Павел ЭЛЬЯНОВ: «Таль был разносторонним шахматистом»
На Мемориале Таля Украину представит харьковский шахматист
- 05 ноября 2010, 16:10
- |
- 1557
- 2
Наша беседа с одним из ведущих гроссмейстеров Украины состоялась вскоре после того, как Павел ЭЛЬЯНОВ вслед за победой на Олимпиаде пополнил список своих достижений первым местом на Кубке европейских клубов (шахматисты называют этот турнир иначе - клубный чемпионат Европы). Но по иронии судьбы это было последнее интервью Павла в качестве сильнейшего шахматиста Украины, ведь 1 ноября вышел новый рейтинг ФИДЕ, в котором Василий Иванчук вновь стал топ-игроком нашей страны.
-Павел, благодаря успешным выступлениям на Олимпиаде Василия Иванчука вы теряете лидерство в рейтинге ФИДЕ среди украинцев. Для вас вообще имеет значение, первый ли вы в Украине или нет?
- Понятие сильнейшего достаточно условно, поскольку рейтинг - это лишь цифры и они постоянно меняются. Не нужно относиться к этому слишком серьезно. Иванчук-это большая величина, и в хорошей форме он не уступает сильнейшим шахматистам мира и даже где-то их превосходит. Чтобы стать с ним на один уровень, мне еще нужно поднять свой потолок. Конечно, мне приятно быть первым по рейтингу, но реально мне нужно играть еще сильнее, чем сейчас, чтобы быть по-настоящему первым.
-Успехи в сборной и клубе, по идее, должны были обеспечить вам какие-то предложения на крупнейшие турниры. Но вот в стартовом списке супертурнира Вейк-ан-Зее из сборной Украины есть Руслан Пономарев, Захар Ефименко сыграет в турнире «Б», а вас нет. Почему?
-Дело в том, что состав турнира формируется где-то за полгода до его начала. Кроме того, нельзя сказать, что я обязательно должен был там играть, ведь существует много достойных шахматистов, и чтобы попасть в состав стопроцентно, нужно постоянно быть в топ-десятке. Я рад, что меня на Мемориал Таля пригласили - это уже что-то. Турнир очень сильный, я к нему сейчас готовлюсь изо всех сил.
-Вы уже примерно шесть лет играете за саратовский «Экономист». С чем связана такая стабильность?
-Да, я там играю уже пять-шесть лет, хотя когда туда пришел, я еще не был столь титулованным игроком. Меня пригласили вместе с Сашей Моисеенко, в команде была создана отличная атмосфера, хотя в те годы мы еще не претендовали на высокие места в чемпионате России, не говоря уже о клубном чемпионате Европы. Скорее, мы боролись за выживание, но ни разу не вылетели из высшей лиги. С каждым годом мы росли и, даже не привлекая большого количества легионеров, доросли до того, что уже дважды победили на клубном чемпионате Европы. Я считаю, что это невероятный успех. Не могу сказать, что коллектив у нас звездный, но он в любом случае очень дружный. Это и позволяет нам добиваться побед.
-С точки зрения финансового обеспечения, где выгоднее сегодня играть, в российских клубах или европейских?
- Что касается выступлений в европейских клубах, то я не могу сказать, что это так уж выгодно. Уровень в целом упал. Не знаю, связано ли это с кризисом или еще с какими-то причинами, но я вот играю в разных клубах и могу сказать, что российская лига на сегодня в финансовом плане ведущая в мире.
-В Москве вот-вот стартует Мемориал Таля, на котором украинцы обычно выступают неплохо: в 2006 году первое место разделил Пономарев, а в 2008-м победил Иванчук. Как вы полагаете, кто в нынешнем году имеет лучшие шансы на победу?
-Свои шансы я никогда не оцениваю, это очень неблагодарное дело. Что касается настроя, то, конечно, постараюсь побороться за победу. Большинство шахматистов, которые участвуют в турнире, вполне мне по силам, хотя, безусловно, есть пара игроков, которые выделяются на общем фоне - это Крамник и Аронян. Наверное, их можно назвать фаворитами.
-Во время Олимпиады вы проиграли принципиальную партию Сергею Карякину - насколько я понимаю, вас выловили на вариант. Как же так получилось, вы были не готовы к нему или же просто ошиблись в расчетах?
- Конечно, это был большой провал в моей дебютной подготовке. Вариант был довольно редкий, хотя его однажды играл в Астрахани против Инаркиева. Мне казалось, что я чувствую себя достаточно уверенно в нем, довольно много его анализировал, но меня отчасти ввело в заблуждение то, что компьютер считает позицию за черных хорошей. На самом же деле, это все не так, у черных там проблемы, причем неразрешимые. По сути, я там не вышел из дебюта, и позиция, которую я получил, была безнадежной.
-На Мемориале Таля вам снова предстоит дуэль с Карякиным. Готовы ли вы продолжить с ним теоретическую дискуссию в этом варианте?
-Пока я не готов ответить на этот вопрос. Я ведь нахожусь в процессе подготовки.
-Вы готовитесь к турниру самостоятельно или кто-то из гроссмейстеров вам оказывает помощь?
-Я сейчас нахожусь в Израиле, мне помогает Миша Роиз, который уже работал со мной в Астрахани. Тогда у нас хорошо получилось, поэтому я пригласил его снова, мы готовимся вместе, и он тоже поедет вместе со мной в Москву.
-Как вы относитесь к такому понятию, как талевский стиль? Насколько он уместен в современных шахматах высшего уровня?
-Таль на самом деле был разносторонним шахматистом. Он умел в шахматах все, а не только жертвовать. А что касается последователей Таля то, пожалуй, Алексея Широва можно считать в какой-то степени его учеником, и он лучше других демонстрирует талевский стиль в современных шахматах.
-Где вы планируете выступать после Мемориала?
- У меня нет каких-то серьезных планов, поскольку нет предложений. Весной будет российская лига, а так больше ничего определенного.
-На последних выборах президента ФИДЕ чья позиция вам была ближе - Илюмжинова или Карпова?
-Трудный вопрос. С одной стороны, Карпов был ближе, потому что наш новоизбранный президент ФШУ Виктор Капустин также поддерживал Карпова. С другой стороны, Кирсан Илюмжинов тоже много сделал для шахмат. Трудно дать им оценку, поскольку они оба показали как свои сильные, так и слабые стороны. Важно другое - в украинские шахматы пришел новый человек, который для них что-то делает, ведь ФИДЕ от нас далеко.
Игорь ЩУКИН, газета «Команда»