Марис ВЕРПАКОВСКИС: "Не реагировал на высказывания Сабо, чтобы не создавать больших проблем"
Газета "Советский спорт", 31 января
- 01 февраля 2006, 17:00
- |
- 689
- 0
В последнее время игровая карьера Верпаковскиса в силу различных причин складывается не очень хорошо. Но несмотря ни на что, он остается самым популярным футболистом Латвии. По родной Лиепае или Риге, правда. Марис ходит спокойно - толпы поклонниц не налетают. Возможно, потому, что он женат, а не так давно у Верпаковскиса родилась дочка. В отличие от многочисленных звезд (особенно российских) на контакт идет легко и общается, что называется, без выпендрежа.
Звезда Верпаковскиса взошла в 2003-2004 годах, когда в отборочном цикле ЧЕ-2004 он наколотил шесть мячей, а затем провел первый и единственный гол Латвии на первенстве Старого Света в Португалии. В 2003 году его признали в Латвии "человеком Европы" (почетный приз перед вступлением страны в Евросоюз), а его имя замелькало в газетах, причем не только в спортивных, но и в светских.
Все у Мариса шло хорошо до второй половины прошлого года, когда нападающий в силу различных причин потерял место в основе киевского "Динамо". Но мы начали нашу часовую беседу с приятной для любого нормального человека темы - отпуска.
- Побывал в Бразилии, - по интонации чувствуется, что на Мариса нахлынули приятные воспоминания.
- Знаю, что вы туда ездили без жены и дочки. В связи с этим возникают разные мысли...
- (Смеется.) Интересно мыслите! Байба (жена Мариса, дочь видного политика. - Прим. ред.) сдавала экзамены и поехать со мной не могла. Сроки поездки менять не хотелось в связи с тем, что мой одноклубник Родолфо пригласил на свою свадьбу. Да и без этого давненько хотелось побывать в Южной Америке, а Бразилия - отличный вариант.
- Там вы провели неделю. Сколько свадеб посетили?
- Меня звали, но съездить не хватило времени! Бразильцы - очень гостеприимные люди. Едва познакомились, сразу на праздник позвали. Побывал еще и на дне рождения Карлоса Алберто (победитель Лиги чемпионов-2004/05 в составе "Порту", ныне выступает за "Коринтианс"). Там, кстати, встретился с армейцем Вагнером.
- Станцевали с ним самбу?
- У него и без меня отлично получалось! Вообще мне кажется, что в Бразилии, как только ребенок встает на ноги, сразу начинает танцевать. Должен сказать, что там празднуют гораздо веселее, чем у нас. Это, наверное, из-за солнца.
- В России редкий праздник проходит без алкоголя...
- Спровоцировать пытаетесь? (Смеется.) Там народ умеет "оттягиваться" и без горячительных напитков. Есть чему поучиться.
- Жена не обзавидовалась такому отдыху?
- Нет. (Улыбается). Говорит только, что я ей уже надоел со своими постоянными рассказами о Бразилии.
- Вторая часть отпуска прошла уже с женой - на Мальдивах.
- Да, отдохнули на небольшом острове. Причем в отличие от Бразилии была полнейшая релаксация. Песочек, солнышко, пляж, тишина... Словом, кайфовал.
- Однообразно как-то.
- Ну, я пытался разнообразить досуг. Получил там, например, лицензию по дайвингу. Погружались, естественно. Видели "морского дьявола" - такая огромная рыба с крыльями (самый крупный скат на планете. Размах его крыльев-плавников может достигать семи метров, а масса - двух тонн. - Прим. ред.). Акул с катера тоже видели.
- Страшно не было?
- Нет. Нас уверяли, что все они безобидны.
- А девятимесячную дочку с кем оставили?
- С бабушкой.
- У дочурки необычное имя - Паула. Чья идея?
- Моя. Жена когда услышала, тут же одобрила.
- Кстати, вы с женой вместе чуть ли не семь лет, а в браке сравнительно недавно, верно?
- Можно сказать и так. Свадьбу сыграли 23 декабря 2004 года. На годовой юбилей, кстати, собрали большую тусовку - в Латвии принято после одного года жизни в браке делать праздник.
- Теперь я почти не сомневаюсь в следующем: как раз перед вашей свадьбой в Риге видел длиннющий лимузин, украшенный шариками, лентами, на котором было написано имя вашей жены - "Байба". То девичник был?
- Да, это подружки жены сделали ей подарок. Но я в это время тоже времени даром не терял. (Смеется.)
- Расскажете или секрет?
- Ребята подготовили веселую программу. Проехались по многим барам, дискотекам и стриптиз-клубам. Причем на мне была майка с веселой надписью. Точно не вспомню, но суть такова: "Сегодня мой последний шанс. Завтра - свадьба".
- И как? Использовали свой последний шанс?
- Пусть это останется секретом. (Смеется.)
- В какой семье вы родились, Марис: бедной или богатой?
- Ну, на еду хватало, но не шиковали. А почему вы интересуетесь?
- Объясню. Байба уже в то время была дочкой мэра города Лиепая, а вы - никому не известный молодой человек. Все пытаюсь понять, как же вы обратили на себя ее внимание.
- А мы отдыхали в одних и тех же местах - Лиепая ведь небольшой городок. Так что встретиться было несложно. Кроме того, не могу сказать, что семья Байбы неимоверно богата. Познакомились мы на теннисных кортах, куда я порой приходил.
