Алекскандр ПУЦКО: «Главное - есть у кого учиться»
Сегодня в Турции стартует зимняя Универсиада
- 27 января 2011, 21:15
- |
- 2630
- 0
Сегодня в турецком Эрзуруме состоится церемония открытия XXV Всемирной зимней универсиады. Самое большое представительство Украина будет иметь в лыжных гонках. Последние приготовления к главной в этом сезоне сессии основная часть наших студентов-лыжников провела в болгарском Бельмекене. О том, в какой форме подошли спортсмены к соревнованиям в Эрзуруме, корреспонденту «СЭ» рассказал 29-летний Александр Пуцко. Правда, на этот раз уже в новом качестве. В мае прошлого года участник четырех чемпионатов мира и двух Олимпиад в Турине и Ванкувере стал старшим тренером мужской сборной команды Украины.
МЫ - ЗАЛОЖНИКИ ШЕНГЕНА
- Когда мы приехали в Бельмекен, снега было маловато: сантиметров 25, - рассказывает Александр Пуцко. - Хозяин гостиницы старался максимально хорошо, насколько это было возможно, подготовить для нас трассы. Потом мы стали пользоваться роллерным кругом, благо он там хороший, длиной в два с половиной километра. Но буквально через дней пять пошел снег, сыпет он сейчас. Почему для сбора перед Универсиадой был выбран именно Бельмекен? Во-первых, потому что здесь высота две тысячи метров над уровнем моря. В Турции нам придется бежать на 1800. Конечно, можно было вместе с другими лыжниками поехать, к примеру, в Ливиньйо. Но мы являемся заложниками Шенгена. Если бы задержались в Европе перед Универсиадой, то потом бы не хватило «шенгенских» дней даже для чемпионата мира в Осло. Плюс Бельмекен поближе к Турции. А схожесть климата позволила нам заблаговременно начать подбирать смазку для лыж.
- Что из себя представляют трассы, на которых будет проходить Универсиада? Лыжники какого склада будут себя чувствовать комфортнее всего в Эрзуруме?
- В Турции выступать приходилось, но не на тех трассах, где будут проводиться гонки во время Универсиады. Судя по предварительной информации, подъемы там пологие, все на одной горе. Пока снега там не очень много. Каким гонщикам подходят трассы в Эрзуруме? Тем людям, которые быстро переваривают высоту. В Бельмекене мы проводили контрольную классическим стилем - девять километров у мужчин и пять - у женщин. Честно признаться, было тяжело. Только чуть быстрее начинаешь работу делать - окисление в мышцах.
- И кто же выиграл контрольную?
- Пусть это останется тайной. Контрольная это контрольная. Только соревнования могут показать, кто на что в действительности готов. Конечно, определенные выводы мы для себя сделали. Но решать, кого из спортсменов в какую гонку заявлять, будем уже на месте, когда соберется весь тренерский состав. Есть у нас в команде два спринтера Иван Билосюк и Руслан Перехода. Они планируются на спринт - личный и командный. Но давайте не будем загадывать, и заранее места напротив фамилий писать. Я считаю неправильно наперед медали считать.
- Будет добавлять сил или наоборот давить на спортсменов тот факт, что от выступления на Универсиаде зависит еще и путевка на чемпионат мира в Осло?
- Давления никакого не будет - ни внутреннего психологического, ни со стороны руководства. Каждый прекрасно знает, что ему нужно делать. Женская команда, которая поедет на чемпионат мира, на восемьдесят процентов уже известна. У мужчин ситуация сложнее. Пока обеспечил себе путевку в Осло только Роман Лейбюк. Окончательный состав (шесть женщин и четыре мужчины) определится после сбора в Эстонии.
СОГЛАСЕН, Я - ВЕЗУЧИЙ
- Как бы отреагировали, если бы несколько лет назад кто-то сказал вам, что будете работать тренером?
- Если бы пару лет назад - удивился. Вы что? Я хочу еще побегать.
- Как считаете, вам по жизни с тренерами везло или же, если бы не везло, вы бы не приняли участие в четырех чемпионатах мира и двух Олимпиадах?
