Угра – территория ворот
Николай Уграицкий – великий харьковский вратарь
- 20 января 2004, 17:00
- |
- 2860
- 0
Футбольным командам, защищавшим честь города Харькова в послевоенный период, особо похвалиться было нечем. За те 18 сезонов, которые они провели в компании сильнейших, значительным успехом можно назвать лишь 6-е место Авангарда в 61-м году, и конечно же, победу в Кубке СССР Металлиста в 88-м году. Все остальное время харьковские мастера кожаного мяча, в основном, как говорят моряки, отчаянно боролись за живучесть своего корабля. Правда, спасти его удавалось не всегда, и тогда судно под названием «Харьковский футбол» погружалось в пучину. Именно там, на дне, то есть в низших лигах, харьковские клубы прокантовались более четверти века. Но, несмотря на все это, в Харькове талантливые футболисты появлялись ничуть не реже, чем в более известных по части футбола городах. Правда, большинство из них, покидало родное гнездо сразу же после первого вылета. Э. Дубинский, Д. Багрич, Ю.Истомин, В.Бессонов, П. Яковенко, М. Калиниченко - вот далеко не полный перечень тех, кто, покинув в юном возрасте город, где его научили играть в футбол, больше назад не вернулся. Они, в общем-то, многого достигли в именитых клубах - завоевывали медали разного достоинства, держали в руках всяческие Кубки, входили в магическое число 33 лучших и даже успешно играли в сборных. Конечно же, их в Харькове знают, и имена их произносят с уважением. Но и только… Любовь же у харьковского болельщика мог снискать лишь тот, кто успешно играл за свой родной клуб, причем сохраняя ему верность долгие годы. Именно такой личностью в харьковском футболе был Николай Уграицкий.
Он был достойным представителем харьковской вратарской школы - одной из лучших в стране. Фамилии таких киперов, как С. Романенко, Р. Норов и А. Бабкин были известны в довоенный период каждому болельщику.
Николай Уграицкий был разносторонним спортсменом. Он прекрасно играл в хоккей и особенно в волейбол. Кстати, серьезное увлечение именно этим видом спорта помогло Николаю уже как футбольному голкиперу выработать такие необходимые для вратаря качества, как хорошая реакция, прыгучесть и отличная игра на выходах. Думается, что если бы Уграицкий выбрал бы волейбол, он мог бы достичь в этом виде спорта значительных успехов. У него для этого были не только отличные физические данные, но и огромные трудолюбие, целеустремленность, неиссякаемая жажда победы и самоотдача. Но Николай Уграицкий все-таки выбрал футбол.
Начинал он свою спортивную карьеру в команде Дзержинец завода имени Малышева. А уже в 1947 году, способного 20-летнего голкипера заметил старший тренер харьковского Локомотива Петр Паровышников. Именно с этой командой, в которой он играл 9 лет, было так много связано в спортивной судьбе Уграицкого. Довольно быстро он стал голкипером №1 в составе железнодорожников. И в том, что в 1948 году его команда завоевала право выступать среди сильнейших, есть и его немалая заслуга. Правда, закрепиться надолго в стане сильнейших Локомотиву тогда не удалось, хотя никто из болельщиков команды не смог бы упрекнуть его игроков в отсутствии бойцовских качеств и самоотверженности на поле.
Спустя два года команда вылетела в класс Б. Но и здесь им не удалось зависнуть надолго (это, правда, и футболистов и болельщиков только обрадовало) и они вернулись в элиту. И вновь, словно следуя загадочной синусоиде с периодом в 2 года, в 1954 году наши земляки снова вылетают. Но, все-таки 4 сезона, прошедшие в тяжких боях с превосходящими, как правило, по опыту и мастерству соперниками, закалили характер Николая Уграицкого и, безусловно, способствовали его становлению, как высококлассного голкипера. Его уже хорошо знали в футбольной среде, и неудивительно, что в 1952 году он был приглашен в сборную СССР, которая тогда готовилась к Олимпиаде в городе Хельсинки (первая, кстати, Олимпиада для нашего тоталитарного государства, еще при жизни Сталина, между прочим). Правда, сыграть за сборную ему тогда не удалось - слишком большая была конкуренция среди голкиперов - вместе с Николаем тренировались тогда Алексей Хомич, Леонид Иванов, Владимир Никаноров и Владимир Моргания (Лев Яшин тогда еще не котировался). Поехали в Хельсинки тогда Иванов и Никаноров (Даже старого Тигра - Хомича не взяли).
