Максим КАЛИНИЧЕНКО: «Рамосу еще рано показывать пряники»
Полузащитник «Днепра» рассказал о переменах в клубе
- 22 октября 2010, 08:54
- |
- 1446
- 2
Приятно общаться со спортсменом, который лезет за словом в карман реже, чем журналисты. Более того, не избегает острых тем и не бросает трубку после первого же неприятного вопроса. Хотя свой разговор с 31-летним плеймейкером днепропетровцев корреспондент «СЭ» начал с обсуждения свежей информации о решении апелляционного комитета ФФУ по делу «Карпаты» - «Металлист».
- Максим, кое-кто уже шутит, что не успел Хуанде Рамос возглавить «Днепр», как команда тут же завоевала бронзовые медали сезона-2007/08, перешедшие к ней по наследству от лишенных третьего места харьковчан…
- Вы это серьезно? Новость - просто зашибись!
- Честно говоря, был уверен, что вы и ваши партнеры уже успели основательно ее обсосать…
- Приеду на базу к вечерней тренировке, и обязательно обсосем (смеется)…
КАЗАРМЕННЫЙ РЕЖИМ НИКТО НЕ ВВОДИЛ
- Перенос 9-очкового наказания «Металлисту» и «Карпат» на следующий сезон - обострение борьбы за бронзу?
- Мое отношение к этому всему какое-то неоднозначное. С одной стороны, хорошо, что все будет честно, ведь «минус девять» для двух команд - это «плюс девять» для их соперников. С другой стороны - несколько непонятно, почему окончательное решение затягивается и периодически меняется: бронзу решили отобрать, а бить очками будут позже… И хотя вина клубов вроде как доказана, исполнение приговора отсрочено на год. Хотя, может быть, я просто не знаю всех тонкостей и нюансов.
- Однако давайте вернемся непосредственно к делам «Днепра», который впервые со времен Бернда Штанге возглавил иностранный специалист. С тренерами-легионерами, не считая Александра Старкова, вы, кажется, работали лишь однажды. Какие впечатления сохранились от периода сотрудничества с итальянцем Невио Скалой?
- По сравнению с нашими наставниками все было по-другому. Да и воспоминания остались самые хорошие. Подкачала разве что концовка того памятного сезона, но давайте не будем сейчас о плохом. Сам Скала, как, впрочем, и все его помощники оставил очень приятное впечатление: его штаб выглядел настоящей командой профессионалов, у которых все было отточено до мелочей. Благодаря этому подготовка на сборах проходила пошагово, футболисты выполняли все запланированное наставниками, и это приносило превосходные плоды. Организация тренировочного процесса у Скалы была такой высокой, что иногда создавалось впечатление, будто все расписано на несколько месяцев вперед. Скажу откровенно, для будущих тренеров сотрудничество со специалистами такого калибра не может не пойти на пользу.
- Уж не себя ли вы имеете в виду, говоря о будущих тренерах?
- Говорить об этом я пока не могу. Но если уж решу стать наставником наверняка использую бесценный опыт работы с такими специалистами как Романцев и Скала… Хотя, по большому счету, что-то полезное можно взять у каждого тренера, с которым я работал. Благо, все они были настоящими личностями.
- Но конспектов вы, подозреваю, не вели?
- Не вел. Но кто-то за этими специалистами записывал - это точно. Значит, придется у кого-то списать (улыбается).
- На Западе наставники предоставляют своим подопечным больше простора в быту, рассчитывая на их профессионализм. Рамос уже дал понять, что намерен поступать также, или же со славянским менталитетом свобода может сыграть дурную шутку?
- В этом вопросе не вижу каких-либо явных отличий по сравнению с тем, что было при его предшественнике. Потому что Владимир Бессонов практически не ограничивал нашей свободы, и жаловаться на то, что при нем в команде царил строгий режим, никто из нас не станет. Все было достаточно либерально, ни о каких казармах речи не шло. Да и заезд на базу проходил за день до матча. А изменения, если чего и коснулись, так только тренировочного процесса.
НАСЛЫШАН О ТЕОРИИ В КОМАНДАХ ФОМЕНКО
- Можно ли сравнить методику Рамоса с одной из тех, с которыми вы встречались ранее, или же это кардинально новый подход к тренировкам?
- Что-то общее, конечно, есть. Да и потом выработать какой-то уникальный стиль сегодня невозможно. Современный футбол диктует совершенно конкретные требования к подготовке футболистов, включая обязательные пункты - такие как тактика, техника, общефизическая подготовка, специальная работа с мячом и без него. Все наставники стремятся решать одни и те же задачи. При этом рознятся только способы, но никак не суть происходящего. При этом каждый специалист делает уклон на какой-то конкретный аспект.
- Например?