- Согласен, что в этом отношении я везучий: был и есть. Мой первый наставник, одновременно крестный, и практически отец Николай Иванович Коваль. Именно к нему обратился за советом, когда мне предложили стать тренером. И знаете, о чем он меня спросил: «Чувствуешь, что готов? Потому что это главное!» Своими успехами на юниорском уровне, в частности пятнадцатым местом на молодежном первенстве мира (а это один из лучших результатов в истории выступлений украинских лыжников на этих соревнованиях) обязан Григорию Шамраю. После того, как он перешел в биатлон, мне помогала Марина Пестрякова, а в сборной я работал с Галиной Елисеевой. А после того, как ее сместили с должности старшего тренера мужской команды за наше выступление в Турине, тренировался под руководством Вячеслава Яржинского. В двадцатку на чемпионате мира попал в тот год, когда мужскую команду опекал Игорь Спивак.
- Ощущаете себя учеником, который вернулся в родную школу учителем после того, как получил высшее образование и прошел университеты жизни?
- Присутствует такой момент. Главное - есть у кого учиться. Мне здорово помогают и Галина Ивановна Елисеева и Вячеслав Генрихович Яржинский. Как спортсмену мне не удалось выступить на «Тур де Ски». Хотя очень хотелось. Зато поучаствовал в туре в этом году как сервисмен. Прошел все от А до Я, Подъем в шесть утра, запрыгиваешь в машину за руль, потом быстренько разбираешь вещи, готовишь лыжи. По части работы сервисмена очень много взял на вооружение от Валерия Сергеевича Лесникова.
- А что оказалось для вас самым сложным в тренерской работе?
- Во-первых, я в процессе становления, мне еще учиться и учиться. Но, думаю, справлюсь, все-таки за спиной опыт собственных выступлений, да и посоветоваться, прежде чем принять то или иное решение, повторюсь, есть с кем. А самое сложное - это готовить лыжи. В украинской сборной ведь тренер и смазчик в одном лице.
ТЕПЕРЬ ДАЖЕ ТЕРПЕТЬ - В УДОВОЛЬСТВИЕ
- Наша мужская сборная стала на курс омоложения еще до Олимпиады в Ванкувере. Сейчас в команде есть спортсмены и на десять лет младше вас, но выступает и отпраздновавший в этом месяце 34-летие Роман Лейбюк. Не возникает проблем с субординацией?
- Спортсмены, которые младше лет на семь-восемь, те же юниоры, обращаются ко мне - Александр Владимирович. А людям, с которыми мы вместе в сборной были, сразу сказал, что я не такой старый, чтобы называть меня на «вы».
- Переход с лыжни на тренерский мостик был целиком и полностью вашим решением или же оказались в условиях, при которых это был единственно возможный вариант продолжить заниматься любимым делом?
- После Олимпиады думал побегать еще годик. Но контракт со мной не подписали. Вячеслав Яржинский предложил поработать тренером. Владимир Малежик (президент Федерации лыжного спорта. - Прим. А.С.) этот вариант одобрил. Сказал: дерзай
- Вы и в этом сезоне участвовали в ряде FIS-стартов в Мунио, Контиолахти и Лапинлахти. У вас присутствует более серьезная мотивация, чем просто желание восполнить нехватку соревновательного адреналина?
- Я немного тренируюсь для себя, не хочется сразу бросать гонки. Есть еще желание постартовать. Адреналина действительно не хватает. Когда был спортсменом, казалось, тяжело, скорей бы все закончилось. А сейчас даже терпеть в удовольствие. После финиша такое классное ощущение испытываю - не передать словами. Результат никогда не переставал иметь для меня значения, но сейчас важнее и приятнее другое, что я уже в роли тренера, но все равно продолжаю бегать.
- Самой успешной своей гонкой считаете 15 километров коньком на мировом форуме в Саппоро. Или обстоятельства, при которых добились лучшего результата в карьере (18-е место) и чуть ли не лучшего в истории выступления украинских лыжников на чемпионатах мира, не позволяют вам так говорить?
- Это, безусловно, самая лучшая гонка в моей карьере, без скидки на обстоятельства (смеется). Погодные условия, конечно, отчасти поспособствовали тому, чтобы я стал восемнадцатым. Но должен сказать, я именно на этот вид программы настраивался и был готов практически на все сто процентов. Передо мной стояла задача попасть в тридцатку, что для украинской мужской сборной считается очень хорошим показателем. Получилось еще ближе, к тому же отставание было всего сорок секунд.
- Мне всегда интересно было, тот или иной стиль лыжного хода становится любимым для спортсмена, потому что он у него лучше получается или же он и получается лучше, потому что к нему больше лежит душа?
- Коронка от того и называется таковой, что получается лучше всего. Интересно, что в последние годы начал лучше ходить классикой. Сам стал понимать и исправлять свои ошибки.
