Для увеличения количества матчей, УЕФА ввел две квалификации в соревнованиях юношеских сборных
"Вторая квалификация для нас -- норма"
- 19 января 2006, 17:00
- |
- 923
- 0
После публикаций в "КОМАНДЕ", подводивших итоги выступления юношей в минувшем году, Комитет юношеского футбола ФФУ инициироввал встречу тренеров юношеских сборных с журналистами "КОМАНДЫ".
В разговоре приняли участие глава комитета Олег ОРЕХОВ, а также наставники юношеских сборных различных возрастов -- Анатолий БУЗНИК, Вадим ДЬОРДЬ и Юрий КАЛИТВИНЦЕВ.
Анатолий Бузник: -- Нас немного задела статья в "КОМАНДЕ", в которой речь шла о том, что результаты юношеских сборных в последние годы хуже, чем в первой половине 90-х. Но ведь раньше УЕФА проводил чемпионаты Европы по следующей схеме: были группы по три -четыре команды, победители выходили в финальный турнир, а проигравшие тут же выбывали из официальных соревнований и ждали больше года следующей квалификации. А вы понимаете, что такое для 18-летнего парня не играть в течение года с серьезными соперниками!
Сейчас же, для увеличения количества матчей, УЕФА ввел две квалификации. Что это дает? В первом раунде -- минимум три игры. Две лучшие команды выходят в следующий раунд -- это уже шесть встреч. Победители групп выходят в финальный турнир, где еще проведут как минимум три матча. Раньше туда попадали 16 команд, сейчас восемь. Раньше, проведя два поединка, можно было выйти в финал, а сейчас для этого нужно сыграть минимум шесть матчей. Вот и сравнивайте показатели...
В позапрошлом году сборные Яковенко и Кащея прошли две квалификации и участвовали в финале. Другое дело, что выступили они там по-разному. В прошлом году команды Калитвинцева и Жабченко пробились во вторую квалификацию. В принципе, будем считать, что для Украины норма -- попасть во вторую квалификацию. А выход в финальную часть -- уже достижение.
Конечно, все хотят, чтобы мы занимали первые места. И мы хотим, и ребята. Но для этого нужно сделать немного больше, чем уже сделано. Сейчас мы благодаря ФФУ просто как сыр в масле катаемся -- практически все есть. Самое главное -- найти сегодня такого парня, который завтра вырастет в игрока национальной сборной.
Юрий Калитвинцев: -- Кстати, нужно учитывать и психологию игрока юношеской сборной. Он прочтет, что сборная проиграла, что она "никакая", и у него на всю жизнь может остаться комплекс неудачника. Но все же в основном вы правы -- не имеет права сборная Украины проигрывать таким командам, как Азербайджан, я так считаю. Независимо от того, собирается она за день или за два до матча, игроки на год младше соперников или на два.
Вадим Дердь: -- Зачастую проигрыш объясняется множеством факторов, которые не лежат на поверхности. Бывает так, что мы выходим на поле после длительного переезда. Бывает, что против украинцев выходят игроки, которые явно не соответствуют возрастной категории. Также не хватает сыгранности, опыта -- ведь футболисты совсем юные.
Ю.К.: -- Мы играли против азербайджанцев, и сложно было поверить, что это юноши 1989 года рождения. А после перерыва у них вообще щетина на лицах появилась...
-- Какова глобальная, стратегическая цель работы тренера юношеской сборной Украины?
О.О.: -- Мое личное мнение -- в первую очередь, это отбор талантливых футболистов. Во вторую, их подготовка для старших сборных. Вот Калитвинцев, например, нашел Фомина. Сейчас Руслан играет уже в "молодежке", забивает. Необходимо найденные таланты сохранить, бережно передать следующему наставнику. Однако вместе с этим каждый тренер должен ставить перед собой определенные задачи для того, чтобы привить ребятам психологию победителей, а не второсортных футболистов.
А.Б.: -- Сейчас работать детским тренером непрестижно. Если у тебя есть сын, то ты куда его отдашь -- в судьи или детские тренеры? Как говорит один мой знакомый, эта работа -- сплошные 160 -- и зарплата, и давление. Тренер воспитал пацанов, их разобрали, и ему снова надо возвращаться к истокам -- бедному, нищему и вдобавок ко всему обиженному. Вот и думает -- кому бы продать футболистов поскорее...
О.О.: -- Недавно Калитвинцев играл со сборной ребят 90-го г.р. против голландцев. На матч приехал тренер, который встречался со сборной Крощенко в финальном турнире Евро-2000, и спрашивает: "А сколько у вас ребят из той команды сейчас выступают в национальной сборной?" Получается, только Белик. А он пятерых своих назвал...