- Ну, мы пока что больше работаем над тактикой. На этой неделе даже провели два теоретических занятия за день - в общей сложности занимались тактическими нюансами около четырех часов.
- В сборной Олега Блохина, где вы играли далеко не последнюю роль, тон на теории задавал знаменитый ноутбук Семена Альтмана. Ваш новый наставник объясняет вам тактические постулаты по старинке - с помощью настенного макета?
- Да, иногда главный тренер передвигает фишки, но прогресс не обходит нас стороной, так что у Рамоса тоже есть свой ноутбук, а точнее - у одного из его помощников.
- Слышал легенды о том, как футболисты похрапывают во время тактических лекций, умостившись где-то на «галерке» в зале для теоретических занятий…
- Вообще-то, я не знаю игрока, которому понравилось бы по часу-полутора сидеть на одном месте, но куда от этого деться? Хотя я, например, наслышан о том, как футболисты мучились по три часа в командах Михаила Фоменко. Вот такого кошмара не пожелаешь и врагу. Академический час еще можно высидеть. Дольше - уже тяжело. Мозг человека просто перестает воспринимать информацию. Доказано наукой.
- Приметили у нового тренера какое-то упражнение, с которым ранее в карьере вы не сталкивались ни разу в жизни?
- Удивило достаточно специфическое восстановление, в рамках которого беговые упражнения были заменены работой с мячом в движении. Причем, все задания - будь-то передачи, ведения или перемещения - выполняются в строгой последовательности.
- Вопрос от спортивных диетологов. Судя по интервью некоторых ваших партнеров, «Днепр» - это команда сладкоежек. Так Евгений Селезнев признался, что сидит на специальной диете, а Евгений Коноплянка пообещал, что впредь постарается ограничить себя в уничтожении шоколадок. Как обстоят дела с этим вопросом у вас?
- Никаких проблем с лишним весом никогда не было, нет и, думаю, уже не будет. Так что я вполне могу позволить себе полакомиться десертом, хотя и не отношу себя к сладкоежкам и над тем же шоколадом не трясусь. Видимо, как раз потому, что никогда им не злоупотреблял.
МАТОМ РАМОС НЕ РУГАЕТСЯ
- В первой встрече при Рамосе против «Зари» вы вышли в стартовом составе, отдали голевую передачу, но в перерыве были заменены. Знаете причину такого решения наставника?
- Вообще-то был слегка удивлен, но на пресс-конференции наставник четко объяснил, чего он хотел добиться заменами. К примеру, от Лепы требовалась скорость, а от Алсидеса - агрессия. А вот почему он поменял конкретно меня, не знаю. Не спрашивал.
- Как испанец оценил игру для прессы, мы уже слышали. А вот, что услышали в раздевалке вы, пока не знаем…
- Было видно, что тренер весьма расстроен результатом. Нам же Рамос сказал следующее: «Эта игра прошла. О ней нужно позабыть и готовиться к следующей». Слова, может быть, и банальные, но по сути верные. Именно это нам теперь предстоит сделать.
- Поговаривают, что Хуанде Рамос в рекордные сроки осваивает русский и даже пытается шутить на чужом языке…
- Знаете, любое высказывание иностранца из Западной Европы на нашем языке уже звучит очень смешно. Прежде всего, в силу различий в произношении. Так что если условный испанец пытается говорить на русском, это выглядит достаточно забавной шуткой.
- Футболисты-легионеры первым делом осваивают сленговые выражения. К тренерам такое не относится?
- Не мне проверять лингвистические познания Рамоса, но об одном могу сказать с уверенностью: ни одного матерного слова я от него не слышал.
- Лично вы уже успели понять, что ближе испанскому специалисту - кнут или пряник?
- Никаких драконовских мер пока не было, но и особого пряника нам никто не показывал. Хотя ведь и поводов для этого пока нет. Пока что тренер только присматривается к команде.
- При Бессонове использование креативной связки Калиниченко - Назаренко считалось слишком большой роскошью. Сейчас ситуация изменилась?
- У нас в средней линии конкуренция и без того настолько высока, что кому-то по любому придется сидеть на скамейке. Но Сережу я знаю очень давно и считаю, что у нас примерно схожее понимание игры. Как по мне, взаимодействовать с созидательным футболистом куда приятнее, чем с разрушителем. Хотя, без последних ни одна команда, само собой, обойтись не сможет.
КАК РОДИЛСЯ «КРИЗИС КРИЗИСА»
- Вы едва ли не единственный игрок, которого испанский наставник может как-то знать по чемпионату мира-2006. Как думаете, ваша фамилия что-то говорила Рамосу до его появления в коллективе?
