Что такое «трудность тела»

Несколько несерьезных фраз о сложных правилах судейства в художественной гимнастике

Помните старую детскую загадку: А и Б сидели на трубе?.. Так вот, в художественной гимнастике тоже есть очень важные персоны, скрывающиеся за буквенными обозначениями. И они тоже сидят - но не трубе, а на удобных стульях, за длиннющим столом. Эти некто - служители Ее величества гимнастической Фемиды. А по-простому говоря, тетеньки в строгих деловых костюмах (дядечек в свои ряды они категорически пускать не желают), определяющие, можно сказать, судьбу каждой гимнастки. Ведь именно эти тетеньки выставляют спортсменкам оценки за выступления.

Итак, с математической точки зрения судейство в гимнастике очень простое. Соревнования (личные и групповые) оценивают три бригады, их условно обозначают английскими буквами D, A, E (именно в такой последовательности).

Первая бригада оценивает трудность упражнения и обозначается буквой D ( от английского difficulty). Заметим, что в гимнастике понятие «трудность» применяется в более конкретном смысле, чем в обыденной жизни. «Трудность» - это стоимость того или иного элемента. Бригада D (4 человек) делится на две подбригады D1 и D2 (по два человека в каждой).

Судьи D1 оценивают (внимание, дальше идет специфический гимнастический термин) «трудность тела». Иными словами, подсчитывают техническую ценность обязательных (для данного предмета) элементов, а также присутствующих в упражнении элементов других групп. Максимальная оценка, которую может поставить подгруппа D1, составляет 10,0.

Судьи D2 оценивают «трудность предмета» - то есть определяют ценность элементов с предметом. Максимальная оценка подгруппы D2 - 10,0.

Окончательная оценка бригады D определяется как среднее арифметическое оценок D1 и D2: D = (D1+D2)/2. Максимальная оценка бригады D - 10,0.

Вторая бригада (A) оценивает артистизм исполнения и также состоит из 4-х человек.
Под артистизмом подразумевается соответствие музыкального сопровождения и хореографии (выбор элементов с предметом, движений тела, единство и разнообразие всех составляющих выступления гимнастки). При определении итоговой оценки бригады
А низшая и высшая оценки судей отбрасываются, а от двух оставшихся берется среднее арифметическое. Таким образом, максимальная оценка бригады А также составляет 10,0.

Бригада Е оценивает собственно исполнение (английское еxecution). Эта бригада также состоит из четырех человек. Главная задача этой бригады - поиск ошибок в выступлении гимнастки и определение сбавок за них. Итоговая оценка бригады Е также определяется как среднее арифметическое двух центральных оценок (оставшихся после отбрасывания низшей и высшей). Максимальная оценка за исполнение 10,0 (то есть идеальное исполнение - без малейшего огреха).

Итоговая оценка за упражнение является суммой оценок всех трех бригад: D+A+E. Максимально возможная оценка: 30 баллов.
Нынешний принцип выведения оценки действует с 2009 года. В предыдущем олимпийском цикле максимально возможная оценка равнялась 20 баллам. Хотя, надо сказать, когда в 2001 году вводились новые - «революционные - правила, то тогдашний вице-президент техкома Ирина Винер утверждала, что «потолка» в оценке теперь существовать не будет.

Впрочем, дело не в «потолке» и не в формулах, а в людях, которые выставляют оценки. За последние 10 лет правила в художественной гимнастике менялись неоднократно. Стали ли они от этого более понятны рядовым зрителям (да и специалистам, нверное, тоже) - вопрос риторический.

Но если уж мы завели разговор о «номинальных» правилах, то болельщикам надо бы знать следующее. Для каждого вида программы (речь идет о личных соревнованиях) существует доминирующая группа «трудностей тела». До недавнего времени, когда в программу еще входила скакалка, распределение по группам было таким. В упражнении со скакалкой должны были преобладать прыжки, с мячом - элементы на гибкость, с булавами - равновесия, с лентой - повороты, а в упражнении с обручем все основные элементы распределялись «поровну».

После упразднения «скакалки» доминирующими группами стали: в «мяче» - элементы на гибкость и прыжки, в «булавах» - равновесия и повороты, в «ленте» - прыжки и повороты, в «обруче» должны быть представлены все группы.

Заметим, когда этот пункт только появился в правилах, то члены техкома ФИЖ говорили: теперь, дескать, в художественной гимнастике появится узкая специализация, поскольку хорошо прыгающие спортсменки будут иметь преимущество в «скакалке», гибкие - в «мяче» и т.д. Но дифференциации (а значит и расширения круга претенденток на медали) так и не произошло. В отличие от гимнастики спортивной, в художественной на медали в отдельных видах претендует очень небольшой круг спортсменок. А значит и конкуренция на международной арене остается невысокой.

Впрочем, я несколько отвлеклась от темы. Не знаю, понял ли рядовой читатель, что на самом деле обозначает вся эта гимнастическая «абэвэгэдэйка» (в смысле бригад D, A, Е). Подозреваю, что «неврубившихся» гораздо больше, чем тех, кто хоть что-то понял. И тем, и другим можно посоветовать лишь одно - обратиться к первоисточнику. То есть к своду правил соревнований, утвержденных техническим комитетом Международной федерации гимнастики. Благо, на официальном сайте ФИЖ (www.fig-gymnastics.com ) в разделе Rules вся эта информация подана в очень подробном виде. Есть даже вариант на русском языке - одном из пяти официальных языков ФИЖ.

Правда, боюсь, что объем этого документа (а по количеству букв это почти что роман «Война и мир»), не говоря уже о причудливых символах, которыми пестрят его страницы, навсегда отобьет у вас любовь к художественной гимнастике. Так что, наверное, лучше просто поверить: они, те самые тетеньки в строгих деловых костюмах, как-то во всем этом разбираются. И какими-то критериями все-таки руководствуются, выставляя свои оценки. Если же вспомнить историю всей художественной гимнастики, а заодно и историю юриспруденции разных государств, то сам собой напрашивается вывод: гимнастическая Фемида - дама не более странная, чем некоторые «обычные» судьи (то есть те, что одеты в настоящие мантии и клянутся не на статуте ФИЖ, а на Конституции страны).

В общем, любите гимнастику, независимо от степени понимания вами «трудности тела». В конце концов, в художественной гимнастике, как и в большинстве других видов спорта, есть золотое правило: чтобы побеждать наверняка, надо быть на две головы выше соперников. И тогда даже самые «злобные и бессовестные» арбитры вынуждены будут провозгласить тебя победителем…

Те самые дамы «по имени D, A, E». Ох, и нелегкая у них работа…



«Трудности тела» в исполнении Анны Бессоновой

…Алины Кабаевой



… и Симоны Пейчевой

Правила судейства пыталась понять Светлана НАКОНЕЧНАЯ

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 22 ноября 2024, 10:54 0

Новый вождь «Ромы» рассказал Артему, что хочет от команды

Комментарии