Елена ПИДГРУШНАЯ: «На двадцать дней отключила все эмоции»

Украинская биатлонистка - о впечатлениях от предыдущего сезона

Вернувшись в конце октября со сбора на глетчере в австрийском Рамзау, наша сборная отправилась для последних приготовлений к сезону туда, куда до недавнего времени не ступала нога украинского биатлониста. Хорошо знакомым финским лыжным меккам Мунио и Воукати тренерский штаб предпочел на этот раз норвежский городок Шушен, расположенный в двадцати километрах северо-восточнее столицы Олимпийских игр-1994 Лиллехаммера. В Европе это место называют не иначе как лыжным эльдорадо Норвегии. Помимо массы туристических маршрутов там есть прекрасный тренировочный круг для профессионалов, превосходящий по сложности своих «коллег» из Финляндии.

ДРУГИХ КАНДИДАТОВ В КАПИТАНЫ НЕ БЫЛО

- Хорошо, что сбор будет проходить не в Мунио, - звонок корреспондента «СЭ» застал капитана женской сборной Украины Елену Пидгрушную по пути в Норвегию. - Потому что там, по прогнозам, должны быть морозы. В Норвегии, правда, может не быть снега. В общем, если честно, не знаем, чего ждать. В Шушене мы никогда не были - говорят, там неплохо.

- А насколько совпали ожидания от встречи с «первым снегом» с тем, как в итоге прошел сбор в Рамзау?

- Первый сбор на снегу всегда весело проходит, потому что мы скучаем летом по лыжам, а это - первая возможность на них покататься. Австрия к тому же встретила нас прекрасной погодой. Практически все шестнадцать дней было тепло, солнечно - можно сказать, катались в удовольствие. Хотя, как правило, сбор на глетчере очень тяжелый. У нас было по две тренировки в день. Зарядку мы делать не успевали. В 8.15 утра выезжали на машине к подъемнику. На глетчере в это время всегда много народу, особенно лыжников. Из биатлонистов вначале были только немцы и словенцы, под конец нашего сбора подъехала еще и команда России. Непосредственно мы ни с кем не общались, так что никакими интересными новостями из жизни соперников болельщиков не порадую.

- Зато можете порадовать рассказом о том, как вас выбрали капитаном женской сборной Украины. Первая мысль о чем была: какая честь или какая ответственность?
- Выбрать капитана на первом же сборе в Чернигове предложил главный тренер сборной Василий Карленко. Валя Семеренко сказала: «Пусть будет Пидгрушная». Других кандидатур не выдвигали, так что и голосования по сути не было. Думаю, потому и выбрали, что и раньше многие вопросы решались через меня. Так что обязанностей не прибавилось, просто они стали официальными. Теперь спортсмены сначала идут ко мне, если нужно решить какой-то вопрос с руководством сборной. Да и тренеры в случае необходимости обращаются к одному человеку.

- В игровых видах спорта капитаны команд носят соответствующие повязки. А какие знаки отличия существуют в биатлоне?

- Никаких, да и обязанностями, повторюсь, абсолютно не обременена. Мне просто нужно порой что-то организовать, предупредить о чем-то других спортсменов. Например, расписать, кто в котором часу идет к доктору на кардиограмму. В команде ведь должен быть порядок.

- Не интересовались, кто является вашими коллегами по амплуа в других национальных сборных?
- Нет, даже в нашей мужской команде так до конца и неясно, кто капитан. То эту роль исполняет Биланенко, то Седнев, то еще кто-то. В биатлоне, видимо, капитан не так важен, как в игровых видах.

ХВОСТЕНКО - ПРИМЕР САМООБЛАДАНИЯ

- Если вспомнить прошлый сезон, вы побывали на цветочной церемонии награждения в Эстерсунде, ни разу не опустились ниже шестидесятого места на этапах Кубка мира, завоевали серебро чемпионата Европы и приняли участие во всех пяти гонках на Олимпиаде. Если бы прошлой осенью кто-то сказал, что у вас будут такие результаты, что подумали бы? Здорово или можно и лучше?
- Я бы подумала, что это нереально. Даже сейчас, когда уже полгода прошло, все эмоции улеглись, не верится, что сумела так психологически настроиться на гонки в Ванкувере. Летом у нас стартов мало, и даже на контрольные тренировки выходишь, испытывая какой-то мандраж. Одним словом, переживаешь больше, чем зимой. Недавно я делилась своими ощущениями от выступления на Олимпийских играх с Инной Супрун. И во время разговора с ней поняла, что на двадцать дней просто отключила все переживания. Поставила себя в жесткие рамки: работа, никаких лишних чувств. И только когда вернулась домой, начали проявляться эмоции.