А.Б.: -- Есть цели и есть задачи. Цель любой команды -- выиграть. Мы хотим быть победителями! Но если в национальной сборной отдается приоритет результату, то у нас есть еще другая задача -- нам нужно подготовить игрока. Давайте представим, что юношеских сборных вообще нет, а есть клубы, которые и готовят игроков для молодежной и национальной сборных. Придя в сборную, футболист сможет сразу заиграть на международном уровне? Я думаю, что вполне может. Другое дело, как.
Мы сегодня говорим о том, что надо подготовить фундамент, а затем уже строить дом. Но вот игрок пришел в сборную и Блохин ему лично говорит, что перед исполнителями стоят такие-то задачи на матч, существует такое-то тактическое построение, нужно выполнить то-то и то-то. Что-то не получается, допустим, не хватает навыков. Играет футболист в клубе, например, в зону, а в сборной ему говорят, что сегодня нужно действовать персонально.
Поэтому одна из задач тренера юношеской сборной -- расширить тактический кругозор игрока. Чтобы завтра он был готов к более высоким целям и мог выполнить предъявляемые ему требования.
Конечно, сейчас можно и с помощью компьютера растолковать футболисту, как действовать. Но самое главное -- иметь хорошую игровую практику. Федерация нынче обеспечивает нас необходимым количеством матчей -- до двадцати в год. Это европейский стандарт, раньше мы проводили всего восемь или, наоборот, больше, чем положено. Практика нужна, ведь если мы сегодня неправильно закладываем строчку или берем не ту нить, то не научимся шить завтра. Или мяч не можем остановить, условно говоря. Это как раз наши приоритеты.
Еще есть моральное поощрение для самого игрока. Если футболиста вызывают в сборную, то это сразу поднимает его в собственных глазах и дает определенные стимулы. Сейчас какую газету ни открой -- буквально все хотят попасть на чемпионат мира с национальной сборной Украины. Почему? Потому что это престижно. И мы хотим привить игрокам чувство патриотизма, уважения к тренеру, клубу, который воспитал его, к стране, наконец. Чтобы у него, когда звучит гимн и он держит руку на сердце, мурашки по коже бежали. Тогда мы будем больше уважать себя.
А.Б.: -- Сегодня лучшие условия созданы в "Динамо" и "Шахтере", поэтому, естественно, игроки хотят перейти именно в эти два клуба. Другое дело, что если мы собираем все сливки -- из Львова, Херсона, Севастополя лучшие приедут, допустим, в "Динамо", все равно в коллективе останутся два-три лидера, остальные будут на подыгрыше. Так что мы заведомо, приглашая всех сильнейших, не вырастим лидеров ни для клуба, ни для национальной сборной. Они в любом случае потеряют свои лидерские качества и задатки.
Я недавно разговаривал с одним наставником и спросил его мнение об одном из игроков. "Да, это индивидуальность, -- ответил он. -- Сегодня все серые, а он выделяется". Вот что нам надо. Мы хотели бы, конечно, чтобы детские тренеры на местах работали более качественно, более скрупулезно, в правильном направлении. Считаю, необходимо большее доверие между тренерами и президентами всех клубов: от самых маленьких до грандов. Сборная -- это имидж не только футболиста, но и тренера, который нашел игрока, тренера клуба, поскольку это его подопечный, родителей, ведь это их ребенок.
Ю.К.: -- Практика без теории слепа, а теория без практики мертва. К чему это? Если игрок придет сразу в национальную сборную, минуя все юношеские, то каким бы он мастером ни был, станет с восхищением глядеть на Зидана, например, играя с французами. Юношеские команды для того и существуют, наверное, чтобы игрок набирался серьезного международного опыта.
Как-то наш голкипер Шуст впервые выехал во Францию. Мы три дня мальчика не трогали, он просто ходил и восхищенно улыбался. Жили под Марселем, в какой-то деревушке, которая ничем не отличается от нашей где-нибудь под Львовом. На первый поединок мы его не ставили. Ну куда его ставить? Он и в воротах улыбался бы. Мы его попросили посмотреть на французов, что в них нет ничего сверхъестественного. Он пропустил две матча, а третий сыграл неплохо. Сейчас, как вы знаете, парень дорос до "Шахтера".
Сейчас в моей сборной 1990 г.р., тоже играет парень с претензией на лидерство. Сыграли мы с голландцами вничью -- 2:2. Спрашиваю его: "Ну что?" Он мне: "Юрий Николаевич, они такие черные..." Но уже завтра он уже не будет удивленно на них смотреть, а станет против них играть.
