Мысли вслух о трансляциях Ф1 в Украине
Начну с главного. По имеющейся у нас информации, в этом сезоне трансляций Ф1 на украинском ...
- 07 марта 2011, 23:10
- |
- 6406
- 16
Начну с главного. По имеющейся у нас информации, в этом сезоне трансляций Ф1 на украинском телевидение не будет. Ни на К1, ни на других каналах группы Интер, ни на Первом национальном (слухи о покупке прав студией Савика Шустера не подтвердились).
Откровенно говоря, первая реакция любого фаната Ф1 на подобную новость вполне предсказуема - негодование и обвинение в случившемся телевизионщиков. Но более углубленное изучение вопроса показывает, что все не так просто.
Во-первых, не стоит путать нежелание телеканалов покупать права на трансляции с отсутствием для этого финансовых возможностей. Во-вторых, не стоит забывать, что телевидение - это, в первую очередь, коммерция, это средство для зарабатывания денег. Попробую проиллюстрировать и во-первых, и во-вторых.
Предлагаю начать с того, что телевидение - это бизнес. Представьте себе, что у вас есть 1000 гривен на покупку товара оптом с целью его последующей перепродажи в розницу. Пусть, к примеру, товар - книги, журналы, газеты.
Итак, у вас есть выбор. 1. Купить 10 тысяч экземпляров дешевенькой газетенки с анекдотами и «соплями» о жизни попсовых мега звезд по закупочной цене 10 копеек, и потом продать их по 1 гривне, заработав 9 тысяч. Или 2. Купить 100 книг «Записки из Мертвого дома» Достоевского по закупочной цене 10 гривен и пробовать продать их по 100 гривен, чтобы получить ту же прибыль - в 9 тысяч. И тут возникает вопрос - что продать легче? Пусть даже вы истинный поклонник творчества Достоевского и безумно уважаете своих единомышленников. Ответ от этого не изменится. Очевидно, что газетенка по гривне разойдется быстрее. И разве вас кто-то осудит, если в своем стремлении заработать денег и обеспечить свое существование вы закупите и потом будете продавать не своего любимого Достоевского, а ненавистные вам слухи и тупые анекдоты?
Разумеется, совсем другое дело, если у вас есть не одна тысяча, а две - тогда можно купить чтиво в ассортименте. Но и в этом случае вы несколько раз подумаете, прежде чем закупите слишком много слишком серьезной литературы. Бизнес - есть бизнес. Это не меценатство.
Одним словом, обвинять телевизионщиков в том, что они делают выбор не в пользу серьезного продукта, а в пользу всевозможных говношоу, это не совсем правильно. На каналах работают тысячи людей, и им как бы все равно, на чем каналы зарабатывают деньги, для них главное - вовремя получать зарплату.
Теперь о «во-первых» - о цене вопроса. И тут немного арифметики. За права на трансляцию с этапов Ф1 было запрошено 1 миллион евро. Это 10 миллионов гривен! По 500 тысяч гривен за один Гран При! Минута рекламы на Интере в среднем стоит порядка 10000 гривен, на К1 - дешевле раза в два, в зависимости от времени эфира и рейтинговости передачи. Не трудно подсчитать, что для выхода на окупаемость затрат необходимо за один этап показывать не меньше 100 минут рекламы!
Да, часть расходов может покрыть спонсор трансляций. Но все потенциальные спонсоры - даже водочные компании - оказались не готовы покрывать эту часть и отказались. Почему отказались? А причина уже упоминалась выше - никто из них не верит, что «ценителей Достоевского» настолько много, чтобы эффективно вкладывать свои деньги в закупку «книг для узкой аудитории»…
Таким образом, почти очевидно, что основная причина отсутствия в Украине трансляции Ф1 лежит далеко не в пределах штаб-квартиры группы «Интер», или «Первого национального», или какого-нибудь алкогольного концерна. Причина где-то там, где и ответы на такие вопросы как
Почему у нас на таком прошловековом уровне находится автоспорт? Почему у нас нет гоночных трасс? Почему у нас Чуканов и Берча не могут пробить себе дорогу в большой спорт? Почему у нас нет специализированных изданий и телевизионных передач об автоспорте? Почему у нас на «понты» некоторых Ралли - на концерты и вечеринки бомонда - тратится на порядок больше денег, нежели на спортивную часть? Почему у нас под историческим материалом или под аналитикой о ходе тестов ни одного комментария или, на худой конец, парочка, а под материалом о команде Ferrari и ее тяжбах с Ford и датским похоронным бюро - почти сотня, да еще и не все по сути?