- Своей психологической стойкостью, которую не раз отмечали и тренеры, вы бы, наверное, могли поделиться с подругами по команде, с теми же сестрами Семеренко. А каким качествам других украинских биатлонисток сами можете по-хорошему позавидовать?
- Мне еще над многим нужно работать, в том числе и над пресловутой психологией, которая очень часто как раз и не дает сделать тот самый нужный ноль. Да и в лыжном ходе есть куда расти, всегда хочется пробежать чуть быстрее и техничнее. Казалось бы, с нами работают одни тренеры, и мы вроде бы те же самые, но все равно каждый год узнаешь для себя что-то новое. Меня как-то спросили, почему занимаюсь биатлоном? Потому что мне нравится учиться, потому что люблю все новое, потому что у меня глаза горят. Сделаешь шажочек вперед в тренировках - и в протоколе оказываешься на несколько мест выше. А по-хорошему завидовать... На мой взгляд, в этом сезоне у всех наших девочек в технике бега заметен прогресс. Явно выделяется на данный момент, пожалуй, только Валя Семеренко. А примером самообладания и выдержки, думаю, для нас всегда будет оставаться Оксана Хвостенко.У нее такой громадный опыт!

- Европейское серебро в эстафете считаете самым весомым своим достижением в прошлом сезоне? Или если поставить эту медаль на весы с цветами Эстерсунда, или же выступлением на Олимпиаде, то последние перевесят?

- Скорее, достижением для меня было то, что в Отепя я хорошо пробежала свой этап и первой передала эстафету Вале Семеренко. Серебро чемпионата Европы мне все-таки представляется менее ценным, чем то же двенадцатое место в масс-старте на Олимпиаде. Да и то, что я показала четвертый результат, опять же на своем первом этапе в эстафете в Ванкувере, думаю, важнее, чем медаль в Эстонии.

ОТ СЕСТЕР СЕМЕРЕНКО ОТСТАЮ ГОДА НА ДВА

- Если олимпийский масс-старт стал для вас одной из самых успешных гонок в прошлом сезоне, то вот аналогичная дисциплина, закрывавшая сезон в Кубке мира, наоборот. Семь промахов - это ваш антирекорд?

- (Смеется). Я, наверное, за весь сезон столько не промахивалась, сколько в масс-старте в Ханты-Мансийске. Пик формы у меня был в Ванкувере. Это чувствовала я, это видели все. Наши тренеры здорово сработали. Но после Олимпиады плавно пошел спад и в физической форме, и в стрелковой подготовке. То ли я расслабилась, то ли просто уже не не было сил держаться. Ведь по сути это был первый сезон, когда я прошла почти все девять этапов Кубка мира. В этом году я, наверное, уже легче всю эту нагрузку перенесу, но в прошлом мне очень тяжело последние гонки давались. Мы приехали в Ханты-Мансийск. Тренеры смотрят на меня, мол, что уже с нее возьмешь. Так что бежала, как могла. 33-е место в спринте, последнее или предпоследнее (даже не помню) в масс-старте - по большому счету эти результаты уже ничего не решали. Как не имело значения и то, закончу я сезон на 29-м или 30-м месте в общем зачете Кубка мира.

- Как считаете, если бы не проблемы со здоровьем, которые преследовали вас в предыдущие сезоны, раньше бы пришли к таким результатам?

- Думаю, да. Потому что первый же свой год в национальной команде проболела. Вита и Валя Семеренко с каждым сезоном прогрессирует, и я тоже потихонечку прибавляю. Может, не с такими, как у них, результатами, года на два, в общем, я от сестер все-таки отстаю, но относительно себя прежней делаю шаги вперед. А вообще неслучайно, наверное, говорят: все, что не делается, к лучшему. Значит, так должно было быть.

- Прошлый сезон закончился для вас на приятной ноте - от спонсоров Федерации биатлона Украины вы получили средства на приобретения собственного жилья в Тернополе. Теперь уже есть где отдохнуть между сборами и соревнованиями?

- В моих планах - построить собственный дом. Поэтому подаренные средства пока так и лежат на счету. А живу на данный момент в обычной квартире, которая по статусу является общежитием, в Тернополе. В одной комнате я, в другой - Света Крикончук. Приезжаем туда после сборов или соревнований, пьем чай на кухне и говорим: наконец-то мы дома. Квартира была фактически пустая, когда мы туда вселялись, так что мы все там обустраивали сами и на свой вкус. И именно там я чувствую себя по-настоящему дома. Кроме того, из города все-таки проще добраться и на базу в Пидгородне, да и к родителям в Березовицу рукой подать.

Анна САВЧИК

СЭ в Украине

Александр Тишура Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 22 ноября 2024, 05:39 0

Студентка Сидни Томас за одну ночь стала мировой знаменитостью

Комментарии