О.О.: -- Сейчас по итогам Конгресса ФФУ есть указание руководству Комитета и тренерам сборных разработать положение о материальном стимулировании детских тренеров уже на этот год до 15 февраля. Либо для тех чьи воспитанники заиграны в сборных, либо для тех, кто больше подготовил. В анкетах ребята указывают фамилии тех людей, у кого они занимались. Мы попросили детские школы подсчитать, сколько стоит воспитание футболистов в год".
-- Пока 15-летний игрок юношеской сборной дорастет до уровня национальной команды, пройдет немало времени, а оценку работе тренера юношей с точки зрения воспитания кадров для главной сборной можно будет давать только спустя 10--12 лет. Например, из перспективной команды 1977 г.р., которая в 1994-м выиграла бронзовые награды на первенстве континента, до уровня национальной сборной дотянулись лишь двое. Различных примеров можно привести множество. Как же найти золотую середину в таком случае, ведь результат тоже не стоит сбрасывать со счетов?
А.Б.: -- А вот здесь и есть золотая середина. Допустим, команда 1981 г.р. прошла все пути -- от 16-летних и до чемпионата мира. Она не останавливалась в развитии, постоянно находилась в динамике, пробивалась в финальные турниры, выиграла серебряные награды в 2000-м. Количество матчей дает опыт и превращается в качество. А сильная среда воспитывает сильных личностей.
-- На последнем Исполкоме ФФУ был озвучен один из неприятных нюансов работы наших юношеских сборных в прошлом году: некоторые футболисты призывались в разные сборные, но в итоге так и не получили полноценную игровую практику...
О.О.: -- Действительно, такая проблема у нас существовала. Я приводил примеры Гладкого и Шуста, которые вызывались в сборные старшего возраста, но практически не играли в них. Поэтому мы приняли решение с наставниками сборных заранее договариваться между собой о привлечении ребят младшего возраста. Главная задача -- чтобы у них накапливалось необходимое количество игр за сезон на уровне сборных. И если уж их и заигрывать за команды старшего возраста, то, по крайней мере, как первых запасных, а не просто как людей, проводящих время на скамейке.
Ю.К.: -- В Швейцарии, например, в подобной ситуации решение принимается в пользу сборных старшего возраста. У нас же приоритет будет отдаваться официальным матчам. Мы просмотрим календарь и примем решение: кому лучше использовать такого игрока. Но, опять же, важно сохранить оптимальное количество встреч за сезон для этого человека.
-- Вы говорите о регулярных совещаниях, проводимых между наставниками юношеских сборных разных возрастов. А есть ли в ФФУ лицо, непосредственно курирующее ваши команды, и являющееся как бы связующим звеном между разными сборными? Кроме того, вы постоянно упоминаете об одной из главных целей в работе тренера юношеской сборной -- подготовке кадров для национальной команды. Насколько тесно у вас налажено взаимодействие с ее главным тренером -- Олегом Блохиным?
Ю.К.: -- На сегодняшний день вряд ли стоит говорить о каком-то особо тесном контакте между нами и Олегом Блохиным. Понятно, что когда тренер национальной сборной решает столь сложные задачи, как попадание на чемпионат мира, было бы странно от него еще требовать повышенного внимания к сборной 1990 г.р. Хотя он и Андрей Баль, безусловно, интересуются состоянием дел в наших командах.
На мой взгляд, контакт между нами мог бы быть и потеснее, тренерам сборных всегда есть о чем поговорить, но надо все-таки войти в положение Олега Блохина. Я приведу вам такой пример. Наставника "Барселоны" Франка Рейкарда абсолютно не волнует состояние дел во второй команде. А в то же время какого-то другого тренера интересует все -- вплоть до юношеской команды. Любые подходы к этому вопросу имеют право на жизнь.
В.Д.: -- Когда моя сборная проводила квалификационные матчи в Киеве, Олег Владимирович присутствовал на трибунах, да и турнир Банникова он посетил.
ДОСЛОВНО
Назаренко и его путь
-- Возможна ли сейчас ситуация, при которой футболист может попасть в национальную команду, минуя юношеские и молодежную сборные, как это произошло, например, с Шелаевым, Езерским, Чечером и Назаренко?
А.Б.: -- В принципе, да, ведь есть такое понятие, как гетерохромность: один игрок уже в 16 лет раскрывается, а другой -- только в 19--20. Возьмем, к примеру, Назаренко. Он вообще заиграл года три назад, то есть в возрасте 22 лет и никогда не привлекался ни в какие сборные -- сразу в национальную. А Горшков из "Зенита" -- он вообще в 30 заиграл, но это исключение из правил.