ИЗМЕНЕНИЯ ПОШЛИ НА ПОЛЬЗУ ВСЕМ, КРОМЕ НАС
- Лыжные гонки за последние лет десять сильно изменились: спринтеры во многих сборных выделились в автономную команду, стало больше гонок преследования, ввели пит-стопы и даже марафон стали проводить с массовым стартом. На ваш взгляд, все ли новшества пошли на пользу?
- Пошли на пользу всем странам, кроме нашей. В Украине тоже можно подготовить хороших спринтеров. Как всегда, все упирается в финансы. Ведь чтобы отдельную команду содержать, требуются немалые деньги. А то, что с появлением спринтерских дисциплин лыжные гонки стали собирать куда большую аудиторию, это очевидно. Все-таки азарт в скоротечных видах проявляется более ярко, и зрелище получается захватывающее.
- Александру Пуцко - спортсмену я бы этот вопрос не задала, а Александра Пуцко-тренера, пожалуй, спрошу. Почему в истории украинского лыжного спорта самым высоким достижением мужчин до сих пор остается серебро в составе советского эстафетного квартета на Олимпиаде в Сараево-1984 Александра Батюка? Почему за годы независимости среди представителей сильного пола у нас так и не появился лыжник под стать Ирине Тереле или Валентине Шевченко?
- У нас огромная конкуренция. Если ты проигрываешь две минуты, то это место в пятом десятке. А среди женщин с таким отставанием можно и в тридцатку попасть на этапе Кубка мира. Хотя, возможно, просто не родился еще тот человек, который перепишет историю лыжных гонок в Украине. Мы его ждем.
- В Украине вообще может родиться, скажем, свой Петтер Нортуг? Или же родиться-то он может, но вот вырасти в высококлассного лыжника в наших условиях...
- Сложно, но возможно. Главное, вовремя найти, не проморгать этого самого украинского Нортуга.
- Кого бы вы назвали самым одаренным украинским лыжником за последние лет десять-пятнадцать?
- Это однозначно - Рома Лейбюк. С 2002 года он неизменно держит марку. И другие ребята пока и близко к нему подобраться не могут.
- А может, мы имели бы сегодня достойную смену для Валентины Шевченко, не перейди в свое время в биатлон сестры Семеренко?
- Вряд ли - это мое субъективное мнение. Вита и Валя вовремя попали в нужную струю. Не исключаю, что в лыжных гонках они занимали бы места в тридцатке, но точно не крутились бы возле пьедестала, как сейчас в биатлоне.
ДОЧКЕ НРАВИТСЯ ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
- Скажите, если бы не проблемы со зрением, вы бы тоже вооружились винтовкой и последовали примеру супруги Инны Супрун?
- Нет, потому что я твердо стоял на ногах, как лыжник, когда поступило предложение от Григория Шамрая. Перейти в биатлон означало начать все с нуля. А в лыжных гонках у меня уже было какое-никакое, но имя. Считаю, что достиг почти максимум того, что мой организм мне позволял.
- Мы помним, как здорово работал в свое время супружеский тандем Ирины и Михаила Терели? Нет соблазна стать личным тренером Инны?
- (Смеется). У Инны хороший тренер Григорий Шамрай. Я ему доверяю.
- В разговорах с женой касаетесь вашей тренерской работы и ее выступлений или же вам и без спорта есть о чем поговорить?
- Конечно, есть, про семью. (Улыбается). Моей тренерской работы не касаемся, а вот результаты Инны обсуждаем. Я ее никогда не критикую, потому что в стрельбе мало что понимаю. А вот по технике лыжного хода что-то подсказать могу. Особенно, если замечаю какие-то ошибки.
- А вашей дочке, кстати, что больше нравится - лыжные гонки или биатлон?
- Полине нравится фигурное катание. В Конотопе заливают три катка зимой. Она чуть ли не каждый день ходит с дедушкой кататься на коньках. И катается лучше, чем папа и мама.
- Когда последний раз проводили время втроем - с женой и дочкой?
- Тяжело сказать, наверное, еще перед вкатыванием. Я все праздники провел на Тур де Ски. Инна приезжала домой в конце декабря и хотела взять с собой дочку встречать Новый год в Тысовце. Но Полина приболела немного, и мы решили, что лучше ей остаться с бабушкой и дедушкой в Конотопе.
- Полина не жалуется, что родители не балуют ее вниманием?
- Пока еще нет, мы балуем ее подарками. А когда звоню дочке и говорю, что соскучился, она отвечает: «Сколько можно скучать - едь домой!»
Анна САВЧИК
СЭ в Украине