Год 1955-й стал последним в истории харьковского Локомотива. А его место в классе Б занял Авангард завода имени Малышева. Под знамена этого клуба и перешли последние могикане из почившего в бозе Локо. А самой значительной фигурой среди могикан был Николай Уграицкий. Однако вскоре, судьба приготовила ему серьезное испытание. В 57-м году Авангард возглавил тренер - летун (то есть, часто меняющий место работы) И. Золотухин. Как пресловутый товарищ Бывалов, он не верил в местные таланты и привез с собой целое стадо варягов сомнительной ценности, а чтобы освободить им жизненное пространство от футболистов-харьковчан стал избавляться. К огромному неудовольствию харьковских болельщиков в их числе оказался и их кумир Николай Уграицкий. Этот подлый шаг тренера был непонятен еще и потому, что Николай свято соблюдал спортивный режим и в свои 30 лет показывал достаточно высокий стабильный уровень игры. Так или иначе, пришлось Уграицкому оставить футбол и трудоустроиться на кафедре физвоспитания ХАИ (Харьковский авиационный институт, для не имеющих чести знать). Правда, спортивной формы он не терял, играя с удовольствием в волейбол. Но в конце 58-го разрушителю харьковского футбола И. Золотухину наконец-то указали на дверь, и команду возглавил капитан Авангарда, известная и популярная в городе личность, Виталий Никитович Зуб. Готовя команду к новому сезону, он первым делом вернул в нее своего друга и соратника Уграицкого. Николай сразу же стал не только основным вратарем, но и лидером команды. Он полностью оправдал доверие тренера - в последних 13 турах сезона 1959 года команда пропустила лишь 6 мячей, не потерпев ни одного поражения.
В том же 59-м году произошел один случай, о котором до сих пор в Харькове рассказывают легенды. В те годы поездки наших футболистов за рубеж были большой редкостью. Да и в еврокубках тогда еще не участвовали. Зато к нам заграничные мастера наведывались регулярно, и эти матчи неизменно вызывали огромный интерес у болельщиков. Так вот, в 59-м Авангард принимал гостей из Сирии - команду с многообещающим названием Ахли-Истиклял. Забегая вперед, скажем, что победили харьковчане 3:1. Но запомнился этот матч не этим, а невиданным доселе событием. Счет в игре открыл наш вратарь Николай Уграицкий, причем сделал он это (в отличие от Чилавертов разных) не со стандарта, а с игры. На 9-й минуте он здорово сыграл на перехвате в своей штрафной и тут же сильным ударом выбил мяч в поле. Вратарь сирийской команды (некто Муабед) далеко вышедший из ворот, слишком долго размышлял, что ему делать: то ли бежать вперед, пытаясь перехватить опускающийся на поле мяч, то ли быстрее возвращаться в рамку ворот. Ему не удалось ни то, ни другое. Мяч, отскочив от земли, перепрыгнул через жертву компромисса, и оказался в сетке. Публика на стадионе была в восторге.
В конце того же года в связи с расширением высшей лиги, Авангарду, занявшему 3-е место в классе Б, было предоставлено право выступать в классе А. Из Москвы приехал новый главный тренер команды, знаменитый в недалеком прошлом бомбардир А. С. Пономарев. В дуэте с В. Н. Зубом ему удалось создать в Харькове интересный и боеспособный коллектив. В сезоне 1960 года игроки набирались опыта, стабилизировался состав, наигрывались игровые связи. 13-е место, занятое дебютантами, позволило им продолжить свое бытие в высшем дивизионе. Следующий год, 61-й запомнился харьковчанам на долгие годы. Именно тогда Авангард что называется выстрелил, переместившись вверх на 7 ступеней. 6-е место, занятое командой, дало право ее игрокам получить звания «мастеров спорта СССР». Немалая заслуга в этом успехе харьковчан принадлежит ее бессменному стражу ворот Николаю Уграицкому. В том году он был, пожалуй, самым стабильным и надежным вратарем в чемпионате СССР. Команда пропустила лишь 25 мячей в 30 играх - это был наилучший результат (даже чемпионы, киевские динамовцы пропустили на 3 мяча больше). Причем, в 13 играх ворота, защищаемые Николаем, остались запечатанными (в смысле, не распечатанными). В списке 33 лучших игроков Украины по итогам 61 года, Н. Уграицкий был назван вторым номером после вратаря киевского Динамо, чемпиона СССР Олега Макарова. Именно в матче с киевлянами в предпоследнем туре того чемпионата Уграицкий продемонстрировал, пожалуй, самую блестящую игру за всю свою футбольную карьеру. Наверное, никогда прежде ему не доводилось отражать такое количество ударов за матч от яростно атакующих его ворота динамовцев. Но он и его команда выстояли и лишь тяжелая травма, полученная им на последних минутах, заставила его покинуть поле на носилках.
