Ринат ДАСАЕВ: "Противостояния "Спартак" - "Динамо" (Киев) - это фантастика!"
Легенда. Ринат Дасаев - вратарь республики 80-х
- 13 января 2006, 17:00
- |
- 2566
- 0
В восьмидесятых годах прошлого столетия он был визитной карточкой московского "Спартака" и сборной СССР. А в 1988 году уроженца далекой Астрахани Рината Дасаева признали лучшим вратарем мира. Вскоре он уехал из Союза в Испанию, где провел далеко не лучший период в своей жизни. Долгое время о нем не было никаких вестей. Так получилось, что Дасаев даже не звонил своим родным. Кто-то запустил слух, что его вообще уже нет в живых... Но все эти домыслы развеялись, когда Ринат вернулся в Москву, где какое-то время работал тренером вратарей сборной России. Сейчас Дасаев находится в творческом отпуске, но думается, это ненадолго - такими людьми разбрасываться не принято.
ДЕПРЕССИЯ ПОСЛЕ "ДИНАМО"
- Ринат, в составе "Спартака" и сборной СССР вы сыграли более 400 матчей. Какие из этих поединков вам наиболее памятны?
- О, таких игр было очень много. Как сейчас помню свою дебютную встречу за "Спартак". Тогда у меня немного тряслись коленки. Был молодой, совсем "зеленый". Однако в мой вратарский талант поверил Федор Новиков, который и порекомендовал меня Константину Бескову. Как это ни странно, но я сразу ощутил, что с Бесковым найду общий язык.
- А игры с киевским "Динамо"?..
- (Смеется). Ну, эти матчи вообще вне конкуренции. Противостояния "Спартак" - "Динамо" - это фантастика! Для нас каждый поединок с Киевом был как последний. Временами мы такие сражения закатывали! Радовались победе так, как будто выиграли Кубок СССР. Помню, когда в 1979 году переиграли "Динамо", отмечали целый месяц. Но повод был достойный - в том сезоне мы стали чемпионами страны, а киевлян обыграли дважды: в Москве и в Киеве. При этом подчеркну: за кромкой поля ненависти к украинцам у нас не было. А с некоторыми динамовцами мы вообще находились в приятельских отношениях.
- Когда и почему появилось дерби "Динамо" - "Спартак"?
- В середине 70-х годов в Союзе не было ни одной команды, которая бы могла составить реальную конкуренцию киевлянам. Руководство и тренерский штаб "Спартака" всегда твердили игрокам, что нам по силам прервать гегемонию украинцев. В конце концов это и случилось: "Спартак" первым кинул вызов тогдашнему гранду. Когда публика поняла, что наши команды приблизительно одинакового класса, тогда и интерес к этим противостояниям значительно вырос. Так и родилось дерби, поражение в котором расценивалось как полное фиаско. У некоторых моих одноклубников после таких неудач даже начинались элементы депрессии.
- В то же время, как вы сказали, некоторые москвичи дружили с киевлянами...
- Действительно удивительно, но так оно и было. Сейчас уже не считается зазорным, когда за день до игры футболист звонит будущему сопернику и интересуется, как у него дела, какое настроение. Во времена же Союза болельщик этого бы не понял. Но мы с динамовцами жили мирно. С кем-то дружим до сих пор. Когда кто-то организовывает юбилейную встречу, то на нее старается приехать каждый игрок. Скажем, в прошлом году ветераны "Спартака" были в Киеве. И киевляне приезжали к нам в Москву... Многих из нас объединяла сборная СССР. Пример в тему: когда национальную команду Украины возглавлял Леонид Буряк, каждый спартаковец, который выступал во времена Буряка, всегда болел за украинцев. Причем не так за команду, как за Леню. Мы все желаем друг другу успехов. Это касается и Олега Блохина. За него держат кулаки все мои одноклубники.
"С ЛОБАНОВСКИМ НЕ РУГАЛСЯ. ПРОСТО ПЕРЕСТАЛ ОБЩАТЬСЯ"
- Вы - мусульманин. Проблем из-за своего вероисповедания во времена Союза не имели?
- Естественно, были серьезные разногласия с советскими чиновниками. Тогда не позволяли даже в христианство верить, что уже говорить об исламе. В начале карьеры меня преследовали. Но затем сыграл свою роль мой возросший авторитет. Я открыто исповедовал ту религию, к которой лежала душа. Поэтому без страха и упрека ставил в сетку ворот сумочку, в которую складывал запасные вратарские перчатки и Коран. Вскоре с этим все смирились.