- Ну, не знаю, этот вопрос лучше задать самому тренеру. Да и как вы себе это представляете? Подхожу я, значит, в первый день к наставнику и говорю: «Здравствуйте, господин Рамос. Калиниченко - это я» (смеется). В данный момент для тренера все равны. А с симпатиями и антипатиями испанский специалист определится ближе к зимнему перерыву.
- В каком качестве видит вас новый тренер?
- Пока что играю везде - и справа, и слева, и в центре, без конкретной привязки к четкой зоне действий.
- Можно ли сказать, что тактическая схема, используемая Рамосом, больше похожа на ту, которую предложил вам исполнявший обязанности главного тренера Вадим Тищенко?
- Смотря, какую схему вы имеете в виду. При Тищенко мы играли строго 4-4-2, а при Рамосе начали с 4-3-3 или 4-5-1, а потом опять перешли на 4-4-2.
- Руководитель «Днепра» Игорь Коломойский после отставки Бессонова рассказал, что его смущала расстановка игры с одним форвардом. Как вы полагаете, количество номинальных нападающих прямо пропорционально атакующей мощи коллектива?
- Если брать мою точку зрения, то все-таки влияние имеет не число форвардов, а игровые качества конкретного игрока. А также умение наставника разобраться, кого именно выпустить на поле в день матча и расставить своих исполнителей по местам.
- Еще в сентябре вы сказали, что у вас есть свое мнение по поводу того, что происходит в команде. Может, наконец-то пришло время его озвучить?
- Да в целом, обстановка была мрачная - ни побед не было, ни чего-то другого положительного… Причин куча, но самая главная - отсутствие результата. Это и предопределило унылый эмоциональный фон.
- Ваше осеннее высказывание о «кризисе кризиса» уже стало крылатым.
- Это вообще уникальная история. Я уже давно заметил, как что-то скажу, так сразу же эти слова становятся широко обсуждаемыми. А все потому, что некоторые не понимают грань между шуткой и реальностью. Сейчас я вам расскажу, как все было: я шел вдоль бровки после игры, и тут на меня в хорошем смысле этих слов набросились ваши коллеги. И все в один голос задают один вопрос: «Максим, вы согласны, что в команде кризис?» А у меня в ушах одно только слово: «Кризис», «кризис», «кризис»… Вот я им так шуточно и говорю: у нас не просто кризис, у нас кризис-кризис! А услышал каждый, кто как захотел. Так же, собственно, и перефразировали.
- Владимир Бессонов интервью давал нечасто, но в каждом из них сквозили философские нотки. Вы - тоже человек непростой и любите глубокую литературу. Общались с Владимиром Васильевич не о футболе?
- Несколько раз разговаривали: он действительно - не простой, но ведь и не пытается казаться таким. Он - такой, какой есть. И он - человек, а люди склонны ошибаться, однако имеют право на философию и свое видение любой ситуации. Другое дело, что свои чувства можно объяснить далеко не всем. А может быть, этого и не нужно. Если ты кому-то не нравился, в конечном итоге все равно останешься плохим.
НЕ ПОМНЮ НИ ОДНОГО ЛЕГКОГО МАТЧА С «АРСЕНАЛОМ»
- Теперь вас ждет матч с «Арсеналом», который когда-то на полу-серьезе считали едва ли не фарм-клубом «Днепра». Ожидаете реваншистских настроений кое-кого из бывших партнеров?
- Я не помню ни одной легкой игры против «Арсенала». И не ожидаю ничего иного на этот раз.
- Тем не менее, сейчас вы с киевлянами - соседи по турнирной таблице. Как полагаете, пятая строчка подопечных Юрия Бакалова соответствует уровню их игры?
- Я не очень люблю разговоры уровня «везет - не везет». Считаю, что говорить так не совсем правильно. Каждая команда на своем месте, тем более что по своим полочкам всех разложит итоговая, а не промежуточная таблица.
- Вы хорошо знаете Вячеслава Грозного, который, по сути, открыл вас для большого футбола. Как вы думаете, почему у него не получилась с «канонирами»?
- Видимо, сказался человеческий фактор: с кем-то Вячеслав Викторович не сошелся. Такое бывает. А специалист он хороший, я его методы знаю.
- Главный тренер сборной Украины Юрий Калитвинцев повторяет, что ему нужны не ремесленники, а творческие личности. Вас всегда относили именно к этой категории футболистов. Значит ли это, что шансы на возвращение в главную команду страны все еще остаются?
- Пока еще никто не говорил, что этих шансов нет, но, исходя из нынешней ситуации, полагаю, что они призрачны. Хотя продолжаю верить и надеяться, что когда-нибудь еще смогу пригодиться. И неважно, в какой ипостаси. В сборной готов быть даже ремесленником (улыбается)…
- Неужели сможете переквалифицироваться?
- Боюсь, что у меня уже не тот возраст, чтобы кардинально переучиваться.
Спорт-экспресс в Украине