», семья Поццо, не привыкли совершать импульсивные поступки, ведь они были чуточку немцами, у них было больше терпения, выдержки и спокойствия. Тут в Гвидолина верили и не стали отправлять на заклание. И сегодня они пожинают плоды своей выдержки - «Удинезе» как никогда близок к Лиге чемпионов, а заслуга Гвидолина в этом огромна. «Мы не скрываем своих лигочемпионских амбиций», - говорит тренер. Нужно лишь немного везения, а кто скажет, что Франческо Гвидолин его не заслуживает?
Алексей Логинов, «Моя Италия»