- В одной из российских газет довелось прочитать: "В 1988 году Ринат Дасаев переехал в испанскую "Севилью". Затем он сожалел об этом поступке, хотя его гордая натура не позволяла признать сие решение ошибочным".
- Нет, из Испании я вернулся с большим жизненным опытом. Сейчас, если бы переезжал на Пиренеи, действовал бы несколько иначе. Однако сетовать на судьбу не буду. Мне там было неплохо. В Россию я возвращаться не хотел. Знаю, что на родине про меня ходили самые разные слухи. Но я не провалился сквозь землю. Просто не поддерживал связь с Россией. Вот и все. И в целом о своем переезде в Испанию я никогда особо не жалел.
- Однако с переездом в "Севилью" вас перестали приглашать в сборную СССР. Без обид на Лобановского, наверное, не обошлось?
- Нет, на него обиды как раз не держу. Хотя я действительно готовился к чемпионату мира-90, понимая, что в моей карьере это будет последний мундиаль. Но незадолго до начала турнира я узнал, что Валерий Васильевич меня в Италию не берет. Чего скрывать, после этого известия долгое время на душе было тяжело. Никак не мог понять, почему он меня игнорирует. Но потом смирился. Это был его выбор. Тренер решает, кого приглашать в сборную, а кого нет. И с Лобановским не ругался. Никаких претензий не высказывал. Мы просто перестали общаться. В последний раз я видел его в 1988 году, перед отъездом в Испанию. А когда вернулся через десять лет, ни разу с ним так и не встретился. Если бы Валерий Васильевич был жив, сегодня бы у нас были нормальные рабочие отношения. Все-таки когда-то семь лет вместе работали в сборной.
- Некоторые специалисты утверждали, что Лобановский не доверял тем футболистам, которые уехали играть за границу.
- Вот это похоже на правду. Ведь его отношение изменилось не только ко мне. "В опалу" также попали Александр Заваров и Вагиз Хидиятуллин, которые также перебрались в западноевропейские клубы. Я думаю, Лобановский понимал, что мы по-другому тренируемся и начинаем по-своему воспринимать футбол. Наверное, поэтому он сделал ставку на игроков, которые были под его присмотром в киевском "Динамо" и других советских командах.
НЕ БИЗНЕСМЕН
- В Испании вы прожили десять лет. Сейчас вас не тянет на Пиренеи?
- Наведываюсь туда каждый год. Моя жена - испанка. В этой стране живут все ее родственники. У нас там есть квартира, поэтому Испания - моя вторая родина. Две мои дочки от первого брака проживают в Сарагосе (Дасаев развелся с известной гимнасткой Нелли Гаас. - Авт.). Старшая, Эльмира, достигла серьезных успехов в художественной гимнастике, став чемпионкой Испании. А младшая, Кристина, пока только учится в школе. Я регулярно звоню детям. В моей же нынешней семье детей еще больше - трое. Сын Мигель и дочки Беатриса с Алией.
- Что случилось с вашим бизнесом в Испании?
- Я прогорел. У меня был спортивный магазин. Сначала все было в порядке. Но затем пошло наперекосяк, и я был вынужден его закрыть. Зато четко усвоил, что бизнесмен из меня никудышный. Теперь даже мыслей нет заняться бизнесом. Дело моей жизни - футбол.
- Не так давно вы работали с голкиперами сборной России. А что вам нравится больше: стоять в воротах или тренировать?
- В воротах я себе чувствую гораздо комфортнее. Куда сложнее наблюдать, как играют подопечные. В глубине души им завидую. Если бы не годы, сам стал бы в ворота. Поэтому отдушиной для меня являются выступления за команду ветеранов. Играем с завидной регулярностью - набегает до 75 матчей в год. Но если откровенно, до сих пор тянет сыграть против профессионалов.
- Кого Ринат Дасаев считает своим наследником?
- И в России, и в Украине немало талантливых киперов. В России на данный момент три высококлассных вратаря - Овчинников, Акинфеев и Малафеев. У последних двух еще все впереди. Они могут превзойти и мои достижения.
Максим РОЗЕНКО
Источник - Динамо Киев от Шурика