В 1962 году Уграицкий уже выходил на поле реже - сказывались немалые уже годы, а особенно последствия той злополучной киевской травмы, после которой он полностью оправиться уже не мог. Так или иначе, 1962-й год стал последним в футбольной карьере выдающегося харьковского голкипера.
На особенностях вратарского мастерства Николая Уграицкого хотелось бы остановиться подробнее. Все, кто видел его игру, отмечали его необычайную надежность и стабильность. Конечно, как и каждый спортсмен, он не был застрахован от ошибок, но таковые случались в его игре очень редко. Пропускал же он, как правило, те мячи, которые принято называть неберущимися. Благодаря отменной реакции он надежно играл в рамке, бесстрашно бросался в ноги сопернику. Лучшие форварды страны, такие как К. Бесков, Г. Федотов, В Бобров, А. Пономарев и другие отмечали, что, выходя с Уграицким один на один, не были уверены в своем успехе. Выиграть же воздушную дуэль у него было делом почти безнадежным. Высокий рост, отличная прыгучесть и волейбольное искусство рассчитать свой прыжок с точностью до долей секунды позволяли Николаю безраздельно владычествовать в воздушном пространстве своей штрафной. А кулаками он выбивал мяч с такой силой, что тот не редко долетал до центрального круга. Конечно, поддерживать хорошую форму на протяжении 15 лет - дело нелегкое. В смысле соблюдения спортивного режима и отношения к тренировкам Уграицкий всегда был образцом для своих товарищей по команде. Он буквально истязал себя на тренировках. Ни жара, ни холод, ни дождь, ни грязь не могли помешать ему в этом. Загонять его после тренировки в раздевалку тренерам приходилось чуть ли не силой.
И еще на одном аспекте хотелось остановиться. Мы уже упоминали, что Николай Уграицкий по итогам 61-го года был назван в числе 33 лучших футболистов Украины. А вот в аналогичный список, только в масштабах СССР, Николай почему-то не попал. Лауреатами сезона среди голкиперов тогда были Лев Яшин, Владимир Маслаченко и Сергей Котрикадзе. Никто не спорит, это были выдающиеся спортсмены. Их знала вся страна, и играли они в именитых клубах. Но если судить объективно, то по главным критериям оценки надежности голкипера - количеству пропущенных и отраженных мячей - никто из этих трех лауреатов и близко в том году не стоял с Николаем Уграицким. А если еще учесть, что играть под девизом «лучшая защита - нападение» Авангард в силу ряда причин не мог (в отличие от тех команд, где в атаке играли звезды), то и трудиться харьковскому стражу ворот приходилось больше. Хотя, может быть в этом (помимо уже перечисленных причин) и кроется секрет успеха харьковского вратаря. Как тут не вспомнить, что легендарные английские вратари Гордон Бэнкс и Питер Шилтон тоже всю жизнь играли в бедных и слабых командах.
Закончив с большим футболом, Николай Уграицкий вернулся на знакомую кафедру физвоспитания в ХАИ. В его жизни были две главные страсти. Это спорт, где на первом месте, конечно же, был футбол и голуби. Любовь к этим прекрасным и благородным птицам он пронес через всю свою жизнь - от раннего детства до самых последних своих дней. Умер он до обидного рано, всего в 42 года. В память об этом выдающемся харьковском спортсмене в 70-е годы был учрежден Кубок Уграицкого, разыгрывавшийся среди коллективов физкультуры. Но в 90-е годы, розыгрыш этого приза по непонятной причине прекратился, хотя в свое время, он был одним из самых массовых футбольных турниров на Харьковщине.
Автор - Игорь Крикунов
Николай Уграицкий
Родился в 1927 году.
Рост - 183 см. Вес - 88 кг.
Выступал за харьковские Дзержинец, Локомотив, Авангард.
Сыграл более 300 матчей, из них 164 в высшей лиге.
Был кандидатом в сборную СССР.
Мастер спорта СССР.
Входил в 33 лучших футболиста Украины.
Образование высшее.
Умер в 1969 году.