В принципе, тут еще свою роль играет и то, что мы не можем просмотреть абсолютно всех кандидатов в сборные. Помогают региональные центры, в которых происходит отсев футболистов. А месяц назад я, например, узнал, что есть украинский игрок 87-го г. р. в грозненском "Тереке" -- Бойко. А где же он был раньше? Оказывается, в "Днепре", и его никто толком не видел.
"Антонов сбежал ночью со сбора"
-- В прошлом россияне многих украинских футболистов переманили к себе, уговорив принять российское гражданство. Сейчас этот процесс продолжается?
Ю.К.: -- Вы знаете -- они сами едут. Например, Антонов сбежал ночью прямо со сборов. Сумку собрал и сбежал. А человек, который Антонова увез, давно и забыл, что такой игрок есть. Деньги взял, и все. А парень сейчас мучается в "Кубани" и уже хочет вернуться в Украину.
О.О.: -- Для того чтобы принять гражданство другой страны, необходимо минимум три-пять лет. Я думаю, что им делают нелегальные паспорта. Взять хотя бы Данишевского из "Химок". Не знаю, выдавали ли ему трансфер. Непонятная история и с Павленко, который сейчас в "Спартаке".
В.Д.: -- Недавно мне звонил тренер из Кировограда, уверяет, что у него есть перспективный парень. Причем я его видел. А тренер просит: "Вызови его, им интересуется "Зенит", но им нужен игрок сборной. Вызовешь -- я с тобой поделюсь"... В Полтаве примерно такой же инцидент был...
О.О.: -- Сегодня при переходе в иностранный клуб стоимость подготовки юного футболиста должна оцениваться примерно в 10 тысяч евро в год. Он пробыл в Украине семь лет -- должны заплатить 70 тысяч. А человеку втихаря дали пять -- и все. Просто многие не знают законы. Я думаю, что рано или поздно эта проблема решится. У нас ведь ищут, не как сделать по закону, а как его обойти...
"Игроков для Блохина пока нет"
А.Б.: -- Приятно, что Яценко и Максимов уже дебютировали в национальной сборной, но в командах более младших возрастов сегодня мы пока не видим игроков, способных уже сейчас привлечь внимание Блохина. Им нужно еще совершенствоваться. Зачем сегодня срывать незрелый или полузрелый плод? Пусть человек дозреет.
О пользе турнира дублеров
-- А как по-вашему, нужен ли сейчас турнир дублеров, а также вторые и третьи команды? Не слишком ли большая нагрузка для молодых игроков?
А.Б.: -- Есть рекомендации методических комитетов -- порядка сорока игр в год для юношей. Но, допустим, молодые динамовцы сыграли около восьмидесяти. Представляете, что могло случиться с ребенком! "Дубль" для меня как для тренера сборной очень нужен, потому что в нем получают игровую практику все: начиная от ребят моей команды и заканчивая парнями 1990 г.р. Но в элитных наших клубах три команды плюс дублирующий состав. И вот у меня был пример -- мальчик играет за "Шахтер-3" в Полтаве, на следующий день переезжает в Днепропетровск и выступает за "дубль", везде по 90 минут! Это маразм. Значит, какое-то звено в цепи лишнее. Ведь потом парень приходит и говорит: "Я устал". А когда же ему тренироваться, если через день, бывает, идут матчи?!
О.О.: -- По-моему, нужно регламентировать подобные соревнования. Получается, что одними игроками закрывается три турнира. Так же было и у Калитвинцева, когда его футболисты буквально на следующий день после сборной играли в Киеве с "Оболонью" за "дубль" "Шахтера". Я был тогда четвертым арбитром и просил тренеров поменять футболистов. Они устали морально и физически. Также не должно возникать "беготни" между командами. Играть нужно либо за "дубль", либо за вторую команду.
Ю.К.: -- Получается, что уже в 19 лет у них травмы, мениски болят и т.д..
В.Д.: -- Дублирующие составы, по-моему, нужны. Отлично, когда все клубные команды работают по одной программе, когда проводятся совместные тренировки. Идет контроль работы "дубля" главными тренерами. А вот нужны ли третьи команды? Может, стоит вернуться к турниру старших юниоров? Ведь третьи команды выступают во второй лиге, неизвестно на каких полях, против игроков, которые уже заканчивают карьеру.
Добавлю по поводу чрезмерной загруженности юных футболистов. Знаю, что ребята 89-го года рождения за два дня играют и за третью команду, и за дублирующий состав. Это неправильно.
Андрей КУДЫРКО, Денис МАЛЬКЕВИЧ, Валерий НОВОБРАНЕЦ, Владимир ПОЯСНЮК "КОМАНДА"