- И как ее отец принял вас?
- Сначала не очень - все-таки в момент нашего знакомства Байба была совсем молоденькая, ей 16 или 17 лет было. Чтобы войти в доверие, понадобилось немало времени. После года общения Байба уехала на 12 месяцев на учебу в Швейцарию. Для нас это была хорошая проверка. После ее возвращения мы сразу стали общаться, и родители поняли, что у нас все серьезно.
- Где-то читал, что когда вы еще никому не были известны, Байба помогала вам покупать бутсы и прочую футбольную амуницию. Это правда?
- (Смеется.) Клевета.
- Многие помнят, что вы стали известны благодаря удачной игре за сборную Латвии в отборочном цикле ЧЕ-2004. И мало кто знает, что делали до этого и как вообще оказались во власти футбола.
- Мой отец играл в команде "Звейниекс", которая выступала во второй лиге чемпионата СССР. Он для меня был кумиром. С малых лет брал на свои игры, а порой даже и на сборы.
- Малыша сажали в один автобус с командой?
- Да, отец был капитаном, так что мог себе такое позволить. Можно сказать, что с самого рождения футбол был для меня очень близок, так что дискуссий, чем заниматься, в семье не возникало. Тренировался в детской школе лиепайского "Металлурга" и постепенно дорос до основной команды. А для сборной меня открыл небезызвестный в России Реваз Дзодзуашвили. В 1998 году он как раз возглавлял сборную Латвии и впервые вызвал в команду меня. Самое удивительное, что зеленого 19-летнего юнца он сразу поставил в основной состав. И не прогадал: мне удалось забить, и мы в итоге преподнесли сенсацию, обыграв на выезде греков - 2:1. А через два года Александр Старков пригласил меня в "Сконто", и там началась серьезная работа.
- Дела в "Сконто" заладились не сразу...
- Совершенно точно. Можно сказать, что меня переделал Старков. Я относился к футболу несерьезно, и Старков сумел меня мотивировать. Я часто опаздывал, мог на тренировках ничего не делать, и в результате он то штрафовал, то выгонял с занятий. Сначала я обижался, но потом понял, что тренер прав. И стал оставаться после тренировок вместе со Старковым для отработки того или иного элемента.
- Мы плавно подошли к 2003 году, когда вы забили шесть мячей в отборочном цикле ЧЕ-2004, 22 мяча в 25 играх чемпионата Латвии, а в декабре подписали контракт с киевским "Динамо". Можно ли тот год назвать для вас самым успешным?
- Безусловно. Близко стоит и 2004-й, когда я забил на первенстве континента, а также играл в составе "Динамо" в Лиге чемпионов.
- Но именно в 2003-м вас признали в Латвии "человеком Европы"...
- Да, было очень приятно. Получил приз из рук популярной в стране певицы Marie N. Она в свое время выиграла конкурс Евровидения. Я, кстати, стал первым спортсменом, кого наградили этим призом (Марис в общенациональном опросе обогнал многих политиков. - Прим. ред.).
- После успешного сезона вами заинтересовались европейские клубы. Помнится, вы раньше говорили, что таковыми были греческий "Олимпиакос", самарские "Крылья Советов" и киевское "Динамо"?
- Слухов тогда ходило очень много, но конкретные предложения действительно сделали лишь эти клубы. В итоге выбрал "Динамо" - команду, которая играет в Лиге чемпионов. "Олимпиакос", правда, тоже там участвует, но Украина по менталитету гораздо ближе к Латвии.
- Одновременно с вами в "Динамо" приглашали вашего отца - работать в ДЮСШ. Почему он отказался?
- Он 30 лет прожил в Лиепае и не хотел срываться с места.
- Итак, переход в Киев состоялся, и первое время для вас все складывалось удачно. А в минувшем сезоне вы что-то забуксовали...
- В межсезонье я заболел гнойной ангиной и из-за этого пропустил всю предсезонку. Затем долго не мог набрать форму. При тренере Буряке у меня был шанс вернуть себе место в основе, но я его не использовал. В итоге я потерял увереность в собственных силах, и выходил лишь на замену.
- Перед Буряком "Динамо" тренировал Сабо, с которым у вас не сложились отношения.
- На пресс-конференциях он любил говорить, что я плохо играю из-за того, что сыграл свадьбу. Хотя он прекрасно знал, что мы с Байбой вместе уже очень давно и свадьба, по сути, ничего не изменила. Я не реагировал на его высказывания, чтобы не создавать больших проблем. Но такие изречения, безусловно, были крайне неприятны. Особенно из-за того, что "крайним" после неудачных матчей оказывался только я.
- После того как Старков возглавил "Спартак", неоднократно возникали слухи о том, что вас приглашают в "Спартак". Было?
- Разговор был, но не конкретно о переходе. Ведь Старков прекрасно знает, что у меня действующий контракт, и поэтому он не имеет права обсуждать со мной детали перехода, пока не получит разрешения от руководства клуба.
- А вообще рассматриваете возможность смены команды?
- Сейчас вряд ли. В этом году вижу себя в "Динамо".
- Вы говорили, что Старков вас изменил. Можно ли сказать, что Старков - "ваш" тренер?
- Да.
- Можно ли сказать, что это лучший тренер из тех, с которыми вы когда-либо работали?
- Да. Хотел бы снова с ним поработать.
Олег Сокол
Динамо Киев от Шурика